Когда десять лет назад, в 2008 году, студия Marvel начала рассказывать на большом экране историю Мстителей, первый блокбастер цикла был снят о Тони Старке – миллиардере, индустриалисте и техническом гении
Когда десять лет назад, в 2008 году, студия Marvel начала рассказывать на большом экране историю Мстителей, первый блокбастер цикла был снят о Тони Старке – миллиардере, индустриалисте и техническом гении. Это был рискованный, но очень удачный ход. Великолепный фильм Джона Фавро с участием Роберта Дауни-младшего стал прочным фундаментом для киновселенной Marvel. Его назвали в честь геройского альтер эго Старка – «Железный Человек».
Рассуждая о мейнстримных американских комиксах, нужно помнить, что это не только литература, но и пропаганда. Не всегда государственная, но всегда идеологическая. То есть пропитанная ценностями, которые редакторы комиксных студий хотят донести до своих читателей.
В начале 1960-х такой ценностью была война с коммунизмом. Причем не «холодная», а самая что ни на есть «горячая». Во Вьетнаме воевали коммунисты-северяне и капиталисты-южане, и США постепенно втягивались в конфликт, шаг за шагом приближаясь к началу наземных операций с участием американских войск. Когда это наконец случилось, американцы поддержали решение своих властей. Они пошли на поводу у пропаганды, которой среди прочих занимались комиксы студии Marvel.
В дальнейшем студийные боссы пожалели о том, как призывали воевать с северными вьетнамцами. Но из песни слова не выкинешь. Marvel замаралась в военной пропаганде, и ее новый персонаж Тони Старк стал острием комиксной идеологической атаки на подростковые умы.
Великий комиксный редактор и сценарист Стэн Ли придумал Старка, чтобы бросить себе творческий вызов. В Америке тогда разгорался пожар контркультуры, и трудно было найти фигуру, более ненавистную для молодежи, чем пафосный миллионер, который создает и продает мощное оружие. Поэтому Ли пообещал себе: «Я введу в наши комиксы такого персонажа, и я добьюсь, чтобы читатели его полюбили».
Очевидным источником вдохновения для Ли был Брюс Уэйн, он же Бэтмен из комиксов DC Comics. Но, конечно, открыто это не признавалось. Редактор говорил, что Тони Старк – это знаменитый реальный индустриалист и продюсер Говард Хьюз, только без хьюзовского сумасшествия, которое можно увидеть, например, в байопике «Авиатор» Мартина Скорсезе. Правда, кино Старк не снимает, но зато он тоже бизнесмен, изобретатель, инноватор, искатель приключений и сердцеед. В общем, яркая личность и живое воплощение американского мифа о супердельце.
Когда начинается война с коммунистами, Старк создает оружие для американского правительства и попадает в плен к северным вьетнамцам во время испытания в джунглях его нового убийственного агрегата. Изобретатель чуть не умирает от ранения. К счастью, злодеи представляют ему лабораторию, чтобы он создавал для них оружие, и Старку удается собрать приспособление, которое спасает ему жизнь. Затем он конструирует боевой костюм и прорывается на свободу.
Так начинается героическая карьера Старка. В то время как другие западные миллионеры-милитаристы производят оружие, к которому даже не притрагиваются, Старк рискует жизнью ради Америки, капитализма и демократии. Он создает для себя все новые и все более совершенные боевые доспехи, что позволяет ему сражаться со все более опасными и могущественными врагами. И все это Старк делает тайно, под маской Железного Человека. Для тех, кто не посвящен в его секрет, Старк – обычный знаменитый бизнесмен и заядлый плейбой. Бэтмен, как и было сказано.
Чтобы читатели приняли Старка, Ли и его коллеги наделили супергероя сложным характером и уязвимой душой. Миллионер хочет казаться безупречным суперменом, который легко преодолевает все препятствия, но на деле его жизнь далеко не сахар, и у него немало эмоциональных проблем и душевных терзаний. Например, со временем он начинает сомневаться, что вправе производить и поставлять оружие, которое убивает не только отпетых негодяев.
Железный Человек дебютировал в публикациях Marvel в 1963 году. Пять лет спустя Тони Старк удостоился «сольного» комикса «Железный Человек», и с тех пор он не пропадал из печати. Как Стэн Ли и надеялся, Старка удалось сделать популярным персонажем, хотя и не таким известным и любимым, как Человек-паук, более близкий и понятный читателям. Показательно, что Старк стал едва ли не первым марвеловским супергероем, популярным у читательниц. Он всегда был скорее «парнем, с которым я хочу встречаться», чем «парнем, с которым я себя отождествляю».
