Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUdePP1a Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов, использующих элементы скандинавской мифологии

Большая часть мира достаточно давно перешла на монотеистическую религию, однако это не значит, что языческая мифология перестала волновать и вдохновлять современников

Добавить в закладки
Гибель богов

Большая часть мира достаточно давно перешла на монотеистическую религию, однако это не значит, что языческая мифология перестала волновать и вдохновлять современников. Мрачные мифы Древнего Египта до сих пор эксплуатируются кинематографом (из недавних примеров – «Мумия» с Томом Крузом и первый сезон «Страшных сказок»). Легенды Древней Греции продолжают бередить воображение сценаристов («Гнев титанов», приключения Перси Джексона, даже амазонки в «Чудо-женщине»). И, конечно, полная героизма и обреченности скандинавская мифология с ее Фенриром, Вальгаллой и Гибелью богов. К слову, сейчас отечественные кинотеатры и придорожные биллборды увешаны напоминанием о конце всего сущего: слово «Рагнарёк» в названии третьей части о похождениях марвеловского Тора переводится как «Гибель богов». Это обстоятельство навело Film.ru на размышления: а что еще западный кинематограф позаимствовал у древних скандинавов? Во имя однорукого Тюра, сейчас узнаем!

Кадр из фильма "Тор"

Логично начать с экранизации комиксов Marvel о боге грома, в честь которого, кстати, в Западной Европе назван четверг. Более популярного и прибыльного изображения нордического божества на данный момент не придумали. Несмотря на то что в кадре появляются боги (Один, Хеймдалль, Локи), Асгард и Мьёльнир, фильм имеет к скандинавским легендам самое поверхностное отношение. Кино снято по комиксу, который брал от мифологии лишь основы, чтобы воплотить на своих страницах самостоятельную историю. А картина и вовсе не церемонится с персонажами: Асгард представляется достаточно светлым и во всех отношениях приятным современному человеку местом, а упомянутый Хеймдалль стал чернокожим, что лишь добавляет фильму здорового веселого угара – это же блокбастер.

Думается, что если бы на нашу грешную землю в ее нынешнем состоянии попал Тор из мифов, то Рагнарёк для человечества наступил бы безо всякого Фенрира.

Видеоплеер загружается.
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
 
1x
  • Главы
  • Отключить описания, выбрано
  • Субтитры выкл., выбрано

    Кадр из фильма "Макс Пэйн"

    Фильм Джона Мура, вольная адаптация культового шутера от третьего лица, совершил ритуальное самоубийство в бокс-офисе, был разорван в клочья критиками, а после проката его еще не остывшее тело долго потом трепали фанаты оригинальной игры. И правильно: будут знать, как очернять классику посредственной продукцией.

    Кое-что, однако, в «Максе Пэйне» осталось от игрового прародителя, в том числе отсылки к интересующей нас мифологии. Персонажа Донала Лога зовут Алекс Бальдер – очевидный поклон в сторону бога света и весны. Препарат «Валькирия». Клуб Джека Люпино с затейливой вывеской Rag Na Rock. Aesir Corporation (aesir – не что иное, как асы, верховные боги, живущие в Асгарде). И не забудем про материализующихся валькирий (уже не из игры): правда, в отличие от нордических дев на крылатых конях, киношные существа летали самостоятельно.

    Жаль, но упомянутых оммажей было недостаточно, чтобы вытащить картину из пучины уныния и сюжетных дыр. Но в этом есть и позитивный момент: после финансового провала вряд ли кто-то захочет связываться с новой экранизацией. Ларе Крофт повезло меньше. Впрочем, не будем загадывать.

    Видеоплеер загружается.
    Текущее время 0:00
    Продолжительность -:-
    Загрузка: 0%
    Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
    Оставшееся время -:-
     
    1x
    • Главы
    • Отключить описания, выбрано
    • Субтитры выкл., выбрано

      Кадр из фильма "Маска"

      Обычная и, прямо скажем, не самая веселая жизнь Стэнли Ипкиса категорически меняется после того, как ему попадает в руки маска Локи. Эта вещь знаменитого скандинавского трикстера преображает людей, выпуская из них… В общем, много чего выпускает эта маска.

