Есть ощущение, что байопики о поэтах занимают отдельную нишу в жанре. Посредством изображения пишущего человека, склонившегося над столом, кинематографисты словно бы пытаются запечатлеть сущность самой поэзии. Редко когда это выходит так же изящно, как рифмы и строфы, но мы постарались собрать фильмы, где воспевание лирики выглядит по-настоящему красиво.
Меланхоличная лента Джейн Кэмпион следует за Джоном Китсом (Бен Уишоу) и его возлюбленной-музой Фанни Браун (Эбби Корниш). Связь молодых людей началась в момент угасания поэта — тот столкнулся с серьезной болезнью. Однако ни страх перед смертью, ни обреченные отношения не помешали этим двоим наслаждаться обществом друг друга и обсуждать природу поэзии. Примечательно, что большая часть сцен снята на улице, где шелест травы и звуки роя насекомых помогают сочинить природную мелодичность. В конечном итоге визуально совершенная картина выглядит воплощением письма самого Китса — неутомимого романтика и страстного любителя пасторальной красоты.
До интимных портретов Джеки Кеннеди и принцессы Дианы Пабло Ларраин заглянул в судьбу харизматичного поэта и провокационного политического деятеля Пабло Неруды (Луис Ньекко). В этом лишь отчасти биографическом и частично фантастическом фильме история одного из главных коммунистов эпохи разворачивается в антураже криминальной драмы. В начале холодной войны в Чили Неруда критикует власть и становится объектом преследования. Едкая и ироничная лента с ненадежным рассказчиком стирает грань между вымыслом и реальностью и создает тонкое переплетение поэзии и политики. Ларраин как нельзя лучше улавливает дух своего соотечественника, благодаря чему множество голосов Неруды звучат на экране в унисон.
В элегантной драме Теренса Дэвиса оживает одна из самых уникальных поэтесс своего времени (да и истории в целом) — Эмили Дикинсон. Роль известной американки досталась Синтии Никсон, которой удалось изобразить переход от своевольной девушки к хрупкой затворнице. «Тихая страсть» наполнена чувством одиночества — это слово, которое в каком-то смысле стало синонимом жизни Эмили. Камера проходит по душным интерьерам, где поэтесса провела так много дней, недель и месяцев. Здесь на фоне тишины из-под пера героини один за другим рождались стихотворения — своеобразный вопль Дикинсон против патриархальных предрассудков и несправедливости ее жизни.
Еще одно исследование поэтической фигуры от Теренса Дэвиса. На этот раз режиссер пролистывает страницы биографии Зигфрида Сассуна (Джек Лауден) — автора времен Первой мировой войны. Не следуя четкой хронологии, режиссер иллюстрирует калейдоскоп ярких событий из жизни английского поэта: осознание ужаса сражений, встреча с Уилфредом Оуэном, связь с актером Айвором Новелло, обращение в католицизм… Отдельные эпизоды складываются в единый пазл — портрет сломленного человека, чьи тексты оказали огромное влияние на модернистскую поэзию.
Хочется сразу отметить, что многие преданные поклонники Сильвии Плат оказались разочарованы фильмом Кристин Джэффс. Тем не менее не упомянуть картину о несчастнейшей из несчастных поэтесс в соответствующей подборке будет преступлением. Сюжет сосредотачивается не столько на основательнице «исповедальной поэзии», сколько на ее отношениях с поэтом Тедом Хьюзом. По этой причине фокусировка на проблемном браке двух литераторов мешает рассмотреть тревожный внутренний мир молодой женщины, чью жизнь и строки захватили ноты депрессии. Однако это нисколько не означает, что «Сильвию» нужно сбрасывать со счетов. Здесь как минимум стоит взглянуть на безупречную Гвинет Пэлтроу, чья игра передает палитру чувств легендарной поэтессы — от мечтательных порывов до эмоциональной нестабильности.
Работа Джона Крокидаса переносит нас в мир баров 1940-х, где безрассудные писатели Нью-Йорка наполняли помещение дымом сигарет. Дэниел Рэдклифф в образе поэта Аллена Гинзберга заводит дружбу с Люсьеном Карром (Дэйн ДеХаан), и на экране молниеносно проносятся молодые годы будущих культовых авторов. Смесь бунта, любви и, конечно, лирических монологов разыгрывается в каждом эпизоде, словно бы режиссер решил воплотить одну из поэм Аллена прямо у нас на глазах. Несмотря на то что «Убей своих любимых» — это своего рода биографическая лента о Гинзберге, в центре повествования оказываются не столько герой или его новый знакомый, сколько определенный кусочек времени, породивший разбитое поколение. Если и можно признаться в любви движению битников, то, пожалуй, только так.
Нику Турбину (Елизавета Янковская) когда-то окрестили ребенком-вундеркиндом. Бесчисленное количество людей Советского Союза приходили послушать стихи маленькой девочки, способной извлечь из хрупкой души совсем недетские мотивы. Двадцать лет спустя не осталось ни прежней страны, ни былой поэзии. Девушка уже давно не брала в руки ручку, но прошлое так и следует по пятам, как надоедливый призрак. Ника отчаянно пытается избежать давления общественных ожиданий и разобраться с багажом зависимостей, где на вершине стоит фигура матери. Тут на горизонте появляется свободомыслящий Ваня (Иван Фоминов). Быть может, это и есть свет надежды на давно забытое счастье и вдохновение? Неужели ей удастся наконец обрести голос во взрослой реальности?