Блокбастеры разочаровывают не реже, чем радуют и восхищают публику. Какие картины в последние годы разочаровали сильнее всего?
Режиссер Ридли Скотт снял в конце 1970-х и начале 1980-х два шедевра мировой кинофантастики – «Чужой» и «Бегущий по лезвию». Поэтому когда стало известно, что мэтр возвращается в этот жанр и снимает блокбастер, сюжетно связанный с «Чужим», многие поклонники фантастики решили, что Скотт создаст один из лучших фильмов десятилетия. Ажиотаж стал еще сильнее, когда выяснилось, что в картине сыграют Нуми Рапас, Шарлиз Терон, Майкл Фассбендер и другие харизматичнейшие звезды. Однако в итоге оказалось, что «Прометея» можно похвалить лишь за эффектную картинку и за игру некоторых актеров. В сюжетном плане лента была очевидным фиаско, а героиня Рапас не стала таким «иконическим» персонажем, как героиня Сигурни Уивер в «Чужом». В финансовом плане фильм тоже не впечатлил, едва окупив расходы на съемки и рекламу.
После одного удачного и одного отличного фильма о Человеке-пауке фанаты признали режиссера Сэма Рейми богом комиксных лент. Третья картина, однако, доказала, что даже боги порой ошибаются. «Враг в отражении» был перегружен суперзлодеями, а сцены, в которых Питер Паркер, отравленный инопланетным монстром, демонстрировал свою «темную сторону», вызывали лишь одно чувство – смех боли и разочарования. Хотя инерция зрительской любви к первым двум «Человекам-паукам» позволила фильму сделать отличные сборы, студия Sony сочла за лучшее не продолжать цикл, а перезапустить его с новыми актерами и новым постановщиком.
Решение продюсеров «перезагрузить» цикл о Джеймсе Бонде в «Казино “Рояль”» было очень спорным, но когда фильм вышел, он сразил публику и зрителей наповал. «Казино» быстро объявили одной из лучших постановок в истории «бондианы», и все приготовились ждать, каким мощным и необычным будет второй фильм о Джеймсе Бонде с участием Дэниела Крейга. Однако прежде не снимавший картин такого размаха артхаусный режиссер Марк Форстер провалил проект. Отчасти это было связано с тем, что сценарий ленты не удалось довести до ума из-за голливудской забастовки сценаристов, а отчасти из-за того, что Форстер и его команда так смонтировали экшен, что испортили невнятным мельтешением теоретически эффектнейшие сцены. Даже Крейг смотрелся не так интересно, как в «Казино». К счастью для цикла, вышедший вслед за «Квантом» фильм «007: Координаты “Скайфолл”» восстановил репутацию «бондианы».
Самые проницательные наблюдатели начали предсказывать проблемы «Бэтмена против Супермена» сразу после того, как было объявлено, что вместо второго «сольного» фильма о Супермене студия Warner вложится в картину с множеством супергероев. Но в основном поклонники блокбастеров о супергероях были заворожены тем, что наконец-то увидят вариацию на тему одной из самых известных схваток в истории комиксов. Что ж, схватку Бэтмена и Супермена они действительно увидели, но она оказалась куда хуже драматургически подана, чем битва Железного Человека с Капитаном Америка в хите Marvel «Первый Мститель: Противостояние». В остальном «На заре справедливости» тоже особенно не удался. Правда, некоторые его странности и ляпы были исправлены в полной режиссерской версии, вышедшей на видео. Но если к картине нужно добавить полчаса вырезанных фрагментов, чтобы привести ее в чувство, то удачной постановкой ее никак не назвать.
C самого начала было ясно, что четвертый «Индиана Джонс» не будет столь же удачным, чем первые три части, поскольку классическим экшен-героям не положено стареть. Однако была надежда, что все остальное в «Королевстве» компенсирует присутствие в кадре пожилого Джонса. Вместо этого Харрисон Форд оказался едва ли не лучшей составляющей картины с нелепым сюжетом, недостаточно зловещим злодеем (советский офицер – это вам не нацистский прихвостень), откровенно фальшивыми компьютерными эффектами… И, что было хуже всего, Шайей ЛаБафом в роли «крутого парня». Картина произвела столь отрицательное впечатление, что в сатирическом сериале «Южный парк» ее назвали «изнасилованием Индианы Джонса».
