
Фильм только прикидывается картиной об уличных гонщиках. На самом деле это лента об испытании дружбы любовью, смертью, предательством, ложью, деньгами. Об испытании, которое проходят не все
Фильм только прикидывается картиной об уличных гонщиках. На самом деле это лента об испытании дружбы любовью, смертью, предательством, ложью, деньгами. Об испытании, которое проходят не все.
Мартин и Ник дружат с детского сада, до сих пор они неразлучны – вместе работают в автомастерской, вместе развлекаются в барах и на соревнованиях стритрейсеров, даже девушка им симпатична одна и та же. Во время одной из очередных вечеринок друзья снова устраивают гонки по ночному городу, которые на этот раз заканчиваются трагедией, Мартин сбивает велосипедистку, и та вскоре умирает в больнице. Верный дружбе Мартин берет ответственность на себя, выгораживая друга, которому тоже светит наказание за запрещенные гонки. Но заключение Мартина под стражу является лишь первым звеном цепи проблем, которая обрушивается на друзей. Очень скоро беды затягивают Мартина и Ника в водоворот, и дружба становится для каждого из них помехой.
Мы совсем немного знаем о скандинавском кинематографе, хотя он явно заслуживает внимания. Время от времени на мировые большие экраны просачиваются отдельные картины, отмеченные критиками на фестивалях или претендующие на награды в международных конкурсах, пару лет назад мир переживал бум скандинавских телесериалов, то и дело заявляют о себе яркие режиссеры и актеры из североевропейских стран, но по большому счету кино Норвегии, Швеции и Дании остается для нас «терра инкогнита». А между тем между нашим кино и скандинавским может оказаться гораздо больше общего, чем в сравнении с Голливудом, и «На грани» хороший тому пример.
Картина постановщика Кристиана Е. Кристиансена – это не какой-нибудь артхаус или претенциозный философский трактат. Это самое что ни на есть мейнстримное кино о «здесь и сейчас», об обыкновенных молодых людях пригорода Копенгагена, не слишком успешных, не нашедших свое место в жизни, не очень образованных, умных или удачливых. О живущих одним днем и не слишком задумывающихся о будущем парнях. Похоже на наши картины о «реальных пацанах» и «неадекватных людях», не правда ли? Точно так же, как наши, датские Мартин и Ник хотят «все и сразу» – делят девчонок, заглядываются на дорогие тачки, на ровном месте вляпываются в неприятности и очертя голову бросаются в пучину глупых неоправданных конфликтов с законом.
«На грани» получился очень живым и драйвовым. Его синопсис может навести кого-то на мысли о «Форсаже» или каких-нибудь «Трех иксах», но фанатам прокачанных тачек и высокооктановых гонок придется поскучать – погони в фильме есть, но они на поверку оказываются лишь одной из граней фильма. В центре истории оказываются не гоночные инстинкты, не умение быстро переключать передачи, не мастерство старта с места на своем тюнингованном авто, а проблема адаптации к внезапно изменившимся обстоятельствам, вопрос приоритетов – дружба или любовь, тюрьма или свобода, наркотики или жизнь. Ник и Мартин за полуторачасовую картину проживают несколько переломных моментов своих отношений, и наблюдать за этим действительно интересно, тем более что и создатели картины стараются не подталкивать зрителя к однозначным выводам относительно характеров сразу, а выдают секреты строго дозированно, превращая драму в триллер.
Можно предъявлять претензии к тому, что герои иногда ведут себя довольно глупо, например, Мартин и Ник постоянно обращаются за подмогой к двум своим приятелям, от которых имеют куда больше проблем, нежели помощи. Сомнительной выглядит ускоренная деградация Мартина, пробывшего в тюрьме несколько недель, но уже успевшего и на наркотики подсесть, и в банду вписаться, и моральный облик потерять. Удручает и мягкотелость Ника, который постоянно откладывает решение проблем на потом и постоянно страдает из-за этого. Кто знает, возможно, в своей Дании они там все такие? Нашему зрителю остается лишь недоумевать. Недоумевать и любоваться игрой актеров. Ничего сверхъестественного, но для тех, кто хотя бы поверхностно знаком с современным датским кино и ТВ, встреча будет приятной – в главных ролях задействованы Сирон Бьерн Мелвиль из «Королевского романа» и «Нимфоманки», Якоб Офтебро из «Кон-Тики» и «Лиллехаммера» и Даника Куркик из «Моста». Все трое не строят из себя суперзвезд, а потому вполне органично вписываются в декорации и пейзажи не самых престижных районов «датского королевства».
Вряд ли «На грани» перевернет чье-то представление о кино, о современной молодежи или о Дании, но фильм вполне может развлечь, пощекотать нервы, порадовать энергичной, плотной актерской игрой. А главное, покажет Европу без прикрас. Не такой, какой мы привыкли видеть ее на открытках или в фильмах о рыцарях и благородных королях, а с кучей проблем, болячек и отсутствием перспектив для молодежи. Узнаваемо, а значит, близко – и следовательно, небесполезно.