Экранизации видеоигр, особенно культовых, удаются нечасто: то ли поэтому, то ли потому что проект бесконечно откладывали, в удачу Uncharted никто не верил. Но Нейтану Дрейку снова повезло: несмотря на скорбный консенсус критиков (мы к ним не присоединяемся), зрителям приключения охотников за сокровищами понравились куда больше, пусть авторы и достаточно вольно обошлись с первоисточником
«На картах не значится» не только стал доступен в Сети (в нашем регионе придётся постараться), но и до сих пор идет в кинотеатрах. Мы фильм пересмотрели и попытались разобраться, где наследие игр, где забавные пасхалки, а где интерпретация режиссера Рубена Фляйшера (автора «Зомбиленда»). Исследуем Uncharted по кусочкам — от самых очевидных фактов до незаметных отсылок.
Начнем с начала: вторая и четвертая игры серии Uncharted предлагали забежать вперед на старте. Открывающие сцены мгновенно заставляли игрока вцепиться в геймпад и карабкаться вверх по поезду или рулить катером по ночному океану под градом пуль. После динамичной схватки время плавно откатывается назад по принципу «вам, наверное, хотелось бы узнать, как я оказался в этой ситуации?», и события очередных приключений выстраиваются в прямую хронологию, ведущую к переломному моменту.
Режиссер Рубен Фляйшер остался верен схеме: зрители встречают Дрейка-Холланда висящим над водой, зацепившись ногой за крепежи груза летящего самолета. Первой репликой героя становится вечное и узнаваемо фанатами: oh, crap (англ. – вот дерьмо!). Дальнейшие уточнения не пригодятся: даже те, кто никогда не играл в Uncharted, могли видеть культовую сцену падения из третьей серии «Иллюзии Дрейка». Правда, игрокам после удачной посадки приходилось бродить по пустыне, в экранизации же Дрейк и Хлоя приземляются на воду, но мы об этом узнаем только в середине фильма.
Авторы «Анчартед: на картах не значится» решили не идти по пути прямолинейного пересказа игр одной за другой, а показали зрителям все и сразу, но под другим углом. Больше всего сценарий похож на видоизмененный приквел знакомой истории. Ход пусть и рискованный, но оправданный — кинематографическая вселенная предлагает иную версию судьбы Нейтана, оставляя знакомые сюжетные крючки то тут, то там.
Приключения на большом экране можно разглядывать как пазл эпизодов, фактурных артефактов и биографий героев, которые, к слову, сильно изменились, но это и неплохо. У Тома Холланда и Марка Уолберга хватает харизмы и химии между собой, чтобы ухватить очарование жанра бадди-муви. Но вернемся к сюжету.
С великим падением из самолета разобрались, идем дальше. Флешбэк из детства с побегом Нейта и его брата Сэма по крышам позаимствован из четвертой игры «Путь вора», как и трогательные полароидные снимки. Но братья присвоили имя Фрэнсиса Дрейка, чтобы избежать проблем с законом: Нейтан-Холланд, кажется, и правда верит в то, что он потомок знаменитого капера.
Из «Пути вора» на экран перекочевал и пиратский корабль, до отказа набитый сокровищами: сцены открытий визуально перекликаются, но судно в фильме принадлежит Магеллану, а не Генри Эвери. С определенными нюансами повторяется и сцена аукциона: к ней мы вернемся позже, а сейчас остановимся на знаковых артефактах — тех самых распятиях. Со святым Дисмасом они никак не связаны, но механика использования ключей-крестов в фильме похожа на практики второй игры: в «Среди воров» то и дело приходилось запускать древние устройства вместе с напарником.
Так или иначе, большую часть очевидных параллелей сюжета проще всего выявить с финальной главой приключений Дрейка «Конец вора», хотя в кино все только начинается.
Сцену аукциона мы не зря отметили отдельным пунктом, в первую очередь эпизод пошагово повторяет замысел кражи из «Пути вора»: пока Салли «тратит деньги, которых у него нет», Дрейк должен отвлекающим маневром отключить электричество, а Сэм в костюме официанта — в суматохе забрать крест. Дрейк-старший пропал из уравнения, и все пошло не по плану. Нейтану не удалось вырубить свет, пришлось импровизировать: сцена с прыжками по люстрам — это цитата, но не из игры, а из культового боевика «Полицейская история» (1985): Джеки Чан совершил схожий полет среди иллюминации.
