До недавнего времени студия Marvel не могла использовать своего самого популярного супергероя в фильмах своей киновселенной. Но теперь эта преграда преодолена
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой Питер Паркер осваивает суперкостюм работы Тони Старка, сражается с нью-йоркскими бандитами и совмещает жизнь незаметного школьника с подвигами знаменитого героя. Лишь бы паутина выдержала!
Предыстория фильма
Как Человек-паук стал самым популярным персонажем Marvel? Он нарушил половину законов жанра. Подростки и до него становились комиксными супергероями, но они всегда были помощниками взрослых «суперов», которые опекали их и обучали. Вспомним, например, Робина – соратника Бэтмена. Кроме того, супергероям полагалось быть экстравагантными пришельцами, гениальными миллионерами, блистательными учеными… Но никак не простыми школьниками, которые после гибели родителей живут с овдовевшими тетями.
В то время как многие комиксы уводили читателей в параллельный мир чужой жизни и вымышленной Америки, Человек-паук с самого начала был «таким же, как все» парнем из реального Нью-Йорка. Он прыгал между небоскребами, которые любой читатель знал по фильмам, телепрограммам, журналам… Или по виду из окна. Питер Паркер был родным, понятным, недотепистым, не слишком везучим в любви. Но при этом он был настоящем героем, храбрым и беззаветно верным нью-йоркскому люду. Это притягивало не слабее, чем готичная мощь Бэтмена или мессианский запал Супермена.
Создатель «Человека-паука» Стэн Ли (тот самый Стэн Ли, который до сих пор жив и который появляется в каждом фильме Marvel) много раз рассказывал, что придумал своего самого знаменитого персонажа, когда увидел взбирающегося по отвесной стене паука и решил, что это подходящая способность для супергероя. Впрочем, Ли как-то признался, что не помнит, действительно ли так было дело или же он придумал эту красивую байку для ответа на постоянно задаваемый вопрос. Как бы то ни было, Человек-паук, придуманный Ли и нарисованный художником Стивом Дитко, впервые появился в комиксах в 1962 году. И он очень быстро – куда быстрее, чем это обычно случается с супергероями, – стал ключевым персонажем Marvel.
Человек-паук был хорош не только своей близостью к читателям. Его способности были впечатляющими, но не запредельными, и для него легко было придумывать опасных противников. Кроме того, дебютировав в комиксах как старшеклассник, он постепенно рос, переходил из школы в университет, а оттуда – во взрослую жизнь, и истории о нем было интересно читать не только из-за фантастических подвигов. Это был комиксный «роман взросления» – классический литературный сюжет, переосмысленный в стиле новой, поп-культурной эпохи.
Когда вышедший в 1978 году «Супермен» доказал, что Голливуд зря после войны игнорировал комиксные сюжеты, Человек-паук мог опередить Бэтмена в прыжке на большой экран. Но, откровенно говоря, тогдашние спецэффекты без компьютерной поддержки вряд ли бы смогли передать легкость и энергию, с которыми Питер проносится на паутине от небоскреба к небоскребу. Так что зрителям повезло, что в то время у Marvel не нашлось голливудских партнеров, которые бы рискнули снять «Человека-паука», а не только вести об этом переговоры.
Человек-паук влетел в кинотеатры лишь в 2002 году, и это был очень достойный дебют. Герой «оскароносной» драмы «Правила виноделов» Тоби Магуайр оказался отличным Питером Паркером, а создатель культового хоррор-цикла «Зловещие мертвецы» Сэм Рейми блестяще освоил первый в своей практике супербюджет в 140 миллионов долларов. Их картина не была совершенно безупречной, но она была достаточно выдающейся, чтобы по праву заработать 822 миллиона долларов и две номинации на «Оскар».
Киновселенной Marvel тогда еще не существовало. У студии не было средств для такого проекта (они появились лишь во второй половине 2000-х), и Marvel продала права на экранизацию ряда своих комиксов крупным голливудским студиям. «Человек-паук» попал в руки Sony, и ей очень понравилось им распоряжаться. Он зарабатывал лучше, чем контролируемые Fox «Люди Икс», он пользовался большим зрительским уважением, чем фоксовская же «Фантастическая Четверка», и ясно было, что такую дойную корову нужно удерживать любой ценой.