      А фильм, выпущенный в прокат, прошелся по кинотеатрам не хуже самого Локи, отхватив жирнейший бокс-офис. Даже номинировался на кое-какие престижные награды, но ни одной статуэтки не забрал. Зато открыл миру Кэмерон Диас и окончательно закрепил позиции Джима Керри в качестве топового комика: за следующий после «Маски» фильм (а это был «Тупой и еще тупее») старина Джим получил гонорар, исчисляемый миллионами, а не тысячами долларов. Хвала Одину!

      Видеоплеер загружается.
      Текущее время 0:00
      Продолжительность -:-
      Загрузка: 0%
      Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
      Оставшееся время -:-
       
      1x
      • Главы
      • Отключить описания, выбрано
      • Субтитры выкл., выбрано

        Кадр из фильма "Викинги против пришельцев"

        Космический корабль подозрительно похожего на людей инопланетянина Кайнана терпит бедствие и обрушивается с небес на Норвегию времен викингов. Летающая посудина годится только на металлолом, но Кайнан выживает, как и его тайный попутчик Мурвен – еще один пришелец, но уже гораздо более зловещего вида. Уже долгие годы двое инопланетян ведут между собой борьбу (и на чей стороне правда – большой вопрос), и теперь их война вовлекает племя ни в чем не виноватых викингов. Отвага примитивного народа, помноженная на технологические возможности и знания Кайнана, – единственное оружие против бесчинствующего Мурвена.

        Outlander должен был стать серьезным проектом с кассовыми амбициями, но из-за постоянных переносов съемок растерял постановщика (им должен был стать финн Ренни Харлин) и главную звезду (Карл Урбан). Когда все рабочие вопросы были решены, в режиссерское кресло уселся сценарист Ховард МакКейн, а главной звездой каста стал Джим Кэвизел. Из-за беззубой режиссуры, весьма сомнительных сценарных ходов (главный герой – тот еще выродок, и сочувствовать его истории ну очень тяжело) и общей кэмповости происходящего «Викингов против пришельцев» высмеяли критики, а театральный прокат обернулся фиаско.

        Общая концепция фильма и имена персонажей недвусмысленно отсылают к легенде о Беовульфе, которая хоть и является памятником англосаксонского эпоса, но наполнена отсылками к скандинавской мифологии под завязку.

        Видеоплеер загружается.
        Текущее время 0:00
        Продолжительность -:-
        Загрузка: 0%
        Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
        Оставшееся время -:-
         
        1x
        • Главы
        • Отключить описания, выбрано
        • Субтитры выкл., выбрано

          Кадр из фильма "Беовульф"

          Еще одна из многочисленных интерпретаций знаменитой легенды, на этот раз с Кристофером Ламбертом и элементами постапокалипсиса.

          «Беовульф» Грэма Бейкера абсолютно несерьезен и выставляет собственную кэмповость напоказ. Начальные титры полностью стилизованы под «Смертельную битву» Андерсона – сказывается общий продюсер Дэвид Чаппе, но выглядит все равно забавно. А далее следует тотальная мешанина из (очень условного) эпоса, кэмпового боевика, плохеньких компьютерных спецэффектов, стимпанка (тоже очень условного) и драйвового саундтрека, сочетающего Front 242, Junkie XL и Urban Voodoo с Fear Factory, Anthrax и Monster Magnet. Имена персонажей, кроме самого Беовульфа и Хродгара, по не совсем внятным причинам заменили на англосаксонские и французские.

          Разумеется, кинокритики растоптали «бэшку» в пыль. Своего преданного зрителя «Беовульф» нашел уже на видео, сформировав немногочисленный, но устойчивый культ. Впрочем, как и многие фильмы с Кристофером Ламбертом.

