Сложно поверить, но бесконечный лимб 2020-го все же вот-вот закончится, дело за малым: осталось пережить новогоднюю ночь. Даже в самые непраздничные праздничные дни можно попытаться поднять себе настроение и симулировать ожидание чуда, сидя с головы до ног в блестках, пайетках и достав сумасшедшие платья, которые остальные 364 дня покоятся в глубине шкафа. В поисках вдохновения мы заглянули в киношный гардероб героинь разных эпох, которых объединяет рождественское настроение и, пожалуй что, вера в лучшее. Развешиваем по вешалкам наряды, в которых они готовятся к празднику.
Как сказал Джоэл своей бывшей (или не совсем бывшей) жене Мириам, «ты — полный набор». Героиня Рэйчел Броснахэн действительно поражает своей идеальностью (как показывает практика, разумеется, неидеальной) — дочь профессора, мать двоих детей, жена, которая лучше всех в городе готовит грудинку, лучшая подруга, она решилась покорять подмостки грязных клубов, тонущих в облаках сигаретного дыма, и стать стендап- комикессой. Путь ее, несмотря на скоропостижную успешность, спровоцированную изменой мужа, не так прост, неизменно одно: карнавал потрясающих нарядов, которым нет конца.
Когда глядишь на гардероб миссис Мейзел, создается впечатление, что каждый день — праздник: из серии в серию перед зрителем проходит красочный парад шляпок, перчаток, сумочек, платьев и туфель на каблучках (не зря фанаты усиленно сравнивают наряды героини с кондитерскими изделиями). Мир вокруг Мириам — своего рода ожившая фантазия цвета и симфония шелеста пышных юбок: за гардероб героини отвечает художница по костюмам Донна Заковска, которая получила премию «Эмми» за работу над эпизодом второго сезона «Мы едем в Катскилл!». «Цвет, форма и текстура могут рассказать историю так же эффективно, как движение камеры или диалог», — признается сама Рэйчел Броснахэн в интервью. И действительно, костюмы, созданные Заковской, не только эстетическое удовольствие и радость для глаз смотрящего, но и вполне себе строгие условия поведения: одежда диктует, как героине двигаться, садиться, формирует ее походку и ощущение себя в пространстве (юбки такого радиуса протиснутся не в каждом коридоре!).
В восьмой и заключительной серии первого сезона Эми Шерман-Палладино разгоняется от фиаско в начале до вполне себе счастливого финала у рождественской ели. До нового 1959 года осталось несколько дней, вокруг искрятся огоньки, витрины, на улицах Нью-Йорка падает тихий снег, а Мириам носится в суете между провалом своей еще толком не начавшейся карьеры, днем рождения сына, любовницей мужа и им самим.
Из новогодних нарядов Мириам особенно хочется выделить два: зеленый ансамбль из платья и укороченного пиджака с брошью в виде цветка пуансеттии — необходимый атрибут праздника для всех работниц универмага. В сочетании с бантом-бабочкой в горох миссис Мейзел в этом костюме становится похожа на ожившую новогоднюю ретро-открытку с классическим сочетанием зеленого и красного (не только брошь, но и маникюр).
Финальная сцена серии — выступление Мириам в клубе (представил ее сам Ленни Брюс!), черное платье с бантиками на плечах стало каноничным не только для героини и всех любителей сериала: костюм попал в коллекцию Смитсоновского национального музея. Сама Заковска говорит, что при создании образа опиралась на Джоан Риверс (известная американская стедап-актриса), которая часто носила жемчуг. Надеть украшение Мириам посоветовала мама — можно расценить подсказку от старших как жест преемственности и дань уважения одному из прообразов. Ну а маленькое черное платье подойдет, как известно, на любой случай, и новогодняя ночь не исключение.