И Sony ее удерживала. Экранизаторские контракты требуют, чтобы студия не сидела на материале как собака на сене, а регулярно выпускала фильмы – в противном случае права возвращаются создателям оригинала. И Sony выпустила сперва два сиквела фильма Рейми, а затем еще две картины под названием «Новый Человек-паук», где во главе проекта стоял режиссер Марк Уэбб, а Питера изображал Эндрю Гарфилд. Правда, основным достоянием второго цикла были не эти мужчины, а Эмма Стоун в роли Гвен Стейси, первой большой любви Человека-паука. Когда Стейси, как и в комиксах, погибла в финале второй картины, проект вполне естественно пресекся, хотя планов было еще громадье.
Нет, конечно, это неправда. Нам просто хочется так думать. Sony не стала снимать третью серию «Нового Человека-паука» не из-за гибели Гвен Стейси. Дело было в том, что, во-первых, «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» прошел в прокате не так удачно, как Sony надеялась. А во-вторых, колоссальные успехи киновселенной Marvel впечатлили боссов Sony и убедили их подписать с Marvel контракт, разрешающий задействовать Человека-паука в цикле о Мстителях. Это было финансово выгодно, и это был отличный ответ на многолетние жалобы фанатов комиксов. Кроме того, всегда приятно перейти от нервного соперничества к спокойному сотрудничеству.
В принципе, можно было продолжить киноисторию Человека-паука с Эндрю Гарфилдом на экране, но Sony и Marvel решили начать с чистого листа и уже в третий раз перезапустить эпопею и найти новую звезду. Как следует поразмыслив, студийные продюсеры сочли, что сверхновый Человек-паук должен выделяться на фоне прочих Мстителей и отражать самую популярную у его поклонников часть его комиксной биографии. То есть он должен быть школьником, а не взрослым, и даже не выпускником, как персонажи «Человека-паука» и «Нового Человека-паука». 15-летний супергерой – у такого парня еще есть время, чтобы походить с портфелем, потусоваться с одноклассниками, пережить первую, а за ней и вторую школьную влюбленность и как следует подготовиться к вхождению во взрослую жизнь.
Обычно Marvel сперва «сольно» представляет героев своей киновселенной, а затем сводит их с напарниками из других комиксных историй, но с Человеком-пауком решили поступить иначе (как, кстати, и с Черной Пантерой, но это другая история). Поскольку даже не читающие комиксы зрители уже отлично знали этого персонажа и не было практического смысла в еще одной экранной саге об укусе паука-мутанта, то в прошлогодней эпической картине «Первый Мститель: Противостояние» Человека-паука отправили на разборку Мстителей почти сразу после представления зрителям нового постоянного исполнителя этой роли. Ведь поклонники очень хотели увидеть, как Питер сражается плечом к плечу с Мстителями, и этот подарок не стали откладывать в долгий ящик.
Но роль Питера Паркера после долгого кастинга с множеством известных участников был нанят начинающий (но уже совершеннолетний) британский актер Том Холланд, достойно дебютировавший в фильме-катастрофе 2012 года «Невозможное» и хорошо себя показавший в морской ленте 2015 года «В сердце моря». После того как продюсеры поверили, что нашли своего супергероя, с Холландом подписали контракт на шесть картин – три «групповых» и три «сольных» блокбастера.
Том смотрелся менее мужественно и харизматично, чем Магуайр и Гарфилд, но в этом была вся идея – показать щуплого, незаметного «ботаника», который не вызывает ни у кого подозрений, что он может быть супергероем. Кроме того, в новых фильмах Холланд не должен был изображать единственного супергероя в кадре и тащить ленты на своих плечах. Даже в «сольных» картинах с ним на экране иногда должны были появляться другие «суперы» Marvel. Прежде всего, Тони Старк, который нашел Питера и который стал для него покровителем и отчасти ментором.