Когда персонажи Marvel стали появляться в мультсериалах, Железный Человек был среди них. В 1994 году он даже получил собственное мультшоу «Железный Человек», которое, впрочем, просуществовало всего два сезона. Для сравнения отметим, что начавший выходить в том же году «Человек-паук» просуществовал пять сезонов, и это был уже четвертый по счету мультсериал о защитнике Нью-Йорка. «Паучок» явно был куда более раскрученным и успешным, чем Тони Старк.
Тем не менее Железный Человек был достаточно известен, чтобы с 1990 года с перерывами шла работа над кинофильмом о его похождениях. Не будем пересказывать все перипетии этого «ада разработки», поскольку в итоге ничего не вышло, но упомянем, что среди потенциальных исполнителей роли Старка были Николас Кейдж и Том Круз, а среди потенциальных режиссеров – Квентин Тарантино и будущий постановщик «Мстителей» Джосс Уидон. Проект то умирал, то возрождался на протяжении 15 лет. Он переходил от студии к студии, но всякий раз ему что-то мешало. Так, студия Fox, купившая было права на экранизацию комикса, перепродала их, потому что у нее уже были в разработке «Люди Икс», «Фантастическая Четверка» и другие марвеловские кинопроекты. «Мы их все не потянем», – решили на студии.
В итоге в 2005 году блудные права вернулись к Marvel. К тому времени на студии созрел амбициозный план, который мы сейчас знаем как «Киновселенная Marvel». Компания решила, что нужно не продавать права на экранизацию комиксов голливудским студиям, а самостоятельно снимать комиксные блокбастеры и выстроить в них слитный мир, где супергерои, как в комиксах, то переживают «сольные» приключения, то собираются в отряды для борьбы с эпическими противниками, то противостоят друг другу. Голливуд в то время как раз полюбил слово «франшиза», а у марвеловцев были залежи проверенного материала для создания десятков эффектных блокбастеров, объединенных общим подходом, персонажами и сюжетными линиями.
Конечно, это был большой риск. Нужно было обеспечить стабильно высокий уровень фильмов, чтобы зрители смотрели их один за другим и чтобы публика не разочаровалась во всем цикле после пары неудачных картин. Выпуск отдельных лент давал большее право на ошибку. Однако рисковый бизнес – работа для оптимистов. И так как успех проекта обещал коммерческую синергию между лентами и повышение сборов, вера в триумф перевесила страх перед фиаско.
Присмотревшись к тем комиксам, которые остались у них под полным контролем, марвеловцы остановились на уже упомянутых Мстителях – супергеройской команде, смоделированной по образцу Лиги Справедливости из произведений DC Comics. Состав Мстителей много раз менялся, но принцип формирования оставался неизменным: в отряд в основном входили индивидуально сильные супергерои, которым нравилось работать вместе.
Взяв приключения Мстителей за основу, студия решила выпустить несколько картин об известных супергероях, а затем вложиться в суперблокбастер, в котором эти персонажи объединятся в отряд «Мстители» и дадут бой глобальной угрозе. А так как Железный Человек в комиксах был одним из основателей команды и владельцем штаб-квартиры Мстителей в Нью-Йорке, то логично было начать новый киноцикл с Тони Старка и показать, как разбитной воротила духовно перерождается и превращается в доблестного и самоотверженного героя.
Так началась работа над фильмом «Железный Человек», который для Marvel Studios стал во многом экспериментальным. Нужно было нащупать тон и стиль для всего будущего цикла, и нужно было понять, каких режиссеров и актеров привлекать для работы над проектом. Очевидно было лишь одно – студия должна играть по-крупному и вкладывать большие деньги, чтобы создавать международные блокбастеры.
Поэтому Marvel взяла у инвестиционного банка Merrill Lynch кредит в полмиллиарда долларов под залог киноправ на десять популярных комиксов студии, среди которых были «Мстители», «Доктор Стрэндж», «Капитан Америка», «Черная Пантера» и другие. Далее студия подписала дистрибьюторский контракт с Paramount – то есть договор с условием, что Marvel финансирует и снимает фильмы, а прокатчик их только распространяет в США и за рубежом.
