Пока фантастический триллер
Кристофер Нолан много раз признавался в своей любви к «бондиане» и даже заявлял о своём желании снять фильм об Агенте 007. Не зря с выходом каждой части в Сети появляется куча спекуляций на тему того, что вот в этот раз ну точно очередного «Бонда» снимет именно Нолан. Впрочем, пока это всё именно что спекуляции, а «Довод» отчасти выглядит как попытка режиссёра закрыть этот шпионский гештальт.
Но пока его упражнение в жанре spy action отложили на неопределённый срок, самое время посмотреть на то, что изначально вдохновило Нолана окунуться в мир супергаджетов и всемирных заговоров. В интервью он как-то рассказывал, что один из первых фильмов, которые он помнит из детства, — это «Шпион, который меня любил» с Роджером Муром в роли Агента 007. На нём и остановимся.
«В какой-то момент фильмы о Бонде зафиксировались у меня в голове как пример по-настоящему масштабного кино».
Чем лучше заменить Нолана, как не самим Ноланом? Тем более что у него уже есть один концептуальный фантастический капер-муви, где тоже, кстати, есть тема замудрённых манипуляций со временем. Сюжет «Начала», думается, рассказывать никому не надо, но на всякий случай повторим: это фильм о людях, которые по заказу проникают в чужие сны и пытаются с помощью них повлиять на те или иные решения человека в жизни.
Сложносочинённая драматургия и впечатляющие (что характерно — почти все практические) спецэффекты фильма своей эффектности за 10 лет не утратили ни на грамм, да и, наверное, уже никогда не утратят. К тому же с 1 августа «Начало» пустят в повторный прокат в российских кинотеатрах — другой такой шанс пережить один из лучших фантастических фильмов десятилетия у вас вряд ли будет.
«Довод» Нолана — это пример того, как большому автору дали огромный бюджет и полную творческую свободу, чтобы тот реализовал свой неординарный концепт в самом великом из возможных масштабов. «Детонатор» же — пример кардинально противоположного подхода. Это фильм о двух приятелях-учёных, которые случайно изобрели машину времени — но не типичную, «киношную», а способную отправить человека лишь на день назад. Герои начинают с помощью неё зарабатывать на бирже, но вскоре теряются в многочисленных версиях самих себя, одновременно существующих в пространстве, — а уж как теряется зритель, невозможно и передать.
Режиссёр «Детонатора» Шейн Каррут — дипломированный математик, и к сценарию картины он подошёл с по-настоящему учёной дотошностью. Его фильм, снятый всего за 7 тысяч долларов с ним же в главной роли, не раскрывает перед зрителем всех своих тайн и не пытается вести аудиторию за ручку — до сих пор фанаты чертят огромные графики, чтобы понять, что вообще происходит в сюжете. Так что если боитесь, что Нолан запутает вас «Доводом», посмотрите «Детонатор» — после него вообще ничего не страшно.
Раз уж у нас так вероломно отнимают «Довод», придётся вернуться к, пожалуй, последнему значимому научно-фантастическому авторскому экшену про перемещения во времени. «Петля времени» — фильм Райана Джонсона о людях, которые убивают отправленных из прошлого людей: тех, в свою очередь, посылает мафия, ведь в светлом будущем убийство скрыть практически невозможно. Главному герою в один момент присылают его же самого, только старого, — и теперь ему нужно разобраться, что вообще происходит.
Джонсон, конечно, далеко не Нолан и не обладает его тягой к закрученным концептам. Да и масштабы у него совсем не те. Напротив, в «Петле времени» всё очень скромно и читаемо, что, впрочем, не мешает картине быть одновременно эффектной деконструкцией неонуарного сай-фая и отличным представителем жанра.
Кроме шпионских фильмов большим источником вдохновения для «Довода» были картины про ограбления. И среди них своей любимой Кристофер Нолан часто называет «Топкапи» — кино 1964 года режиссёра Жюля Дассена. Оно рассказывает о группе авантюристов, которые задумали украсть бесценный кинжал из очень охраняемого дворца бывшего султана в Стамбуле. Это знаковое кино, на которое нередко оглядываются представители жанра, — и, вероятно, некоторые корни «Довода» тоже можно будет углядеть в «Топкапи». Да и с классикой ознакомиться никогда не бывает лишним — тем более если её советует сам Нолан.