Как испортить картину о схватке двух самых жутких фантастических монстров? Очень просто. Нужно снять ее в соответствии с требованиями рейтинга PG-13. То есть выбросить из фильма всю ту «кровищу», которую от него ждали, и снять экшен-сцены в такой темноте, что ехидные критики именовали ленту «театром теней». При этом скомпенсировать слабость боевых сцен режиссеру Полу Андерсону было нечем, поскольку в его сценарии все «тихие» моменты были еще хуже «громких». Самое печальное в этой истории в том, что студия Fox не была наказана за настояние на подростковом рейтинге, так как обещание схватки Чужого и Хищника само по себе обеспечило фильму неплохие сборы.
Пообещав публике игровую «Алису в Стране чудес» в постановке Тима Бертона, да еще и с участием Джонни Деппа, Хелены Бонэм-Картер и Энн Хэтэуэй, студия Walt Disney практически гарантировала отличные сборы. Действительно, лента заработала миллиард долларов, но все равно стала изрядным разочарованием. Вместо интересного переосмысления публике предложили убогую и шаблонную феминистскую байку, в финале которой повзрослевшая Алиса должна была зарубить дракона. Трудно поверить, что никто из участников проекта не осознал, что вся прелесть изобретательнейших сказок Льюиса Кэрролла в том, что героиня одерживает победы, не беря в руки ничего опаснее кухонного ножа. По крайней мере, публика смогла наказать такое издевательство над блистательным материалом, проигнорировав сиквел «Алиса в Зазеркалье».
Поставленный режиссером «Казино “Рояль”» Мартином Кемпбеллом «Зеленый Фонарь» должен был пополнить экранную «конюшню» супергероев студии Warner. Вместо этого он пополнил перечень ее провалов. Картина настолько неудачно подала супергероя в исполнении Райана Рейнольдса, что даже не смогла снабдить его эффектными и убедительными компьютерными спецэффектами. В результате при бюджете в 200 миллионов долларов фильм заработал всего 219 миллионов и похоронил надежды студии на череду сиквелов. Зато у Рейнольдса появился дополнительный материал для пробивающих «четвертую стену» издевок в «Дедпуле».
В комиксах Женщина-кошка – одна из самых примечательных героинь из окружения Бэтмена, и многие надеялись, что французский режиссер Питоф и лауреатка «Оскара» Холли Берри создадут если не шедевр, то безусловный хит об этом персонаже. Вместо этого картина убила карьеру Питофа и нанесла серьезный удар по репутации Берри. Даже постер «Женщины-кошки» выглядел столь идиотски, что отбивал желание идти в кино еще до того, как зрители узнавали, сколько у фильма проблем. При бюджете в 100 миллионов долларов картина собрала в прокате всего 80 миллионов, не окупив, кажется, даже расходы на рекламу – не говоря уже о расходах на производство.
Несмотря на сильную конкуренцию, главное экранное разочарование последних лет – это, бесспорно, новая «Фантастическая Четверка». Планировалось, что картина сотрет из зрительской памяти полуудачную «Фантастическую Четверку» 2000-х. Вместо этого лента Джоша Транка напомнила публике, что предыдущая комиксная постановка была очень даже неплоха. Новая «Четверка» оказалась «фейлом» по всем параметрам, начиная с сюжета и заканчивая дизайном и спецэффектами. Если у других картин из нашего списка есть защитники, то «Четверку» не защищает даже ее режиссер, который обвинил студию Fox в том, что ему не дали снять и смонтировать задуманное им кино. В этом году лента удостоилась трех «Золотых малин» («худший фильм», «худший ремейк», «худший режиссер»).