Режиссёру «Крёстного отца», «Апокалипсиса сегодня» и «Разговора» исполняется 82 года. В честь этого вспоминаем главные работы мэтра и расставляем их от наименее удачной к самой шедевральной. Благо, у Копполы выбрать есть из чего: за 58 лет он снял 23 картины, и большинство из них — отличные.
15 МЕСТО
После череды финансовых провалов Фрэнсис Форд Коппола был вынужден срежиссировать ностальгическую комедию, которую легко принять за скорый ответ прогремевшему за год до этого фильму Роберта Земекиса «Назад в будущее». «Пегги Сью вышла замуж» забрасывает пришедшую на вечер встречи выпускников героиню на 25 лет назад в прошлое — на дворе 1960-й, она вновь старшеклассница, но знает, что произойдет в будущем. Пегги раздает советы гику, который впоследствии станет миллионером, наслаждается компанией своей семьи, а главное — бросает свою школьную любовь, Чарли, который станет ее мужем и бросит незадолго до злополучного вечера. Это не худший фильм Копполы, но его достоинства явно не уникальны: о буйной молодости и максимализме американских подростков режиссер уже высказывался в «Изгоях» и «Бойцовой рыбке», а ретро-ностальгия и путешествия во времени намного удачнее получились у того же Земекиса.
14 МЕСТО
После провала мюзикла «От всего сердца» студия Копполы Zoetrope попала в серьёзные долги — чтобы их отбить, режиссёр решил вернуться в знакомый жанр гангстерской драмы. Он даже позвал своих коллабораторов с «Крёстного отца»: продюсера Роберта Эванса и писателя Марио Пьюзо, но итоговый фильм, конечно, получился совсем не таким выдающимся, как сага о семье Корлеоне. «Клуб “Коттон”» рассказывает про джаз-музыканта из криминогенного Харлема, который влюбляется в девушку и оказывается замешанным в разборках банд. Копполу, впрочем, сюжет здесь как будто бы и не интересует — он слишком озабочен детальным воссозданием эстетики и эпохи.
13 МЕСТО
Одним из самых популярных писателей 90-х был Джон Гришэм, юридические триллеры которого Голливуд активно экранизировал, привлекая первоклассных режиссеров и актеров. Лучшей адаптацией сам писатель и многие кинокритики считают «Благодетеля» Фрэнсиса Форда Копполы — режиссер сумел сохранить литературный психологизм и напряжение первоисточника. Фильм посвящен первому делу молодого адвоката с лицом Мэтта Дэймона — он представляет семью больного лейкемией парня, которому страховая компания отказала в трансплантации стволовых клеток, что могло бы спасти его жизнь. Казалось бы, классический сюжет о противостоянии идеалиста и бездушной системы, но у Копполы получилась не просто напряженная судебная драма о вопиющей несправедливости, но и едкий комментарий о все еще злободневной проблеме США — лишающем права на жизнь здравоохранении.
12 МЕСТО
Большую часть 80-х годов Коппола провёл под студийным гнётом — эпоха Нового Голливуда закончилась, и самовольный режиссёр был неудобен продюсерам. Своё негодование на этот счёт он выплеснул в «Такере» — драме о реальном инженере (его играет Джефф Бриджес), который прорывными изобретениями в области машиностроения (такими как, например, ремни безопасности) вставлял палки в колёса лидерам индустрии и безуспешно пытался выпустить собственную марку автомобилей. Это одновременно очень «зрительское» кино и дерзкая отповедь капиталистической Америке, чьи механизмы работают исключительно на защиту богатых и привилегированных.
