Большая часть мира достаточно давно перешла на монотеистическую религию, однако это не значит, что языческая мифология перестала волновать и вдохновлять современников
Логично начать с экранизации комиксов Marvel о боге грома, в честь которого, кстати, в Западной Европе назван четверг. Более популярного и прибыльного изображения нордического божества на данный момент не придумали. Несмотря на то что в кадре появляются боги (Один, Хеймдалль, Локи), Асгард и Мьёльнир, фильм имеет к скандинавским легендам самое поверхностное отношение. Кино снято по комиксу, который брал от мифологии лишь основы, чтобы воплотить на своих страницах самостоятельную историю. А картина и вовсе не церемонится с персонажами: Асгард представляется достаточно светлым и во всех отношениях приятным современному человеку местом, а упомянутый Хеймдалль стал чернокожим, что лишь добавляет фильму здорового веселого угара – это же блокбастер.
Думается, что если бы на нашу грешную землю в ее нынешнем состоянии попал Тор из мифов, то Рагнарёк для человечества наступил бы безо всякого Фенрира.
Фильм Джона Мура, вольная адаптация культового шутера от третьего лица, совершил ритуальное самоубийство в бокс-офисе, был разорван в клочья критиками, а после проката его еще не остывшее тело долго потом трепали фанаты оригинальной игры. И правильно: будут знать, как очернять классику посредственной продукцией.
Кое-что, однако, в «Максе Пэйне» осталось от игрового прародителя, в том числе отсылки к интересующей нас мифологии. Персонажа Донала Лога зовут Алекс Бальдер – очевидный поклон в сторону бога света и весны. Препарат «Валькирия». Клуб Джека Люпино с затейливой вывеской Rag Na Rock. Aesir Corporation (aesir – не что иное, как асы, верховные боги, живущие в Асгарде). И не забудем про материализующихся валькирий (уже не из игры): правда, в отличие от нордических дев на крылатых конях, киношные существа летали самостоятельно.
Жаль, но упомянутых оммажей было недостаточно, чтобы вытащить картину из пучины уныния и сюжетных дыр. Но в этом есть и позитивный момент: после финансового провала вряд ли кто-то захочет связываться с новой экранизацией. Ларе Крофт повезло меньше. Впрочем, не будем загадывать.
Обычная и, прямо скажем, не самая веселая жизнь Стэнли Ипкиса категорически меняется после того, как ему попадает в руки маска Локи. Эта вещь знаменитого скандинавского трикстера преображает людей, выпуская из них… В общем, много чего выпускает эта маска.
А фильм, выпущенный в прокат, прошелся по кинотеатрам не хуже самого Локи, отхватив жирнейший бокс-офис. Даже номинировался на кое-какие престижные награды, но ни одной статуэтки не забрал. Зато открыл миру Кэмерон Диас и окончательно закрепил позиции Джима Керри в качестве топового комика: за следующий после «Маски» фильм (а это был «Тупой и еще тупее») старина Джим получил гонорар, исчисляемый миллионами, а не тысячами долларов. Хвала Одину!
Космический корабль подозрительно похожего на людей инопланетянина Кайнана терпит бедствие и обрушивается с небес на Норвегию времен викингов. Летающая посудина годится только на металлолом, но Кайнан выживает, как и его тайный попутчик Мурвен – еще один пришелец, но уже гораздо более зловещего вида. Уже долгие годы двое инопланетян ведут между собой борьбу (и на чей стороне правда – большой вопрос), и теперь их война вовлекает племя ни в чем не виноватых викингов. Отвага примитивного народа, помноженная на технологические возможности и знания Кайнана, – единственное оружие против бесчинствующего Мурвена.
Outlander должен был стать серьезным проектом с кассовыми амбициями, но из-за постоянных переносов съемок растерял постановщика (им должен был стать финн Ренни Харлин) и главную звезду (Карл Урбан). Когда все рабочие вопросы были решены, в режиссерское кресло уселся сценарист Ховард МакКейн, а главной звездой каста стал Джим Кэвизел. Из-за беззубой режиссуры, весьма сомнительных сценарных ходов (главный герой – тот еще выродок, и сочувствовать его истории ну очень тяжело) и общей кэмповости происходящего «Викингов против пришельцев» высмеяли критики, а театральный прокат обернулся фиаско.
Общая концепция фильма и имена персонажей недвусмысленно отсылают к легенде о Беовульфе, которая хоть и является памятником англосаксонского эпоса, но наполнена отсылками к скандинавской мифологии под завязку.
Еще одна из многочисленных интерпретаций знаменитой легенды, на этот раз с Кристофером Ламбертом и элементами постапокалипсиса.
«Беовульф» Грэма Бейкера абсолютно несерьезен и выставляет собственную кэмповость напоказ. Начальные титры полностью стилизованы под «Смертельную битву» Андерсона – сказывается общий продюсер Дэвид Чаппе, но выглядит все равно забавно. А далее следует тотальная мешанина из (очень условного) эпоса, кэмпового боевика, плохеньких компьютерных спецэффектов, стимпанка (тоже очень условного) и драйвового саундтрека, сочетающего Front 242, Junkie XL и Urban Voodoo с Fear Factory, Anthrax и Monster Magnet. Имена персонажей, кроме самого Беовульфа и Хродгара, по не совсем внятным причинам заменили на англосаксонские и французские.
Разумеется, кинокритики растоптали «бэшку» в пыль. Своего преданного зрителя «Беовульф» нашел уже на видео, сформировав немногочисленный, но устойчивый культ. Впрочем, как и многие фильмы с Кристофером Ламбертом.
Без порции нордичности не обошлись и приключения Мальчика, Который Выжил. Речь идет о Фенрире Сивом.