Финансовые и юридические составляющие проекта были улажены к концу 2005 года, и студия смогла наконец приступить к творческой работе над фильмом. Первым делом продюсер Кевин Файги, инициатор и куратор киновселенной Marvel, нанял в качестве режиссера Джона Фавро, которого в компании знали благодаря тому, что он как актер снялся в «Сорвиголове» – марвеловской экранизации на студии Fox. Фавро-постановщик над супергеройскими лентами еще не работал, но он был страстным поклонником марвеловских комиксов, а тогдашнему марвеловскому боссу Ави Араду очень нравился детский фантастический фильм Фавро «Затура: Космическое приключение». Правда, «Затура» в прокате провалилась. Зато предшествующая картина Фавро «Эльф» стала большим хитом, так что нельзя было сказать, что режиссер вовсе не знает, как снимать успешные зрительские ленты.
Marvel увидела в Фавро талантливого рассказчика, а Фавро увидел в «Железном Человеке» шанс доказать, что может создавать не только детские ленты. Файги ориентировал киновселенную Marvel на подростков и взрослых, и Фавро решил, что фильм о Старке будет сочетанием супергеройского, военного и шпионского кино. В 1960-х одним из ориентиров для марвеловских сценаристов комиксов о Железном Человеке были приключения Джеймса Бонда, и Фавро тоже вдохновлялся блокбастерами «бондианы» – а также картиной Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало».
Правда, копировать все аспекты «Бэтмена» режиссер ни в коем случае не собирался. Он видел «Железного Человека» как более светлую и веселую ленту, чем нолановский фильм о Готэме. Файги был с ним полностью согласен. Он тоже полагал, что ключ к успеху комиксных блокбастеров – это сочетание драматизма с увлекательностью и юмором. Марвеловские ленты должны были захватывать и заставлять переживать, но не вгонять в депрессию, а их шутки должны были подчеркивать остроумие и человечность главных героев, которые в противном случае могли превратиться в безжизненные памятники супергероизму. Marvel десятилетиями стремилась рассказывать истории о людях, которые еще и супергерои, а не о супергероях, в которых иногда проскальзывает что-то человеческое, и Файги не видел причины отказываться от того, что всегда работало, когда получалось. Ведь читатели и зрители приходят ради эффектных подвигов, а остаются ради персонажей, с которыми приятно проводить время, как бы долго ни длились их книжные или экранные эпопеи.
Когда тратишь свои деньги, а не чужие, хочется поскорее начать зарабатывать. Поэтому сроки для создания «Железного Человека» были установлены жесткие, и времени на многолетнюю проработку сценария у Фавро не было. Пришлось быстро брать быка за рога. Сперва над текстом работали Арт Маркум и Мэтт Холлоуэй, а затем еще и Марк Фергус и Хоук Остби. Все четверо были начинающими авторами. Marvel пыталась пригласить заслуженных авторов, но все ей отказали, так как студия ставила сложные задачи, а работать надо было с не слишком известным в Голливуде материалом.
Когда обе сценарные группы завершили работу, Фавро свел две редакции в одну. Ему помогал сценарист «Ангелов Чарли» Джон Огаст, а консультировали соавторов такие известные сценаристы комиксов, как Марк Миллар и Брайан Майкл Бендис.
Актуальная американская политика предложила отличную замену Вьетнамской войне, и Фавро не стал превращать фильм в историческое кино и отправлять героя за «просветлением» в джунгли. Вместо этого экранный Тони Старк демонстрирует свое новое оружие в афганской пустыне и попадает в руки террористов (они же переименованные «борцы за свободу»). А дальше все как в комиксах: герой тайно создает боевую броню, прорывается на свободу и начинает супергеройствовать.
При этом главным злодеем фильма оказывается отнюдь не террорист. Исламисты воюют, потому что больше ничего не умеют. Можно ли их за это клеймить? Настоящие негодяи, по версии ленты, – это те магнаты на Западе, кто наживается на поставках оружия иностранным «бармалеям». Так что в кульминации фильма Старк сражается не с афганцем, а со своим бизнес-партнером и ментором Обадией Стейном, который оказывается беспринципным мерзавцем.