11 МЕСТО
Однозначно лучшим (или единственным удачным) фильмом Фрэнсиса Форда Копполы XXI века считается «Тетро» — амбициозная черно-белая семейная драма, поставленная по первому за 35 лет (со времен «Разговора») оригинальному сценарию. К сбежавшему из проблемной семьи герою Тетро, который мечтал стать писателем, в Буэнос-Айрес приезжает его младший брат Бенни. Первоначальная неловкость сменяется то долгожданным братанием, то ожидаемой ссорой, после которой младший брат находит неоконченную рукопись Тетро, масштабную автобиографию проблемной фамилии. «Тетро» не оценили во время релиза, но теперь, 12 лет спустя, фильм все чаще открывают для себя синефилы, которые видят в нем очень личное размышление об идентичности и внутрисемейной борьбе.
10 МЕСТО
Споры о том, нужна ли была «Крёстному отцу» вообще третья часть, разгораются и по сей день. Разрешить их и правда непросто: с одной стороны, Коппола эффектно, по- шекспировски заканчивает историю Майкла Корлеоне — показывает, как кровавое прошлое героя пожирает его настоящее и будущее, в котором он решил перейти на легальный бизнес. С другой — фильм сделан даже близко не так изящно, как первые две части. К тому же на одну из важнейших ролей Коппола взял свою дочь Софию, ныне признанную режиссёрку, но довольно паршивую, как оказалось, актрису. И это немалый промах, учитывая, что на её персонаже держится вся характерная арка главного героя.
9 МЕСТО
В конце 1970-х Фрэнсис Форд Коппола был чуть ли не главным режиссером мира, талантливым ремесленником, выдающим один шедевр за другим, но в начале 1980-х он стал одним из основных неудачников индустрии, которому приходилось работать над сомнительными проектами, чтобы погасить миллионные долги. Скромная на первый взгляд музыкальная мелодрама должна была стоить два миллиона долларов, но ее бюджет разросся до гигантских 23 миллионов. Собрав в прокате чуть более шестисот тысяч, фильм не только разорил Копполу, но и вместе с финансовым фиаско «Врат рая» Майка Чимино стал негласным концом Нового Голливуда и фирменной для движения креативной свободы. Что касается самой картины, со временем зрители научились смотреть ее в отрыве от денежных показателей и увидели пусть и не упущенный из виду шедевр, но явно не заслуживающий ненависти милый мюзикл о кризисе в отношениях.
8 МЕСТО
Один из самых недооценённых фильмов Копполы и отличный double feature к «Беспечному ездоку» Денниса Хоппера. «Люди дождя» — это драма об обычной домохозяйке, которая, узнав, что беременна, отправляется в путь без какой-либо точной цели в голове. В конце 60-х Новый Голливуд как раз набирал обороты, и режиссёры брались за темы, раньше невозможные в американском кино: Копполу вот заинтересовала борьба женщин с устаревшими традиционными гендерными ролями, их открывшееся стремление к (возможно, иллюзорной) свободе, попытка найти новое место в турбулентном американском ландшафте.
7 МЕСТО
«Изгоев» — первую копполовскую адаптацию подросткового романа С.Э. Хинтон — чаще всего вспоминают за выдающуюся работу кастинг-директора, собравшего в одном фильме подростков, которые в итоге станут звездами первой величины: среди них были, например, Роб Лоу, Мэтт Диллон и Том Круз. В остальном «Изгои» — это упрощенная версия «Бойцовой рыбки»: лишенная выделяющегося визуального стиля, но доступная для массового зрителя история о классовом неравенстве, привилегиях, юношеском максимализме и дружбе на примере соперничества двух молодежных банд. Конечно, «Изгои» выглядят чересчур безопасно, но, учитывая рискованные и провальные проекты в фильмографии Копполы, для кого-то это даже плюс.
6 МЕСТО
Адаптируя роман Брэма Стокера, с которого в каком-то смысле и началась история хоррора в кино (ведь немецкий «Носферату», не говоря уже о классическом голливудском «Дракуле», был основан на этой же книге), Коппола применил подход, кардинально отличающийся от предшественников. В его интерпретации история трансильванского графа превратилась в красочный китч, сверхэкспрессивное и перегруженное событиями кино под стать готической литературной традиции. Его за многое можно ругать — и за скомканность сюжета, и за Киану Ривза в роли британского аристократа, — но чувства стиля у Копполы не отнимешь. К тому же Гарри Олдман в роли Дракулы бесподобен: простите, Макс Шрек, Бела Лугоши и Клаус Кински.