          Видеоплеер загружается.
          Текущее время 0:00
          Продолжительность -:-
          Загрузка: 0%
          Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
          Оставшееся время -:-
           
          1x
          • Главы
          • Отключить описания, выбрано
          • Субтитры выкл., выбрано

            Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-полукровка"

            Без порции нордичности не обошлись и приключения Мальчика, Который Выжил. Речь идет о Фенрире Сивом.

            Долгое время «поттериана» прекрасно обходилась без него, но в шестой части верный вассал Волан-де-Морта показал зубки. Фенрир Сивый – оборотень, сражающийся на стороне главного антагониста. Основное хобби ликантропа – кусать зазевавшихся юных волшебников: так Сивый пополняет ряды своей личной армии оборотней, втайне мечтая о дне, когда он наберет достаточное количество людей, чтобы вступить с магами в открытую конфронтацию. Хотя Волан-де-Морт, очевидно, относится с Фенриру лишь как к инструменту, Сивый оказывается весьма полезен: порой одного лишь упоминания его имени бывает достаточно, чтобы нагнать страху.

            Как вы уже поняли, имя Фенрир (и «профессия» оборотня) – отсылка к сыну Локи, черному волку, что однажды освободится от своих пут, и тогда его сыновья наконец догонят и пожрут Солнце и Луну, и наступит Рагнарёк.

            Сивый же, несмотря на великое имя, не играет столь важной роли в «поттериане» и получает на орехи от студентов Хогвартса. Его дальнейшая судьба после поражения Волан-де-Морта покрыта мраком.

            Видеоплеер загружается.
            Текущее время 0:00
            Продолжительность -:-
            Загрузка: 0%
            Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
            Оставшееся время -:-
             
            1x
            • Главы
            • Отключить описания, выбрано
            • Субтитры выкл., выбрано

              Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца"

              Мир находится в неоплатном долгу перед Джоном Р.Р. Толкином: его книгам удается вдохновлять одновременно и несмышленых детишек, и брутальных адептов блэк-метала.

              Не секрет, что Толкин питал особые чувства к древнескандинавскому языку и мифологии, и его «Хоббит» и «Властелин Колец» содержат множественные отсылки к ним. Первое, что бросается в глаза, – это варги. У скандинавов так называли огромных волков, в частности, Фенрира и его сыновей Сколля и Хати. У Толкина это также огромные волкоподобные существа, наделенные разумом и собственным языком. В кинотрилогиях Питера Джексона варгов несколько упростили: они стали походить на диких зверей, которых используют урук-хаи в качестве конницы, боевой силы и следопытов.

              Менее заметная отсылка – Гендальф. Имя волшебника британский писатель позаимствовал из древненорвежской поэмы, а в образе мага безошибочно угадывается намек на Одина. Если верить легендам, верховный ас Асгарда любил прикинуться старцем в плаще и бродить среди людей.

              Двумя упомянутыми оммажами скандинавам дело не ограничивается, и внимательный читатель может самостоятельно поковырять средиземные франшизы и их литературный первоисточник, и ему, несомненно, откроется много нового.

              Видеоплеер загружается.
              Текущее время 0:00
              Продолжительность -:-
              Загрузка: 0%
              Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
              Оставшееся время -:-
               
              1x
              • Главы
              • Отключить описания, выбрано
              • Субтитры выкл., выбрано

                Кадр из фильма "13-й воин"

                Картина Джона МакТирнана начинается как экранизация романа Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых», а затем делает резкий крен в сторону не единожды упомянутого «Беовульфа», что странно, так как две истории разделяет несколько веков. Фильм рассказывает об арабском поэте Ахмеде ибн Фадлане, который во время ссылки на северные земли прибивается к отряду викингов. Отряд направляется на помощь конунгу Хродгару, земли которого одолевают неслыханные чудовища.