Чуть ли не раньше всех, еще в 1999 году, Риса Брэймон Гарсиа открыла дверь ностальгии по 80-м: «200 сигарет» — бешеная мозаика из блесток и кружева, сумбурный отпечаток пары часов до наступления 1982 года. Молодые люди носятся по кафетериям, барам и клубам Нью-Йорка и отчаянно ищут путь на вечеринку, где они смогут встретить Новый год и примириться со своими ожиданиями. Сумятица, сомнения, нерешенные вопросы, неуверенность и местечковые кризисы: все безумно много говорят и спорят, но очень мало делают. Когда фильмы вышел, его не обругал только самый ленивый критик, но, как это часто и бывает, время расставило все по местам, и кино стало если не бескомпромиссно культовым, то одним из самых пересматриваемых в праздничный сезон. Что в 80-х, что в 90- х, что в нулевых молодые люди от 20 до 30 довольно часто не представляют себе не только, где встретить полночь, но и что делать по большому счету со всей своей жизнью.
«200 сигарет» — дебют Рисы Брэймон Гарсиа на режиссерском поприще, до того (и после) она занималась подбором актеров, неудивительно, что и в своем фильме ей удалось собрать золотой каст: Бен и Кейси Аффлеки, Кейт Хадсон, Кристина Риччи, Пол Радд, Кортни Лав, Габи Хоффманн, Марта Плимптон, Элвис Костелло и даже стедап-комик Дэйв Шаппелл. Он и собирает всю эту разношерстную толпу по очереди в своем такси с диско- шаром в салоне и раздает мающимся в поисках чуда на одну ночь разной ценности советы. Не последнюю роль в культовом статусе фильма сыграли наряды: «200 сигарет» — словно глянцевый журнал уличной моды, тенденции и интонации страниц которого угадываются и сегодня.
Художницей по костюмам стала Сьюзан Лайолл, совсем недавно она «одевала» «Суд над Чикагской семеркой» (и есть вероятность, что может быть отмечена на «Оскаре» 2021 года за свою работу). При подготовке к съемкам «200 сигарет» Лайолл обошла все секонд-хэнды, где одевались панк-рок-звезды, винтажные магазины и даже получила доступ к шкафу модельера Бетси Джонсон, а кое-что подарила героиням и из своего личного гардероба.
Так, помимо красного платья и бархатной накидки героиня Кортни Лав Люси получила брошь со стразами в виде головы лошади — украшение как артефакт до сих пор хранится у Лайолл. Брошь блестит на искусственной леопардовой шубе — последние года три такие можно встретить на улице каждый день с октября по май, правда, не с лодочками — это уже нью-йоркская мода. Линию Люси и Кевина можно назвать центральной в фильме: несмотря на то что режиссёрски она никак не акцентирована, сумасшедшая химия Кортни Лав и Пола Радда (кто бы мог подумать?) делает свое дело и гипнотизирует зрителя. Люси и Кевин друзья: он ноет, что у него день рождения и его бросила девушка, а она хочет взять от этой ночи все. Героиня Кортни хлесткая на слово и дело барышня и по большому счету стремится быть в центре внимания в любой комнате, даже если это кабинка туалета в дайнере — это, как закодированное послание или код личности, и можно считать с одежды, подобранной Лайолл для актрисы.
Бесстрашная школьница со вздорным характером Вэл приезжает с подругой Стефи в Большое яблоко из Ронконкомы (местечко на Лонг-Айленде, которое, судя по названию, претендует на звание столицы ромкома) на ту самую вечеринку к двоюродной сестре, где все обречены оказаться в полночь. Пока Стефи всего боится, Вэл ищет приключения на каждом углу и знакомится с панками (когда еще можно увидеть Кейси Аффлека в кожанке и тигровой рубашке?).
Наряд Вэл — своего рода отражение в кривом зеркале образа Кортни Лав (говорят, та даже поначалу обиделась на художницу по костюмам за доппельгенгера в шкафу). По замыслу Лайолл это должно было продемонстрировать, как Вэл стремится быть независимой и несколько провокативной леди и хочет быть похожей на Люси (даже не будучи с ней знакомой), но в силу возраста она выглядит скорее как девочка, нацепившая мамину одежду и попользовавшаяся ее косметикой. И черно-белую искусственную шубу, и красные кожаные перчатки, и чокеры сейчас можно найти во множестве гардеробов — кажется, это именно то, что мы взяли от 80-х.
