Вчера в возрасте 77 лет умер Бернардо Бертолуччи – великий итальянский режиссер, драматург и поэт. Его вклад в мировой кинематограф, как и влияние на последующие поколения режиссеров, неизмерим
В память о великом режиссере мы собрали 5 его картин, которые навсегда войдут в золотой фонд мирового кинематографа.
Второй по счету фильм всего лишь 23-летнего итальянца был с восторгом принят американской прессой. Бунтарь-идеалист Фабрицио под влиянием друга-самоубийцы решает уйти из буржуазной семьи и бросить навязанную ими невесту. Начав в качестве радикального жеста интрижку со своей тетей, герой встает перед моральным выбором: сдаться и стать ячейкой буржуазного общества или продвигать идеи Маркса, чтобы начать революцию в Италии? Под влиянием французской «новой волны» молодой Бертолуччи снимает практически автобиографичный фильм (в родной для себя Парме), который, как и «Кулаки в кармане» Марко Беллоккьо, с одной стороны, предвосхищает революцию 1968 года, а с другой – говорит, что она невозможна.
Разочаровавшись в неудачной революции 1968 года, Бертолуччи решает экранизировать известный роман Альберто Моравиа «Конформист». Сюжет такой: клерк средних лет Марчелло получает приказ отправиться в Париж, чтобы подготовить убийство профессора-антифашиста. Казалось бы, простую историю Бертолуччи встраивает в новаторский нарратив, разбавленный флешбэками с фрейдовскими образами. Главный герой этого социополитического триллера – метафора Италии времен Муссолини, когда у «нормальных» людей были правила сексуального, политического и религиозного поведения. Дегуманизация и конформизм пересекаются с темой детских сексуальных травм и фашизмом в фильме, который за почти 60 лет так и не смогли точно интерпретировать.
Самый скандальный фильм итальянца, споры о котором сопровождали Бертолуччи до самой смерти. После шокирующего самоубийства жены американец решает начать отношения, построенные исключительно на сексе, с молодой парижанкой, чтобы наконец выйти из глубокой депрессии. Картину активно критиковали за известную сцену анального изнасилования с использованием масла. В 2016 году Бертолуччи даже выступил с заявлением, чтобы раз и навсегда прекратить споры о надругательстве над актрисой: сцена была прописана в сценарии, но использование масла – идея Брандо. Правда, ненавидеть фильм все равно не перестали. Он ведь и в целом посвящен абьюзивным отношениям и пыткам мужчины постарше над молодой девушкой, хотя на самом деле это трагичная история двух одиноких людей – горюющего и склонного к саморазрушению американца и молодой не готовой к взрослой жизни француженки.
Пятичасовой эпик итальянца, который удалось снять из-за отличных сборов «Последнего танго в Париже». «Двадцатый век» – это масштабная история двух земляков из разных классов (один – землевладелец, другой – крестьянин), которые растут на фоне политических конфликтов между фашистами и коммунистами. Амбициозную сагу о классовой борьбе, возможно, подпортил претенциозный и помпезный тон на пару с затянутостью, но все равно задумка Бертолуччи достойна восхищения.
Возможно, самый известный фильм итальянца – еще одна эротическая история в Париже, в которой сплелись любимые мотивы творчества Бертолуччи. Американский студент приезжает в столицу Франции прямо перед студенческими волнениями 1968 года. Здесь он знакомится с братом и сестрой, которые тоже обожают фильмы французской «новой волны», а еще спокойно относятся к инцесту и не против организовать эротически-любовный треугольник. Герои прячутся от проходящей за окном революции, с головой погружаясь в сексуальные эксперименты и обсуждения политику и идеологию, а потом выходят на улицы, смешиваясь с протестующей толпой.