Одна из главных претензий к серии игр заключалась в так называемом лудонарративном диссонансе: термин означает конфликт сюжета и механики прохождения. Проще говоря, обаяшка и весельчак Нейтан Дрейк играючи и припеваючи раз за разом устраивал геноцид маленькой страны, штабелями укладывая наемников соперника. В боевиках 90-х подобная практика считалась жанровым допущением, и никто не обращал внимания на космическое количество смертей (злодеев не жалко!). В 2020-х Рубен Фляйшер прекрасно понимает, что протагонисты безнаказанно могут выкашивать только отряды зомби, а потому Нейта не стоит пачкать в крови. Да, в самом начале бородатый солдат получает подошвой по лицу и летит кубарем вниз, но даже в финальном сражении антагонистка, подобно ведьмам из мультфильмов Disney, погибла без участия хороших парней.
Героиня Тати Габриэль, наемница Брэддок — новичок во вселенной Uncharted, но, несомненно, ее крестной матерью можно считать Надин Росс. Девушка была одной из главных антагонистов в «Пути вора», но затем раскрывалась иначе в дополнении «Утраченное наследие». Брэддок, в отличие от своей прародительницы, героиня куда более прямолинейная и топорная. Пусть наемница и повторяет трюк с убийством нанимателя (напомним, Надин оставила умирать Дрейка и его соперника Рэйфа на горящем судне), что выглядит занятным твистом, но шансов на развитие характера не остается. Брэддок, которую связывали какие-то отношения с Салли, выступает одноразовой злодейкой, как по большому счету и все антагонисты в серии игр.
А вот самая противоречивая героиня серии Хлоя Фрейзер из консольной вселенной перекочевала на большие экраны почти без внешних изменений. Но идейная трактовка героини представлена в ином ключе — в том числе и из-за этических представлений о подружке главного героя.
Сюжет игр Uncharted редко вдавался в подробности личной жизни Нейтана: игрокам приходилось гадать, считывать намеки и додумывать ход закадровых романов расхитителя гробниц. Так, из сюжета «Среди воров» стало известно, что Хлоя и Нейт давно знакомы и, вероятно, сталкивались еще до событий первой игры. Природа их взаимоотношений прозрачна, но в итоге подельники определяют свою связь как дружескую. Разумеется, не без участия Елены Фишер — будем надеяться, журналистка еще появится в сиквеле.
Во вселенной Фляйшера Хлоя — давняя знакомая Салли, Дрейк к ней явно неравнодушен, но принимает правила игры «воровского» флирта. Поступки Фрейзер схожи с теми, что игроки привыкли видеть, но мотивация изменилась: если в фильме охотница рассказывает о том, что отец продал ее драгоценную находку, то в «Утраченном наследии» Хлоя узнает папу как увлеченного исследователя, который пожертвовал жизнью ради сохранения культурных объектов и безопасности своей семьи.
По сюжету игры Нейтан Дрейк никогда не работал барменом, а если и работал, то едва ли мы об этом узнаем, но «Иллюзии Дрейка» начинаются со сцены в британском пабе, так что локация для вселенной уже знакомая (но, будем честны, эта перекличка совершенно не обязательна).
Бар-ресторан, в котором работает Нейт-Холланд, называется Kitty Got Wet — эту не слишком элегантную фразу можно не раз услышать в играх, устранив очередного соперника.
Цитаты Нейтана Дрейка мы уже вспоминали дважды, но и Салли не остался без лингвистического наследия. Фраза «Так, так, так», которую произносит Марк Уолберг во время поисков тайника в Барселоне, повторяет реплику Салли из «Иллюзий Дрейка», когда он, Нейт и Елена находят секретный ход в Йемене.
Было бы странно, если бы Рубен Фляйшер не передал привет Эми Хеннинг, Нилу Дракману и разработчикам Naughty Dog, которые выпустили не только серию игр Uncharted, но и две части Last of Us — сериал о выживании среди зараженных тоже вот-вот должен появиться, но уже на малых экранах.