Долгое время «поттериана» прекрасно обходилась без него, но в шестой части верный вассал Волан-де-Морта показал зубки. Фенрир Сивый – оборотень, сражающийся на стороне главного антагониста. Основное хобби ликантропа – кусать зазевавшихся юных волшебников: так Сивый пополняет ряды своей личной армии оборотней, втайне мечтая о дне, когда он наберет достаточное количество людей, чтобы вступить с магами в открытую конфронтацию. Хотя Волан-де-Морт, очевидно, относится с Фенриру лишь как к инструменту, Сивый оказывается весьма полезен: порой одного лишь упоминания его имени бывает достаточно, чтобы нагнать страху.
Как вы уже поняли, имя Фенрир (и «профессия» оборотня) – отсылка к сыну Локи, черному волку, что однажды освободится от своих пут, и тогда его сыновья наконец догонят и пожрут Солнце и Луну, и наступит Рагнарёк.
Сивый же, несмотря на великое имя, не играет столь важной роли в «поттериане» и получает на орехи от студентов Хогвартса. Его дальнейшая судьба после поражения Волан-де-Морта покрыта мраком.
Мир находится в неоплатном долгу перед Джоном Р.Р. Толкином: его книгам удается вдохновлять одновременно и несмышленых детишек, и брутальных адептов блэк-метала.
Не секрет, что Толкин питал особые чувства к древнескандинавскому языку и мифологии, и его «Хоббит» и «Властелин Колец» содержат множественные отсылки к ним. Первое, что бросается в глаза, – это варги. У скандинавов так называли огромных волков, в частности, Фенрира и его сыновей Сколля и Хати. У Толкина это также огромные волкоподобные существа, наделенные разумом и собственным языком. В кинотрилогиях Питера Джексона варгов несколько упростили: они стали походить на диких зверей, которых используют урук-хаи в качестве конницы, боевой силы и следопытов.
Менее заметная отсылка – Гендальф. Имя волшебника британский писатель позаимствовал из древненорвежской поэмы, а в образе мага безошибочно угадывается намек на Одина. Если верить легендам, верховный ас Асгарда любил прикинуться старцем в плаще и бродить среди людей.
Двумя упомянутыми оммажами скандинавам дело не ограничивается, и внимательный читатель может самостоятельно поковырять средиземные франшизы и их литературный первоисточник, и ему, несомненно, откроется много нового.
Картина Джона МакТирнана начинается как экранизация романа Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых», а затем делает резкий крен в сторону не единожды упомянутого «Беовульфа», что странно, так как две истории разделяет несколько веков. Фильм рассказывает об арабском поэте Ахмеде ибн Фадлане, который во время ссылки на северные земли прибивается к отряду викингов. Отряд направляется на помощь конунгу Хродгару, земли которого одолевают неслыханные чудовища.
Как вы уже заметили, древний текст «Беовульфа» стал источником вдохновения для множества сценариев, и если бы не он, то кинематограф лишился бы солидного культурного пласта. Впрочем, отсылки на олдскульный эпос не больно-то помогли «13-му воину»: имея под вывеской распоясавшийся производственный и рекламный бюджеты, фильм должен был собирать умопомрачительную кассу. Каковую он, конечно же, не собрал. Зато картина и сейчас смотрится как добротное жанровое кино с легким послевкусием 90-х: в наше время так уже не снимают.
В мире Макса Рокатански, где Рагнарёк уже наступил, тут и там разбросаны осколки умершей культуры. Все фанаты постапокалипсиса помнят Айатоллу Рок-н-ролла из «Воина дороги», а квадриквел, в свою очередь, стабильно отсылает к нордическим легендам.
Речь о культе Несмертного Джо, который воспевает отвагу и самопожертвование. Даже если ты всего лишь щенок войны, пустое место в боевой иерархии, ты можешь совершить подвиг, и тогда соплеменники запомнят твое имя, а твоя душа пройдет через врата Вальгаллы, вкусит чибургер с Героями и будет вечно разъезжать в сиянии хрома!
Ошметки скандинавской мифологии в сочетании с поклонением восьмицилиндровым двигателям (и автомобилям вообще) в мире, где человеческая жизнь не стоит вообще ничего, звучит не только гротескно, но и до жути реалистично. Когда наступит закат цивилизации, гниющие остатки человечества наверняка будут нести тарабарщину, в которой проскользнут полузнакомые «аквакола», «Вальгалла» и «запомните меня!». Ну, или что-то подобное.
Эклектическое экспло от Дэвида Сандберга, ранее промышлявшего постановкой рекламных и видеоклипов, отсылает нас ко всему «вечному», что было в Америке 80-х. Майями, синтипоп, Дэвид Хассельхофф, полицейские без напарников и несмываемая кунгфу-лихорадка, начавшаяся в середине 70-х. Классические штампы постановщик сдобрил музыкой от лучших шведских ретровейв-исполнителей и довел до абсурда, поэтому главный герой Кунг-Фьюри борется с ожившим (и убийственным) аркадным автоматом, у его напарника – голова трицератопса, а всей полиции Майями бросает вызов Адольф Гитлер, переместившийся в 80-е из прошлого.
Помимо всего прочего, в «Кунг-Фьюри» нашлось место и для мифологии. Протагонист «промахнулся», когда телепортировался в прошлое, чтобы добраться до Гитлера, и попал в мир викингов (воительницы Катана и Барбарианна), варгов (а заодно и динозавров для полноты картины) и древних богов (представленных рослой фигурой Тора). Герой от этой промашки лишь выиграл: не только познакомился с интересными людьми, но и заполучил крепких союзников в борьбе с армией Кунг-Фюрера. Ведь сила Мьёльнира – она, знаете ли, не рассасывается со временем. А командная работа – ключ к успеху.