Чисто бабья комедия "Я остаюсь" Дианы Кюри столь же забавна, сколь и обидна, столь же смешна, сколь и надоедлива, столь же умна, сколь и фальшива. Комедия о современном парижском среднем классе, если его раздеть, будет абсолютно неотличима от трепологии подмосковных баб на лавочке, во все века лузгающих семечки...
Вероятно, это неслучайно – Кюри по рождению русская. В любом случае это, с одной стороны, притягивает комедию непосредственно к нам, с другой стороны, четко очерчивает контингент, в котором она станет особенно любимой.
Фильм вышел из трех разных неравноценных прообразов, наследуя в экспозиции замечательному асановскому "Жена ушла", в кульминации – классической роомовской "Третьей Мещанской" и в финале – телесериалу типа "Зимняя вишня". Как и в перечислении, наиболее трогательна экспозиция. Муж-инженер (Венсан Перес) регулярно летает в Бразилию строить мосты, снимая попутно всех подряд стюардесс по числу проделанных рейсов. Жена-домохозяйка в Париже (Софи Марсо) водит ребенка в школу, отсматривая попутно все фильмы про любовь по числу ближайших кинотеатров. В промежутках муж ездит на велосипеде, жена переставляет мебель. Велосипед – надежда на повышение, так как шеф у нас – бывший спортсмен. Мебель – шанс не сойти с ума, так как муж у нас – законченный садист.
Типичная вечерняя беседа:
ЖЕНА (тихо). Сегодня я готовила ягненка.
МУЖ (громко). Это заметно по степени его малосъедобности.
ЖЕНА (тихо). Правда, телевизор удачно встал?
МУЖ (громко). Нет. Лучше подумай, что мы подарим моему шефу в день его рождения.
ЖЕНА (тихо). А что бы ты хотел?
МУЖ (громко). Я бы хотел, чтобы ты лучше выбирала подарки. В прошлом году твой выбор был отвратителен.
ЖЕНА (тихо). Но ты же сам просил купить ему "Историю псовой охоты" в шести томах.
МУЖ (громко). Как я мог знать, что у него все есть? Вот ты могла бы, все равно ничего не делаешь.
ЖЕНА (тихо). Во сколько тебя разбудить завтра?
И так далее – что по тексту, что по исполнению, что по типичным событиям семейной жизни – фильм очень точно, в ноль отражает наш "русскоженский" менталитет. Еще несмешно, но злорадно. Много психологических тонкостей, выраженных в конкретных, но совершенно прозрачных фактах (антисептик не того цвета, вина за племянника жены шефа, новое платье). Сволочь по имени "муж" убить хочется не меньше, чем на лавочке с семечками. Когда дальше происходит "французский" парадокс (жена выходит в люди, медленно возрождается, дает мужу под зад коленом и приводит в дом любовника), начинается как раз смешное. Начало "Третьей Мещанской" французы сделали на убой – сцена в постели втроем в неведении и кое-что последующее снято со знанием дела. Но, как и все интеллектуально-выраженные культуры, франко-русская тоже страдает проблемами с концом. Чем дольше длится фильм, тем хуже ему придется.
Действительно, новый любовник жены оказывается сценаристом, и вместо "глуби" жизни начинается "коловращение" кино. Злорадная наблюдательность сменяется мучительным развитием сюжета – примерно как бабы на лавочке устали и обсасывают тему – один раз, другой, еще раз – раз уж мимо никто не проходит. Ну, хорошо, втроем, ну, подружились, ну, и этот тоже сволочь, ну, все равно сюжет закончится одним из двух. Либо так, либо так, третьего не дано – мучительность "коловращения" делает это неизбежным и очень утомляет. А конец совсем слаб, приделан, как бабье "а, ладно" – и махнула рукой, и пошла домой быстро, завидев его в конце улицы, потому что он сегодня трезвый – хоть сегодня – и фильм разочаровывает. В нем абсолютно родная Марсо в красном прозрачном платье и блестяще самоироничный Перес "на тонких эротических ножках" в велосипедках, но больше, в сущности, ничего нет. Завтра баба ничем не махнет, потому что он будет пьян.
Это досадно, поскольку шанс продержаться на взятой ноте у авторов явно был. Ведь она же сказала: "Я не боюсь", – так давай, действуй, все карты в руки. И чего ей бояться, если в Париже, в отличие от Подмосковья, все, что надо, мимо прошло? Он был американец на серебристом "Порше", мужественный и влюбленный. Но нет. Не дано третье вовсе не потому, что нет его, а потому что "лавочка".
Лавочка – вот то место, где остаются все, а вовсе не старая квартира, не семейное гнездо, не евроремонт или его отсутствие.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.