Непросто пришлось с нарядом для совсем юной Кейт Хадсон, которая играет самую типичную из возможных героинь ромкома: хорошую девочку Синди, которая запала на рядового проходимца и пытается понять, встретить ли им вместе Новый год или зря они вообще повстречались. Есть один нюанс: Синди жутко неловкая, и к концу вечера ее наряд, похожий на розовую сладкую вату или маршмеллоу в сиропе, превращается в полнейший бардак — разорванное в пух и прах платье и чудовищно грязное пальто. Именно поэтому вариант с винтажными магазинами Лайолл не подходил: специально для Хадсон было сшито и розовое платье с бретельками, и пальто, причем в нескольких экземплярах сразу, чтобы одежда могла играть свою роль не в одном дубле.
На этом завершаем новогодний экскурс в 80-е: Сьюзан Лайолл удалось создать своего рода признание в любви моде того времени и в праздничную одну ночь уместить квинтэссенцию стиля и настроение целого города, а каждый наряд сдал логичным продолжением внутреннего мира героя или героини фильма «200 сигарет». На всякий случай напоминаем, что курение вредит вашему здоровью, а Кевин первым утром 1982 года решил наконец завязать с вредной привычкой.
Здесь могли бы оказаться и оверсайз пальто и свитера Сары из «Интуиции», и ярусное платье Гермионы Грейнджер со Святочного бала, шуба и жемчуг Кэрри Брэдшоу, наряды Салли Олбрайт из «Когда Гарри встретил Салли», к которой мы обращались в прошлом тексте, но логичным видится остановиться на Бриджит Джонс и ни на ком другом больше. Сил под конец этого года еще меньше, чем обычно, на наряды хочется смотреть и о них рассказывать, но куда тяжелее думать о том, что в новогоднюю ночь действительно придется вылезти из растянутого свитера.
Здесь на помощь не ожидающим чуда, но уверенным в своих планах (Netflix и вкусная еда), приходит Бриджит и ее пижамы — это тот наряд, который в новогоднюю ночь может позволить себе каждый. Вероятнее всего, большинство в этом году будет отмечать дома, поэтому вайб конца 50-х и начала 80-х, скорее всего, останется только на фото и на экране, но это и неплохо. Главное, не отказывать себе в бумажной короне — все, кто пережили 2020-й, заслуживают королевских украшений, даже если они из картона.
Художницей по костюмам в «Дневнике Бриджит Джонс» была Рэйчел Флеминг (она работала и над «На игле»): одна из главных задач гардероба Бриджит — показать, что она очень старается, но получается у нее, как известно, не всегда. Та самая короткая черная юбка, на которую запал Дэниел Кливер, платье на рождественскую вечеринку и культовое «бабушкино» нижнее белье наряду с водолазками, пиджаками и брюками демонстрируют одновременно, что Бриджит и следит за тем, что у нее в шкафу, и не стремится сильно выделяться за счет одежды: даже короткая юбка для нее эксперимент, придающий уверенности и сил.
За фильм Бриджит проходит круг от одного Рождества к другому, от красной пижамы к бирюзовой и планам на год, которые, как всегда, не стали явью, она унывает, но не сильно: можно завести новый дневник и новые цели. Закончить хочется на радостной ноте и вспомнить не только жилетку-«ковер», которую мама велела Бриджит надеть на семейное торжество, но и свитер с оленем мистера Дарси. И это именно то, чему хочется верить в этой британской сказке о тридцатилетних: совершенно не важно, что на тебе надето в новогоднюю ночь и в день после, куда важнее хорошее настроение и сэкономленные крупицы оптимизма. И немного блесток на всякий случай.