                Как вы уже заметили, древний текст «Беовульфа» стал источником вдохновения для множества сценариев, и если бы не он, то кинематограф лишился бы солидного культурного пласта. Впрочем, отсылки на олдскульный эпос не больно-то помогли «13-му воину»: имея под вывеской распоясавшийся производственный и рекламный бюджеты, фильм должен был собирать умопомрачительную кассу. Каковую он, конечно же, не собрал. Зато картина и сейчас смотрится как добротное жанровое кино с легким послевкусием 90-х: в наше время так уже не снимают.

                Видеоплеер загружается.
                Текущее время 0:00
                Продолжительность -:-
                Загрузка: 0%
                Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
                Оставшееся время -:-
                 
                1x
                • Главы
                • Отключить описания, выбрано
                • Субтитры выкл., выбрано

                  Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

                  В мире Макса Рокатански, где Рагнарёк уже наступил, тут и там разбросаны осколки умершей культуры. Все фанаты постапокалипсиса помнят Айатоллу Рок-н-ролла из «Воина дороги», а квадриквел, в свою очередь, стабильно отсылает к нордическим легендам.

                  Речь о культе Несмертного Джо, который воспевает отвагу и самопожертвование. Даже если ты всего лишь щенок войны, пустое место в боевой иерархии, ты можешь совершить подвиг, и тогда соплеменники запомнят твое имя, а твоя душа пройдет через врата Вальгаллы, вкусит чибургер с Героями и будет вечно разъезжать в сиянии хрома!

                  Ошметки скандинавской мифологии в сочетании с поклонением восьмицилиндровым двигателям (и автомобилям вообще) в мире, где человеческая жизнь не стоит вообще ничего, звучит не только гротескно, но и до жути реалистично. Когда наступит закат цивилизации, гниющие остатки человечества наверняка будут нести тарабарщину, в которой проскользнут полузнакомые «аквакола», «Вальгалла» и «запомните меня!». Ну, или что-то подобное.

                  Видеоплеер загружается.
                  Текущее время 0:00
                  Продолжительность -:-
                  Загрузка: 0%
                  Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
                  Оставшееся время -:-
                   
                  1x
                  • Главы
                  • Отключить описания, выбрано
                  • Субтитры выкл., выбрано

                    Кадр из фильма "Кунг-Фьюри"

                    Эклектическое экспло от Дэвида Сандберга, ранее промышлявшего постановкой рекламных и видеоклипов, отсылает нас ко всему «вечному», что было в Америке 80-х. Майями, синтипоп, Дэвид Хассельхофф, полицейские без напарников и несмываемая кунгфу-лихорадка, начавшаяся в середине 70-х. Классические штампы постановщик сдобрил музыкой от лучших шведских ретровейв-исполнителей и довел до абсурда, поэтому главный герой Кунг-Фьюри борется с ожившим (и убийственным) аркадным автоматом, у его напарника – голова трицератопса, а всей полиции Майями бросает вызов Адольф Гитлер, переместившийся в 80-е из прошлого.

                    Помимо всего прочего, в «Кунг-Фьюри» нашлось место и для мифологии. Протагонист «промахнулся», когда телепортировался в прошлое, чтобы добраться до Гитлера, и попал в мир викингов (воительницы Катана и Барбарианна), варгов (а заодно и динозавров для полноты картины) и древних богов (представленных рослой фигурой Тора). Герой от этой промашки лишь выиграл: не только познакомился с интересными людьми, но и заполучил крепких союзников в борьбе с армией Кунг-Фюрера. Ведь сила Мьёльнира – она, знаете ли, не рассасывается со временем. А командная работа – ключ к успеху.

                    Видеоплеер загружается.
                    Текущее время 0:00
                    Продолжительность -:-
                    Загрузка: 0%
                    Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
                    Оставшееся время -:-
                     
                    1x
                    • Главы
                    • Отключить описания, выбрано
                    • Субтитры выкл., выбрано

                      Текст: Максим Бугулов
                      Написать комментарий
                      А
                      О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
                      соглашение
                      ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
                      18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
                      Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
                      Предложить материал
                      Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

                      Адрес для писем: partner@film.ru

                      Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
                      Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?