Как видите, Фавро и Marvel постарались сделать картину современной, политизированной и отчасти реалистичной. Конечно, технологии Старка не существуют, и не факт, что они возможны. Но все же это технологии, а не магия и мистика. Сейчас в марвеловских лентах волшебство часто встречается, и с самого начала было ясно, что рано или поздно оно в цикле появится, однако начать с него студия не решилась. Чтобы завоевать массовую аудиторию, «Железный Человек» должен был держаться в рамках возможного и не отвращать тех, кого невероятное раздражает. Ну, а дальше в цикле как в поговорке: «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Чем привычнее для публики марвеловский мир, тем легче принять все его «запредельности».
Именно поэтому студия отказалась от того, чтобы столкнуть Старка с его самым известным комиксным противником – могущественным чародеем китайского происхождения Мандарином. Мандарина довольно долго хотели сделать антагонистом ленты, но здравый смысл победил, и Стейн, который сперва планировался как «злодей на будущее», вышел на первый сюжетный план.
Первоначально Фавро предполагал, что Тони Старка сыграет неизвестный или малоизвестный актер, не ассоциирующийся с другими яркими ролями. Но чем детальнее прорабатывался образ, тем очевиднее становилось, что картине нужен выдающийся актер, который сможет решить сложную и многогранную задачу. Кроме того, привлечение заслуженной знаменитости сразу поднимало статус проекта и доказывало, что Marvel очень серьезно относится к своему новому циклу. Вообще, это типично для талантливых комиксных постановок – приглашать звезд, которые ассоциируются с «престижными» фильмами.
Так роль Старка получил Роберт Дауни-младший. Номинант «Оскара» за заглавную роль в байопике 1992 года «Чаплин» и бесспорно яркий и харизматичный актер, Дауни во второй половине 1990-х пережил тяжелый карьерный и жизненный кризис. Он плотно сидел на наркотиках, совершал сопутствующие преступления, провел время в тюрьме… К середине 2000-х актер привел себя в порядок, но почти никто не решался с ним работать, так как финансисты боялись, что Дауни сорвется и обанкротит проект.
Тем не менее актер все же смог найти тех, кто в него поверил, и Фавро оказался в их числе. Режиссер увидел в Дауни и Старке родственные души – талантливых, но неоднозначных людей с сомнительным жизненным опытом. Поэтому постановщик преодолел сопротивление студийных боссов, и марвеловцы об этом ни разу не пожалели. В дальнейшем, когда Дауни окончательно реабилитировался и стал уважаемым голливудцем, он привлек многих коллег в новые фильмы Marvel и сделал все, чтобы им было комфортно сниматься. Попутно выяснилось, что Дауни в детстве был большим поклонником Человека-паука и Железного Человека, так что сниматься в супергеройском кино было для него не в тягость.
Сразу делая сюжетные закладки на будущее, авторы ленты вписали в сценарий темнокожего подполковника Джеймса Роудса. Это друг Старка, отвечающий за военную приемку его разработок. В комиксах Роудс со временем становится бронированным супергероем по прозвищу Боевая Машина (или Воитель, в зависимости от перевода), и такую же судьбу для него запланировали в дальнейших фильмах Marvel. Как мы теперь знаем, Роудс стал Боевой Машиной в «Железном Человеке 2». Для изображения Роудса в первом «Железном Человеке» студия наняла номинанта «Оскара» Терренса Ховарда. В последующих фильмах эта роль перешла к Дону Чидлу, так как Ховард запросил слишком большой гонорар за возвращение в цикл.
Роль злодея Обадии Стейна получил герой «Большого Лебовски» Джефф Бриджес, а роль ассистентки Старка по имени Пеппер Поттс досталась Гвинет Пэлтроу – лауреатке «Оскара» за «Влюбленного Шекспира». Фавро хотел, что Поттс получилась не только сногсшибательной, но и очень умной, почти ровней Старку. Ведь в будущем им предстояло стать семьей, и Пеппер ни в коем случае не должна была показаться «куколкой» при «папике». Наоборот, это женщина, без которой Старк с трудом функционирует, поскольку она ментально и эмоционально его дополняет. Экранные отношения Тони и Пеппер в «Железном Человеке» сочинялись на основе голливудских романтических комедий 1930-х и 1940-х с их характерным остроумным флиртом, умеренным феминистским подтекстом и невызывающим сексапилом.