Еще для съемок «Первого Мстителя: Противостояние» нужно было нанять актрису для изображения тети Мэй, с которой Питер живет. Традиционно Мэй изображают пожилой женщиной – скорее бабушкой, чем тетей парня. Но зачем держаться за традицию, если можно осовременить устаревший оригинал и добавить картине сексапила? Так что роль получила «оскароносная» звезда «Моего кузена Винни» Мариса Томей, которая, как и многие известные американки, выглядит моложе своих нынешних 52 лет. Актриса была шокирована тем, что ей предложили нарушить традицию, и она была готова сыграть Мэй в «бабулькином» гриме, но ее убедили, что в этом нет необходимости. Наоборот, в новых лентах Мэй должна быть сексапильной женщиной средних лет, на которую часто обращают внимание мужчины. Включая Тони Старка.
Так на площадке «Первого Мстителя: Противостояние» были намечены контуры обновленной истории о школьнике в красно-синем костюме. Человек-паук прописался в мире Мстителей, а Холланд и Томей заняли места в реестре звезд цикла.
Фильм вышел в мае 2016 года, и он был во всех отношениях отлично принят – высокие оценки плюс более чем миллиардные сборы. Сверхновый Человек-паук тоже многим понравился, но судить его тогда было рано. Его роль в действии была слишком скромной. Для окончательного вердикта надо было дождаться первой «сольной» ленты с Холландом в роли Паука. И студии Marvel и Sony уже тогда корпели над проектом, который получил название «Человек-паук: Возвращение домой» (Питер возвращается в Нью-Йорк после совместного приключения с Мстителями). Это заглавие было очевидным намеком на возвращение Человека-паука в мир супергероев Marvel.
Работа над фильмом
В 2015 году, когда боссы Sony и Marvel подбирали сверхнового Человека-паука, они параллельно искали режиссера для его «сольного» блокбастера. Как обычно в последние годы, они в первую очередь присматривались к начинающим и перспективным постановщикам, которые доказали, что могут снимать занятные картины и успешно работать с актерами, а не только со спецэффектами.
Среди претендентов на режиссерское кресло «Возвращения» был Джон Фрэнсис Дейли, некогда снимавшийся у Пола Файга и Джадда Апатоу в культовом школьном ситкоме «Чудики и чокнутые». Дейли преимущественно известен как актер – в частности, он долгое время играл в детективном шоу «Кости». Но он также часто пишет комедийные сценарии, а с недавних пор еще и занимается режиссурой. В частности, Дейли работал за кадром над «Несносными боссами», и он вместе со своим постоянным напарником Джонатаном Голдстайном сочинил и поставил комедию 2015 года «Каникулы». Видимо, это была недостаточно удачная картина, чтобы Дейли и Голдстайна назначили режиссерами «Возвращения», но зато их наняли как сценаристов.
Вместе с Дейли и Голдстайном сценарий «Возвращения» писали соавторы ситкома «Сообщество» Крис МакКенна и Эрик Соммерс. Отчего такая концентрация комедиографов? Дело в том, что было решено сочинить «Возвращение» в духе подростковых комедий и трагикомедий 1980-х и 1990-х – в частности, картин Джона Хьюза и лент вроде «Почти знаменит» и «Скажи что-нибудь». Поскольку Человек-паук больше не был атлантом, в одиночку удерживающим небо от падения (теперь это преимущественно работа взрослых Мстителей), его можно было изобразить как подростка-недотыкомку, который еще только осваивается в роли супергероя и потому попеременно геройствует и комично лажает.
Конечно, у Человека-паука бывали неудачи и в прежних фильмах, но в «Возвращении» на них решено было сделать упор, чтобы развлечь публику и показать парня, который, несмотря ни на что, не сдается и постепенно находит себя, обретая уверенность в своих силах. Причем если геройствовать у Питера худо-бедно получается, то его повседневная жизнь – это постоянный комичный «фейл». Как говорят о нем создатели фильма, «Питеру нравится быть Человеком-пауком, потому что ему не нравится быть Питером Паркером». Это сближает парня с юными зрителями и теми, кто еще помнит, каково это – быть взрослеющим подростком, который слишком «ботанист» даже для других школьных «ботанов». А еще это подчеркивает его мужество. Каждый способен изобразить героя, когда все дается легко, но настоящий герой пробивается через тернии, и его ничто не может остановить. Даже Тони Старк, который настаивает, что подросток должен переводить бабушек через улицу, а не драться с бандитами.