5 МЕСТО
После финансово успешных «Изгоев» Коппола уговорил студию взяться за экранизацию еще одного романа С.Э. Хинтон, более того, режиссер уверял, что «Рыбка» на фоне «Изгоев» будет смотреться как «Апокалипсис сегодня» на фоне «Крестного отца». Если Коппола имел в виду радикализм и использование авангардных техник, то не соврал: «Рыбка» — намного более смелая в плане съемок работа: вдохновленная немецким экспрессионизмом, фильмами жанра нуар и французской новой волной черно-белая драма о фатализме, саморазрушении, ложных идеалах и подростковой амбивалентности. Неудивительно, что, в отличие от более доступных «Изгоев», фильм провалился в прокате, но со временем стал культовым и обрел статус пятого безусловного шедевра Копполы.
4 МЕСТО
Великий гангстерский эпос, который, в общем-то, не нуждается в представлении. Коппола, руководствуясь правилом «снимай то, о чём знаешь», сделал ультимативное кино об италоамериканцах и, пожалуй, лучший в истории фильм о том, что значит быть иммигрантом. По сути, вся линия Майкла Корлеоне — это драма человека, который пытался встроиться в новое общество, но оказался нужен старым порядкам и живущей по жестоким законам семье. «Крёстного отца» ещё долго будут разбирать на части, чтобы понять, как правильно снимать криминальное кино, но никто так и не сможет сделать лучше.
3 МЕСТО
В истории мирового кинематографа не так много сиквелов, превзошедших великий оригинал. «Крестный отец II» — одно из первых исключений из правил; фильм, который рискнул выйти в прокат с амбициозным для тех времен словосочетанием Part II и в итоге ни в чем не уступил первой части. Впрочем, не менее рискованным решением была симметричная нарративная схема: Коппола и автор романа Марио Пьюзо развивали эпическую сагу о семье Корлеоне одновременно в прошлом через историю молодого иммигранта Вито и в настоящем, углубляясь в надломленную психологию властвующего Майкла. «Крестный отец II» не только стал одним из главных размышлений об иммигрантском опыте в американском кинематографе, но и довел гангстерскую историю до масштаба греческой трагедии о неизбежной наследственности и братоубийстве.
2 МЕСТО
Ещё один недооценённый шедевр Копполы: параноидальный триллер о мужчине, который профессионально занимается подслушиванием чужих разговоров и корпоративным шпионажем, но в какой-то момент начинает чувствовать, что и за ним самим установили слежку. Фильм вышел в далёком 74-м, но предопределил многие страхи современного человека, вечно находящегося под зорким взглядом технологического Большого Брата. А ещё это настоящий учебник по тому, как показывать на экране историю одного невроза: не зря до сих пор «Разговор» включают в большинство книг по сценарному мастерству в качестве идеального примера психологической драмы.
1 МЕСТО
Любой фильм из первой четверки заслуживал пьедестала по разным причинам, но кажется справедливым отдать его «Апокалипсису сегодня» — фильму, который даже на бумаге звучит как невозможное достижение. Впрочем, для Копполы образца 70-х не было ничего невозможного, поэтому даже картина, которая стала синонимом словосочетания «производственный ад» и несколько лет шла от начала съемок к полноценному релизу, стала одной из вершин мирового кинематографа. «Апокалипсис сегодня» — это один из первых фильмов, осмысляющих неудобную для США Вьетнамскую войну, это визионерский хоррор об абсурдности, коммерциализации и глорификации войны в современном мире, экзистенциальное роуд-муви к сердцу тьмы и мрачная притча о природе власти. Сам Коппола высказался намного лаконичнее, но куда красноречивее: «Мой фильм не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».