Британский иранец Шон Тоуб сыграл Йинсена – восточного врача и ученого, который вместе со Старком содержится в плену у террористов, спасает герою жизнь и помогает ему создать первую версию боевых доспехов. В комиксах это персонаж из Южной Азии, но в фильме его сделали выходцем со Среднего Востока, чтобы повествовательно связать с афганскими террористами.
Главаря боевиков сыграл американский пакистанец Фаран Тахир. Будущий исполнитель роли андроида Вижена Пол Беттани озвучил «компьютерного дворецкого» Старка под названием J.A.R.V.I.S. (знатоки цикла знают, что этот искусственный интеллект назван в честь дворецкого Джарвиса, служившего отцу Старка), а сам Джон Фавро выкроил себе роль Хэппи Хогана, шофера и телохранителя Старка. Кларк Грегг и Сэмюэл Л. Джексон засветились в ролях агента Колсона и директора Фьюри из тайной шпионской организации «Щ.И.Т.», которая в киноцикле Marvel собирает супергероев в суперотряд. Наконец, создатель «Железного Человека» и легенда Marvel Стэн Ли по уже сложившейся к тому времени традиции засветился в комичном камео. Напомним, что появления Ли в кадре – это как бы «знак качества» Marvel. То есть признак того, что картина снята с одобрения и при участии компании.
Студия Marvel основана в Нью-Йорке, она до сих пор там расположена, и многие ее супергерои живут в главном американском мегаполисе. Тони Старк в комиксах тоже оттуда. Однако Фавро решил, что в наши дни компания Старка скорее будет находиться в Калифорнии, поближе к Силиконовой Долине. Кроме того, Восточное побережье уже было «заезжено» в других супергеройских лентах, в том числе марвеловских. Так что киноверсию Тони переселили на Западное побережье, причем буквально – Старк живет в пляжном городе Малибу, в нескольких десятках километров от Лос-Анджелеса и на расстоянии вытянутой руки от океана.
Съемки тоже решили провести в Калифорнии, по преимуществу на студии Playa Vista Stages, которая располагается в бывших ангарах авиационного завода Говарда Хьюза. Создатели фильма специально этого не планировали, но оказалось, что самые подходящие для них огромные павильоны оборудованы там, где некогда работал реальный прототип Тони Старка и где был построен знаменитый «Еловый гусь», который до 2017 года был самым большим в истории гидропланом. Хьюз придумал гигантский военный гидроплан из березовой фанеры («Еловый гусь» – ошибочное прозвище) во время Второй мировой войны, когда в США было плохо с алюминием. Однако самолет был завершен лишь к 1947 году, и в производство его не запустили.
Когда декораторы сооружали на студии пещеру, где террористы держат Старка, они внимательно изучали военные видеозаписи из Афганистана. Так группа обнаружила, что в горных пещерах столь холодно, что у людей там идет пар изо рта. Когда Фавро об этом узнал, он приказал «заморозить» декорацию, и во время съемок все ежились от холода. В наши дни, вероятно, облачка попросту дорисовали бы на компьютерах.
Кстати, о компьютерной графике. До «Железного Человека» Фавро не слишком ей доверял, и работа над картиной стала для него вынужденной школой технологии. Со временем режиссер убедился, что аниматоры из студий Industrial Light & Magic, The Orphanage и The Embassy способны творить чудеса, и он доверил им работу над многими экшен-сценами Железного Человека. Художники как рисовали боевую броню «с нуля», так и изображали ее поверх съемок Дауни, одетого в несколько элементов костюма. Полная реальная версия боевой брони была слишком тяжелой и неудобной, чтобы актер мог постоянно в ней сниматься. Напомним, что сцены, которые на экране занимают минуты или даже секунды, порой создаются дни напролет, так что без компьютерной поддержки Дауни и его дублерам пришлось бы вымотаться в тяжеленной броне. Реальная броня была создана на студии практических эффектов Стэна Уинстона, лауреата «Оскаров» за спецэффекты «Чужих», «Терминатора 2» и «Парка Юрского периода».
Интересно, что работа по моделированию и конструированию финальной брони Железного Человека была в основном проведена еще до того, как был подписан контракт с Дауни. Соответственно, мерки с актера дизайнеры сняли лишь в самый последний момент. После этого они быстро подогнали костюм по фигуре и передали компьютерную модель в производственный цех. Хотя со стороны броня кажется металлической и хромированной, на самом деле она сделала из специального пластика – прочного и сравнительно легкого. Будь броня стальной, Дауни бы с ней не повернулся. Впрочем, даже для ношения пластикового костюма ему пришлось изрядно поработать в спортзале и привести себя в наилучшую форму. Также был изготовлен менее убедительный, но куда более легкий и гибкий резиновый вариант брони для тех сцен, где зрители не могут пристально рассмотреть Железного Человека.
