17 июля гонконгскому режиссёру Вонгу Кар-Ваю исполнилось 65 лет. В честь юбилея Film.ru выбрал несколько картин и постановщиков, которые могли оказать влияние на творчество прославившегося автора «Любовного настроения» и «Чунгкингского экспресса».
«Злые улицы» — реж. Мартин Скорсезе, 1977
В середине 1980-х кино Гонконга находилось на стадии подъёма. После нескольких лет работы в индустрии и десятков написанных сценариев Кар-Вай пробует себя в режиссуре с дебютным фильмом «Пока не высохнут слёзы» о молодом гангстере (Энди Лау) и его взбалмошном товарище. Кар-Вай вбирает в себя опыт коллабораций с Патриком Тамом («Последняя победа»), находится под воздействием популярного боевика «Светлое будущее» Джона Ву и фокусируется на творчестве одного из своих любимых режиссёров — Мартина Скорсезе. Основным источником вдохновения для «Слёз» послужили «Злые улицы» с Харви Кейтелем и Робертом Де Ниро — здесь Кар-Вай во многом опирается на их сюжет, параллельно подсматривает у Джима Джармуша («Более странно, чем в раю»). Фильм позволил Кар-Ваю заявить о своих амбициях, попытка увенчалась успехом, «Пока не высохнут слёзы» прогремел на родине и был отобран в программу «Двухнедельник режиссёров» Каннского фестиваля.
«Амаркорд» — реж. Федерико Феллини, 1973
Трилогия об Апу — реж. Сатьяджит Рай, 1955-1959
Переехав из Шанхая в Гонконг в период культурной революции, Кар-Вай не раз обращался к теме собственного взросления. Сразу после проявления народной любви к его дебюту режиссер решил воссоздать кочевническую юность, вдохновившись своей обожавшей кино матерью и автобиографическим «Амаркордом» Феллини. Главный герой Юдди (Лесли Чун) вступает в беспорядочные отношения, живёт с мачехой и хочет установить личность настоящей матери.
«Дикими днями» Кар-Вай доказывает, что всё помнит (в переводе с итальянского m'arcôrd), а также объединяет молодость с одним из своих любимых проектов, трогательной трилогией о взрослении мальчика Апу («Песнь дороги», «Непокорённый», «Мир Апу») бенгальского режиссёра Сатьяджита Рая с похожими мотивами. Вместе с «Любовным настроением» и «2046» «Дикие дни» образует трилогию, чьё действие разворачивается в Гонконге 1960-х (или его подобии). Здесь он также впервые сотрудничает с постоянным оператором Кристофером Дойлом, чьи цветовые решения впоследствии обессмертят обоих. Для Кар-Вая фильм стал кассовым провалом и одновременно творческим спасением.
«На последнем дыхании» — реж. Жан-Люк Годар, 1960
«Лола» — реж. Жак Деми, 1961
Будучи представителем гонконгской «новой волны», Кар-Вай не стесняется заимствовать опыт бунтарей-законодателей из Франции. На два следующих диптиха постановщика, «Чунгкингский экспресс» и «Падших ангелов», повлияли шедевры Годара и Деми, которых сам режиссёр неоднократно упоминал в качестве своих кумиров, адаптировав под себя их отказ от привычных сюжетных структур. Кар-Вай намеренно избегает прежней мечтательности безлюдного Гонконга, приглашает зрителя в пространство неона и сбивающего с ног консьюмеризма, связывает несколько историй, курирует диалог между случайными знакомствами под California Dreamin и Only You, мотоциклами и киллерами, ананасами и париками.
Торжество эскапизма, стилистического экстаза становится формой протеста против пуританства и консерватизма гонконгской индустрии, подобно монтажу у Годара и мюзиклу без музыки «Лола» от автора «Шербурских зонтиков» Деми. При всей революционности традиционный для Кар-Вая лейтмотив обречённой любви успевает подарить шанс на мимолётное совместное счастье, обретённое в туннелях ночного города.
«Затмение» — реж. Микеланджело Антониони, 1962
Подобно своему негласному учителю Антониони, Кар-Вай заворожён исследованием одиночества. В «Любовном настроении» он запечатлевает рутинные переживания пары обманутых соседей (Тони Люн Чу-Вай и Мэгги Чун), ностальгирует вместе с ними по утраченному. Та же сдержанность движет «Затмением», где пара молодых людей (Моника Витти и Ален Делон) оставляет после себя лишь статические кадры локаций, где процветал их недолговечный роман. Кар-Вай объединяет эстетику европейского модернизма с азиатским кино, разрушает привычную позитивную коннотацию слова «ностальгия», концентрируется на печали. Кар-Вай кратко успел поработать с Антониони в альманахе «Эрос» 2004 года.
«Бегущий по лезвию» — реж. Ридли Скотт, 1982
Кар-Вая широко интересует время, что наиболее ярко отразилось в вырывающемся из каталога сай-фае «2046», футуристическом и метафизическом откровении. Из «Любовного настроения» сюда эмигрировал герой Тони Люна Чу-Вая, писатель, путешествующий на поездах в 2046 год (срок окончания независимости Гонконга), чтобы избавиться от травмирующих воспоминаний и меланхолии. Девушка-андроид и его человеческие любовники моментально напомнят о шедевре жанра сай-фай «Бегущий по лезвию» и репликантах с надеждами на обретение идентичности. Кар-Вай здесь рассуждает не только о своих трагических персонажах, но и о собственном наследии, направлениях режиссёрской карьеры, которая кардинально изменила ландшафт мирового кинематографа.