Все мы знаем, что «Оскар» не всегда является мерилом качества. Нередки случаи, когда главная кинопремия мира ошибалась и игнорировала картины, которые позже становились классикой. Академия обделила вниманием Альфреда Хичкока, Стэнли Кубрика и Фрэнсиса Форда Копполу — и это только самые яркие из примеров. Сегодня мы собрали для вас 8 ныне культовых картин, которые когда-то боролись за «Оскар», но победить не смогли.
Сейчас в это трудно поверить, но «лучший фильм всех времён», как часто называют картину Орсона Уэллса, не смог выиграть «Оскар» в 1942 году. «Гражданин Кейн» был однозначным художественным и техническим прорывом, он показал всему Голливуду, что кино можно снимать иначе, и популяризовал многие ныне привычные кинематографические приёмы: ракурсную съёмку, глубокие мизансцены, нелинейное повествование. Но академия новаторство не оценила — все основные награды ушли хорошей, но традиционной драме Джона Форда «Как зелена была моя долина».
Монументальный военный эпик Фрэнсиса Форда Копполы получил «Золотую пальмовую ветвь» в 1979 году и заработал аж 8 номинаций на «Оскар». Вот только победил фильм лишь в двух — «звуке» и «работе оператора». И режиссёрскую, и главную номинацию у «Апокалипсиса сегодня» забрал «Крамер против Крамера», степенная драма о разводе с Дастином Хоффманом и Мэрил Стрип в главных ролях. Может, академики просто не захотели давать второй год подряд приз сложному фильму о Вьетнамской войне (за год до этого «Оскар» взял «Охотник на оленей»), а может, просто решили, что скромная лента Роберта Бентона смотрится выигрышно на фоне раздутой и невероятной сложной в производстве работы Копполы. Так или иначе, история рассудила всех. Сегодня «Апокалипсис сегодня» считается одним из величайших фильмов, когда-либо произведённых на свет. «Крамер против Крамера» вспоминают намного реже.
На самом деле здесь могло быть и «Головокружение», и «Окно во двор» — академия известна своей склонностью игнорировать ныне культовые фильмы Альфреда Хичкока. Мало того что они не побеждали в номинации на «лучший фильм», они даже на неё не номинировались. Зато у Хичкока было несколько шансов победить в «лучшем режиссёре»: но вместо «Психо» премия предпочла «Квартиру» Билли Уайлдера (действительно, к слову, отличное кино), а «Окно во двор» проиграл «В порту» Элиа Казана. В итоге за всю свою долгую карьеру Хичкок получил 5 номинаций за режиссуру — и ни разу не выиграл. Академики «поклонились» режиссеру лишь однажды: в 1968 году Хичу вручили специальную награду Ирвинга Тальберга за продюсерский вклад в киноиндустрию.
Картина Мартина Скорсезе в начале 90-х перевернула законы криминального жанра — и до сих пор её вспоминают как одну из лучших гангстерских драм всех времён (выше разве что «Крёстный отец»). На церемонии «Оскара» в 1991-м фильм получил 6 номинаций (в том числе за лучший фильм и лучшего режиссёра) и считался фаворитом гонки. Но в итоге статуэтку забрал домой только Джо Пеши за лучшую мужскую роль второго плана. Во всех основных номинациях Скорсезе проиграл «Танцующему с волками», трёхчасовому режиссёрскому дебюту Кевина Костнера о белом мужчине, который заводит дружбу с индейцами.
Дэвид Линч, прямо скажем, не самый «оскаровский» режиссёр. Но и у него в начале карьеры был шанс забрать домой статуэтку за лучший фильм. «Человек-слон» — его самая понятная и зрительская картина, рассказывающая о жизни мужчины с необычной болезнью, — получил 8 номинаций на «Оскар» в 1981-м. Правда, стать лауреатом ни в одной из категорий так и не удалось. И режиссёрскую награду, и приз за лучший фильм увёз Роберт Редфорд и его «Обыкновенные люди». Фильм, про который, если честно, вы вполне могли ни разу в жизни и не слышать.
Для американского зрителя «Эта замечательная жизнь» — что-то вроде «Иронии судьбы» для постсоветских граждан, только ещё круче. Ультимативное рождественское кино, которое в Сочельник смотрят всей семьёй, великая современная сказка (ну, относительно современная) о мужчине, который после неудачной попытки самоубийства переосмысляет свою жизнь не без помощи высших сил. В общем, этот фильм настолько культовый, что сложно понять, как его значимость могла быть не замечена академиками в 1947-м. «Эта замечательная жизнь» проиграла во всех основных номинациях ныне почти неизвестной исторической драме «Лучшие годы нашей жизни».
Стивен Спилберг снял, вероятно, величайший военный экшен всех времён — жёсткий, зрелищный и бескомпромиссный, но при этом гуманный по своей натуре. Сейчас любое кино, которое пытается представить Вторую мировую как кровавый аттракцион, сравнивают со «Спасти рядового Райана» — вот только лучше никто сделать так и не смог. Очевидно, что за этот фильм Спилберг обязан был брать ещё один «Оскар» за лучший фильм, но получил только «лучшего режиссёра». Главную награду вырвал «Влюблённый Шекспир», которого до победы не слишком легальными методами пропихнул продюсер Харви Вайнштейн.
Ещё один великий режиссёр, которого «Оскар» регулярно игнорировал, — Стэнли Кубрик. При своих 13 номинациях он побеждал лишь единожды, и то за визуальные эффекты к «Космической одиссее». А вот в основных категориях его научно-фантастический шедевр (как и, впрочем, его же «Заводной апельсин», «Барри Линдона» и «Доктора Стрейнджлава») проигнорировали. Вместо новаторского космического киноромана академия выбрала старомодный мюзикл «Оливер!», основанный на романе Чарльза Диккенса.