Кто же стал режиссером картины? Уроженец Колорадо Джон Уоттс, сценарист и постановщик малобюджетного триллера 2015 года «Полицейская тачка», в котором маленькие ребята из глуши угоняли полицейскую машину и обнаруживали, что в багажнике связанный человек. Коррумпированного шерифа, пытающего вернуть тачку и ее содержимое, играл Кевин Бейкон. Публика «Тачку» не заметила, но в Голливуде на фильм обратили пристальное внимание. Боссам Marvel и Sony понравилось, как Уоттс работал с маленькими актерами и как он смог рассказать захватывающую и необычную историю с минимумом ресурсов. Вместе с Уоттсом в проект пришел его соавтор-сценарист Кристофер Форд. Они оба приложили руку к окончательной версии текста.
Уоттс прежде даже не мечтал снять кино такого размаха и значимости, как фильм о Человеке-пауке, но он сразу ухватился за эту возможность, потому что всегда обожал Питера Паркера. Как Питер, Джон в школе был убежденным «ботаном» (он долгое время готовился стать инженером-химиком), однако также он любил некоторые виды спорта (в частности, езду на мотоцикле по пересеченной местности). Так что Человек-паук с его сочетанием ума, неуклюжести в общении и скрытым атлетизмом отвечал на все внутренние запросы Джона-подростка.
Каждому супергерою нужен суперзлодей. На эту роль в «Возвращении» был выбран Эдриан Тумс, также известный как Стервятник. Во многих отношениях это полная противоположность Паркера в фильме. В то время как Питер – это наивный и восторженный подросток, мечтающий проявить себя как герой, Тумс – умудренный жизненным опытом инженер и мелкий бизнесмен. Он не строит больших планов, он цинично смотрит на вещи, и он хочет лишь обеспечить свою семью и свою команду. Когда Тумсу не удается сделать это законно, он сколачивает банду и начинает похищать инопланетные артефакты, чтобы делать из них оружие и продавать гангстерам. Для своих преступлений он использует летающий костюм, делающий его похожим на хищную птицу. Тумс ворует по мелочи и не привлекает внимания взрослых супергероев, но Питер замечает, что в его районе Нью-Йорка появились очень мощные «пушки», и начинает свое расследование.
Играть Тумса пригласили Майкла Китона, прежнего исполнителя роли Бэтмена и звезду «Бердмэна». Это, конечно, было не простое совпадение. Китон должен был наделить злодея своей положительной харизмой и сделать его персонажем, который заслуживает не только тюремного срока, но и зрительского сочувствия. Это злодей из того же ряда, что и Тони Сопрано. В ином по духу фильме или сериале он мог бы быть главным героем, неоднозначным и «объемным». Marvel печально славится тем, что ее злодеи часто вылетают из памяти сразу после окончания фильмов, но Человек-паук был достоин большего, и ему это большее предоставили.
Времена меняются, и вместе с ними меняется Нью-Йорк. Он всегда был самым многонациональным городом Америки (говорят, некоторые особо редкие языки можно изучать либо на задворках цивилизации, либо в бедных районах Нью-Йорка), но в последние десятилетия он особенно «разноцветен», и это решили отразить в «Возвращении». Сам Питер все еще белокожий европеоид, но окружают его «этнические» ребята.
Так, в комиксах красотка-одноклассница Питера по имени Лиз Аллан – это стандартная американская блондинка, а в «Возвращении» роль Лиз (у героини иная фамилия, чем в комиксах) получила начинающая актриса и успешная темнокожая модель Лора Харриер. В 2013 году она снималась в «мыльной опере» «Одна жизнь, чтобы жить».
Темнокожа и Мишель Джонс – «странная ботанка», очень умная и саркастичная, отчасти списанная с героини Элли Шиди из «Клуба “Завтрак”». Эта роль досталась актрисе и певице Зендае (полное имя – Зендая Коулман) из диснеевского подросткового ситкома «Кей Си. Под прикрытием». Зендая изображает в этом шоу девушку из семьи шпионов. Кстати, Джонс – единственная значимая героиня «Возвращения», у которой нет комиксных прототипов.