Самой впечатляющей боевой броней, созданной для фильма, стала боевая броня злодея, которой Стейн обзаводится к концу картины. Реальная версия этой брони была высотой три метра и весом более 350 килограммов. Монтировать в нее сложную механику и электронику не стали – броню вручную двигали несколько кукловодов. Впрочем, в основном, экшен-сцены с участием этой брони были нарисованы на компьютерах.
Но вернемся к местам съемок. Помимо студии Playa Vista Stages работа кипела в живописных окрестностях калифорнийского городка Лоун-Пайн, которые еще в 1920-х облюбовали голливудцы, в основном для создания вестернов. Уже в наше время там снимались такие ленты, как «Дрожь земли», «Почтальон» «Гладиатор», «Одинокий Рейнджер» 2013 года. Фавро снял в Лоун-Пайне сцены нападения на американский военный конвой и попадание Старка в плен.
Сцены в пустыне также снимались неподалеку от Лоун-Пайна, и группе пришлось сражаться с сильными ветрами. Вместо того чтобы переждать непогоду, Фавро решил ее использовать и вписать песчаную бурю в сюжет.
Вообще, импровизаций на съемках было удивительно много – непозволительно много для блокбастерного кино, где все должно быть выверено до секунды и до миллиметра. Сценарий не был полностью готов к началу съемок, и часть диалогов сымпровизировали прямо на площадке. В результате Дауни стал фактическим соавтором сценария. Он сам сочинил для себя несколько монологов и множество шуток. Для каждого дубля он придумывал что-то новенькое, а потом Фавро при монтаже отбирал лучшие реплики. Боссы Marvel были в шоке от такого подхода, и сам режиссер был изрядно удивлен, когда чудом вписался в съемочное расписание.
Съемки продолжались с середины марта до конца июня 2007 года. Полмесяца из этого времени группа снимала на калифорнийской базе ВВС Edwards Air Force Base. Чтобы запечатлеть военных и военную технику, голливудцы получили разрешение Пентагона и согласовали с генералами сценарий. Терренсу Ховарду прошлось очень серьезно подойти к изображению офицера, чтобы удовлетворить военную цензуру. В голливудском патриотическом кино это в порядке вещей. Если же фильм идет против армии (как, например, «Апокалипсис сегодня»), его авторам приходится придумывать, как показать военных без участия Пентагона. Можно, например, по сходной цене нанять армию другого государства, вооруженную американской техникой…
«Железный Человек» вышел в американский прокат 2 мая 2008 года. Премьере предшествовала масштабная рекламная кампания, которая среди прочего рассказала несведущим зрителям, что Железный Человек – это не робот, а миллиардер-супергерой в суперкостюме. Это было необходимо, и это сработало. Картина, которая обошлась в 140 миллионов долларов, собрала в мировом прокате 585 миллионов и удостоилась множества хвалебных отзывов. Многие критики признали ленту одним из лучших фильмов 2008 года, а киноакадемики номинировали картину на «Оскар» в категориях «лучшие визуальные эффекты» и «лучший монтаж звука».
Не все в «Железном Человеке» было безупречно, но в целом это было превосходное начало для марвеловского киноцикла. Наибольших похвал удостоились игра Дауни, изображение духовного пути, который проходит Старк по дороге к героизму, и сочетание пафоса и юмора, в дальнейшем отточенное и ставшее визитной карточкой кинокомиксной вселенной Marvel.
Сюжет ленты был продолжен в двух менее удачных, но более коммерчески успешных прямых сиквелах «Железный Человек 2» и «Железный Человек 3» и во множестве других марвеловских лент, включая «сборный» суперхит «Мстители» и продолжения. В исполнении Дауни Железный Человеке стал символом эпопеи, и супергерою на экране удалось то, чего он так и не смог сделать в комиксах, – сравняться по популярности с Питером Паркером и даже обойти его. Хорошо, что хоть где-то миллиардеры сражаются за успех, а не получают его на блюдечке!