Наклейку с логотипом студии можно заметить на крышке сундука Нейта, в сцене, когда Дрейк возвращается домой после первой встречи с Салли и достает открытки от брата.
Хлоя и Салли воодушевленно подтрунивают над Нейтом из-за страха перед монахинями, который достался вору в наследство от детства, проведенного в христианском приюте. Дрейк сетует: «Монашки, почему всегда должны быть монашки?» — это отсылка к крестному отцу Нейта, Индиане Джонсу.
Двух любителей приключений не раз сравнивали, а студия и не пыталась скрыть источник вдохновения. Знаменитый археолог больше всего боялся пресмыкающихся, а фразу, ставшую культовой: «Змеи, почему всегда должны быть змеи?» — Джонс произносит в фильме «В поисках утраченного ковчега».
Мед на душу всем поклонникам и самый фансервисный эпизод ленты — камео Нолана Норта. Актер был голосом Нейтана Дрейка с самого начала приключений в 2007 году, а позже работал над персонажем и с технологией захвата движения.
Когда Дрейк и Хлоя выходят на берег, Нолан лежит в шезлонге и шутливо замечает, что и сам однажды упал с самолета. Этот момент сложно пропустить, даже если вы никогда не видели Норта в лицо: на фоне играет самая узнаваемая музыкальная тема из видеоигр.
В интервью Нолан сказал, что доволен выбором Тома Холланда на роль Дрейка: несмотря на то что они создали персонажей довольно разных, Норт видит в Томе тот же энтузиазм в актерской работе, что у Нейтана в охоте за сокровищами.
Зажигалка, которая раздражающе часто не подчиняется Нейту в фильме, в игре «Путь вора» принадлежит Сэму. Кроме того что она довольно часто помогает решать разной сложности загадки, зажигалка служит герою и по прямому назначению — Дрейк-старший бесконечно курит.
В том, что в первой дополнительной сцене нам показали именно старшего брата Нейта Сэма, сомневаться не приходится. Несмотря на то что биография персонажа сильно изменена, так или иначе его судьба связана с тюремным заточением. В «Пути вора» обширный флешбэк сообщает о том, что Сэм погиб при побеге — так думал Нейт. На самом же деле Дрейка-старшего серьезно ранили, он отсидел срок и нашел брата, чтобы вместе добраться до сокровищ Генри Эвери.
В фильме о вероятной смерти брата Дрейк узнает от Хлои и Салли, а убийство те приписывают Брэддок. При каких именно обстоятельствах все это случилось, скорее всего, узнаем в сиквеле.
Заключительная сцена после титров приводит нас к Дрейку и Салли, которых мы знаем (и любим), а сам эпизод за пару минут успевает сослаться на несколько частей сразу. Во-первых, Салли Уолберг наконец отпустил усы — это весомое основание для того, чтобы дать продолжению зеленый свет. Во-вторых, приятели одеты так же, как в сцене флешбэка в «Иллюзиях Дрейка»: правда, там Нейтан был еще совсем юнцом, а история знакомства закадычных воров выглядела куда прозаичнее, чем представлена в фильме.
Собеседник Нейта-Холланда в странного вида таверне интересуется кольцом у него на шее с гравировкой Sic Parvis Magna (лат. «Великое начинается с малого»): согласно тому же флешбэку в игре, украшение мальчишка Нейт украл из музея Дрейка в Колумбии, в фильме же его подарил брат. Так или иначе, перстень служит ключом для своеобразного прибора, который может открыть дорогу к очередному потерянному городу в пустыне Руб-Эль-Хали. Но повторение географии было бы слишком простым трюком: вместо того чтобы упомянуть антагонистов «Иллюзий» Марлоу и Толбата, Дрейк говорит о Романе — злодее из первой части игры, и забирает у вора в светлом костюме старую нацистскую карту. Можно предположить, что вторая часть фильма сосредоточится на поисках Эльдорадо.
Ах, да, чуть не забыли: Нейтан забирает у собеседника золотой пистолет — это своеобразная отсылка на трофейное оружие, которое изредка можно получить в игре.