Лучший друг Питера Нед – это упитанный выходец из гавайской семьи. В отличие от Лиз и Мишель, Нед рано узнает тайну Человека-паука, и он порой помогает приятелю, хотя в основном Питер справляется (или не справляется) сам. Неда сыграл дебютант Джейкоб Баталон.
Наконец, школьного задиру Флэша Томпсона, который любит издеваться над Питером, сыграл Тони Револори, калифорниец с гватемальскими корнями. Традиционно Флэш – это главный школьный спортсмен, который угнетает более слабых ребят. Однако сейчас в американских школах «угнетением» занимаются не самые сильные, а самые состоятельные парни, которым потакают в надежде на подачки. Так что новый Флэш – это наглый слабак из богатой семьи.
Из числа звезд других фильмов Marvel в картине засветились Роберт Дауни-младший (Тони Старк/Железный Человек), Джон Фавро (глава службы безопасности Stark Industries Хэппи Хоган), Крис Эванс (Стив Роджерс/Капитан Америка), Пол Радд (Скотт Лэнг/Человек-паук) и Гвинет Пэлтроу (Пеппер Поттс, председатель правления Stark Industries).
Среди прочих актеров ленты отметим Дональда Гловера из ситкома «Сообщество», которого мы скоро увидим в роли молодого Лэндо Калриссиана в фильме «Звездных войн» о юности Хана Соло. В «Возвращении» Гловер изобразил гангстера Аарона Дэвиса – дядю Майлза Моралеса, «альтернативного» темнокожего Человека-паука в нынешних комиксах Marvel. Неужели Майлз в дальнейшем появился на экране? Это будет особенно политкорректно!
А что же Мэри Джейн, Гвен, Гарри и прочие ключевые персонажи прежних картин о Человеке-пауке? От них в «Возвращении» намеренно отказались, чтобы фильм стоял на своих ногах и не казался повторением пройденного. По той же причине лента не рассказывает подробно о том, как Питер стал Человеком-пауком. Ее основное действие начинается вскоре после финала «Первого Мстителя: Противостояние».
Хотя Нью-Йорк очень важен для мифологии Человека-паука и для фильмов о нем, среди всех предыдущих лент о супергерое лишь «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» был преимущественно снят в Нью-Йорке и его окрестностях. В прочих случаях организаторы съемок определяли, что лучше снимать, например, в Голливуде, а в Нью-Йорк заезжать лишь ради тех кадров, где на экране знаменитые достопримечательности. Если их, конечно, не проще дорисовать на компьютерах.
«Возвращение» пошло по стопам большинства предшественников. В Нью-Йорке съемочная группа провела лишь пару недель. Основным местом съемок стала Атланта в штате Джорджия, которая своим большим энтузиазмом и большими финансовыми льготами (а также знаменитыми сочными персиками) привлекает творцов со всей страны. Павильонная работа шла на студии Pinewood Studios Atlanta, а уличные съемки проходили по всему городу. Школьные сцены снимались в одной из реальных школ Атланты, а преступный «офис» Стервятника в заброшенном здании снимался на старом заводе, где некогда печатали телефонные справочники (эх, было времечко!).
Самой интересной построенной для фильма декорацией была декорация парома, соединяющего Нью-Йорк и Статен-Айленд. Она была в четверть размера реального огромного парома (весь паром фильму был не нужен), и ее сооружение заняло пять месяцев, потому что это была не только массивная, но и хитроумно устроенная конструкция. Вы увидите в фильме, почему в ней было куда больше всяческих механизмов, чем в реальном пароме. Кстати, на нем съемки тоже проходили.
В «Первом Мстителе: Противостояние» боевой костюм Человека-паука был компьютерной моделью. Для «Возвращения», однако, этот костюм был реально создан – конечно, без фантастических, невозможных деталей. В отличие от предыдущих фильмов, на Питере не просто удобная одежда, а сложнейшее устройство с чуть ли не миллионом функций. Паркер проводит значительную часть фильма, комично осваиваясь с костюмом, для которого нет подробного руководства. Зато у этого костюма есть искусственный интеллект с женским голосом, который для американской версии фильма записала лауреатка «Оскара» Дженнифер Коннелли.
Когда Том Холланд боролся за роль Человека-паука, он напирал на то, что занимается гимнастикой, танцами и паркуром и что может выполнить часть трюков супергероя. В «Возвращении» это постарались использовать. Поэтому Питер порой снимает маску, чтобы было видно, что на экране Холланд и что он сам выполняет трюки. Конечно, его подменяли профессионалы и компьютерные двойники. Но, по словам актера, ему почти каждый съемочный день приходилось демонстрировать свой атлетизм.
Персонажи «Человека-паука: Возвращение домой»
Питер Паркер – главный герой картины. После укуса паука-мутанта он обрел суперспособности и стал супергероем Человеком-пауком. Тем не менее Питер остается 15-летним школьником, и взрослые супергерои не хотят, чтобы он рисковал своей жизнью, сражаясь с бандитами родного Нью-Йорка. Питер живет с тетей Мэй, которая к началу действия уже стала вдовой. Питера сыграл Том Холланд.
Эдриан Тумс – главный злодей картины, известный как Стервятник. Тумс – инженер и бывший бизнесмен, который стал мелким, но опасным гангстером. Он ворует инопланетные артефакты и создает из них оружие для бандитов. В частности, Тумс соорудил для себя летающий костюм. Он не строит глобальных планов, но он готов на все, чтобы обеспечить свою семью и своих людей. Тумса сыграл Майкл Китон.
Нед – лучший друг Питера и еще больший «ботаник», чем Паркер. Нед упитан и неспортивен, и он хорошо разбирается в технике и компьютерах. В остальном, однако, он интеллектом не блещет. Неда сыграл Джейкоб Баталон.
Тони Старк – супергерой из команды «Мстители», также известный как Железный Человек. Старк очень богат, очень настырен и очень предприимчив. Он берет шефство над Питером и создает для него суперкостюм. Однако Тони не хочет, чтобы Питер рисковал своей жизнью по пустякам. Старка сыграл Роберт Дауни-младший.
Мэй Паркер – тетя и опекун Питера. Она довольно привлекательна, и на нее обращают внимание мужчины, но Мэй в основном думает о племяннике. У нее нет времени на романтические приключения. Мэй сыграла Мариса Томей.
Лиз – главная красавица школы Питера и объект его неразделенной любви. В начале фильма Лиз не рассматривает парня как потенциального ухажера, но она и не третирует его. Лиз добра и обходительна, и Питер ценит в ней не только внешность. Лиз сыграла Лора Харриер.
Ожидания
Невозможно поверить, что «Человек-паук: Возвращение домой» может провалиться в прокате. Ведь это не только новый фильм о популярнейшем супергерое, но и очередная глава в очень успешной кинокомиксной эпопее студии Marvel. Так что потраченные на фильм 175 миллионов долларов почти наверняка окупятся. Тем более что рецензии на картину достаточно лестные. Более интересный вопрос – дотянет ли лента до миллиарда долларов. Прежде это не удалось ни одному «сольному» фильму о Человеке-пауке. Рекорд цикла установил «Человек-паук 3: Враг в отражении» с почти миллиардными сборами в 890 миллионов долларов.
Когда выйдет следующая «сольная» лента о Человеке-пауке? Достаточно скоро, потому что продюсеры цикла хотят выпустить еще два «школьных» фильма о Питере Паркере, по образцу цикла о Гарри Поттере (один фильм – один год учебы). Чем дольше студия будет тянуть, тем меньше Том Холланд будет похож на школьника.
Впрочем, парень и так не сидит без дела. В 2018-м и в 2019-м мы точно увидим его в новых «групповых» блокбастерах из цикла «Мстители». Первый из них будет называться «Мстители: Война бесконечности», и он соберет на экране почти всех супергероев киновселенной Marvel. В кадре будет не протолкнуться, но Человек-паук среди коллег не потеряется. Недаром он более полувека выигрывает войну за внимание читателей комиксов!