Человек, который стал звездой трёх великих франшиз, сегодня празднует день рождения. Все знают о его совместных работах с Лукасом, Скоттом и Спилбергом, но в своё время Форд успел сняться у Питера Уира и Романа Полански, Фрэнсиса Форда Копполы и Сидни Поллака. Рассказываем об избранных экранных образах актёра, который, кажется, совсем не стареет душой.
Народную любовь Форду принёс, пожалуй, образ Хана Соло, однако самые яркие его перформансы зрители всё равно могут увидеть в чётырех частях «Индианы Джонса». Да-да, вы не ослышались — именно четырёх, ведь при всей нелюбви к пока что последнему эпизоду похождений вечного авантюриста актёр блистал и в квадриквеле. Здесь он герой первого плана, и никакие другие персонажи саги не перетягивают на себя зрительское внимание. Его образ — образ настоящего и идеального экшен-героя: харизматика, красавца и смекалистого парня, способного выпутаться из любой передряги. Тот факт, что поп-культура ещё не раз попробует перенять черты Джонса, уже говорит о важности этой фигуры. «Звёздные войны» могут существовать без Хана Соло, а вот эта франшиза без своего центрального героя — едва ли.
Космическая опера Джорджа Лукаса, уже растянувшаяся на 9 эпизодов (если не считать спин-оффов), продолжает невозмутимой поступью уходить всё дальше и дальше от старых персонажей. Хана в серии уже не будет, но даже прощание с ним показало, насколько он полюбился публике. Такой же, как и Индиана, классический экшен-герой XX века, но с менее значимой в рамках всего сюжета ролью, Соло наряду с другими персонажами саги стал лицом фантастики и фэнтези на долгие годы. Разнузданный контрабандист с узнаваемой ухмылкой и едкими ироничными фразочками — таким запомнят его фанаты серии. Хотя злопыхатели, думается, тоже не смогут сдержаться от признания в любви.
Киберпанк, мрачная реальность, одинокий детектив — параметры, уже разительно отличающиеся от предыдущих двух фильмов из списка. Да и Форд тут, надо признать, сыграл роль, для себя максимально нетипичную. Харизма по-прежнему есть, но гнетущая неонуарная обстановка фордовский типаж вечного авантюриста душит. Оглушительной известности образ Рика Декарта на момент выхода картины не обрёл, но потом, когда начали выходить удобоваримые версии с новым монтажом, фильм перешёл в ранг недооценённых шедевров — а вместе с ним и мрачный Рик. Повторное появление Форда в сиквеле Вильнёва лишь подтвердило многослойность характера Декарта и окончательно закрепило героя в ранге лучших протагонистов, исполненных актёром.
Наконец-то выберемся из плена франшиз, чтобы вспомнить «Берег москитов». Это уникальный фильм Питера Уира, повествующий о странном изобретателе (как раз его и играет Харрисон Форд). Элли Фокс презирает нынешнюю Америку и не хочет видеть, как умирает его любимая страна, поэтому однажды он берёт всю свою семью и уезжает подальше от цивилизации, к Берегу москитов, где он построит собственный идеальный городок.
Образ Фокса — своего рода деконструкция всех предыдущих авантюристских ролей Форда. Безбашенный энтузиаст, свято верящий в силу ума и воли, он действительно создаёт место, где можно жить и не ощущать нужды. Однако вскоре, когда он теряет свой город, начинают проявляться другие его качества. Прежде всего — эгоизм, недальновидность, гордость. За горящим взглядом скрывается безумие, за очаровательной ухмылкой — губящий идеализм. Персонаж Форда полон противоречий, но даже при всём этом такой типаж оказывается максимально человечным, живым. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сам актёр называет этого героя любимым в своей фильмографии.
И снова Питер Уир с его особенным взглядом на современное общество. За роль в этом фильме Форд получил первую и, скорее всего, последнюю номинацию на заветный «Оскар». Детектив Джон Бук (кстати, ещё одно появление актёра в амплуа следователя) должен защитить свидетеля страшного убийства — девятилетнего мальчишку. Обосновавшись в поселении амишей и пытаясь всеми силами обезопасить паренька, он начинает проникаться местной культурой. Как и в «Береге москитов», это роль на стыке жанра и его деконструкции. Формально детектив становится драмой о существовании закрытых систем в глобализованном мире. И хотя взрывной финал с перестрелками и убийствами снова уходит к истокам полицейского кино, внимательного зрителя, через чувственную игру Форда проникнувшегося локальным бытом, не обманешь.
Сменив амплуа копа на незаслуженно обвинённого доктора, пустившегося в бега, Форд отметился ролью в «Беглеце» Эндрю Дэвиса. На этот раз никакой пресловутой деконструкции — лишь честный триллер о противостоянии «преступника» и полицейского (другая звезда фильма — Томми Ли Джонс). Авантюрный боевик со взрывами и погонями, в котором актёр возвращается к более простому экшен- персонажу. В рамках собственной фильмографии — ничего особенного, но мастерство Дэвиса, с которым он нагружает событийный ряд картины каждые пять минут, создаёт концентрированное зрительское кино с протагонистом-неваляшкой, выживающим в любых обстоятельствах.
Харрисон Форд за свою карьеру поработал со многими талантливыми режиссёрами. Роман Полански не исключение, хотя его фильм «Неукротимый», честно говоря, в список лучших работ художника едва ли войдёт. Иронично, что здесь Форд снова играет доктора в беде — приехав в Париж с женой, через некоторое время его персонаж обнаруживает, что возлюбленная пропала. Оригинальное название Frantic (безумный, неистовый) не совсем соответствует главному герою Ричарду Уолкеру, который в поисках жены действует скорее осторожно и рассудительно, но этот детектив о теневой жизни Парижа для фильмографии Форда всё равно становится важным. Будто бы вышедший в эпоху Хичкока, он цепляет своей архаикой и простотой, к тому же лишний раз доказывая, что его центральный актёр — типаж вневременный, способный стать звездой в любом десятилетии.
Закончить этот список было бы красиво одним из тех фильмов, где у Форда, во- первых, роль не ключевая, а во-вторых, не совсем положительная. Задира Боб Фалфа — персонаж, который этим требованиям соответствует. Больше напоминающий харизматичного школьного буллера, герой Форда предстаёт перед зрителем высокомерным, инфантильным, но по-своему очаровательным. Его немногочисленные появления на экране тем не менее становятся ключевыми для восприятия всего фильма — харизма Форда просто не позволяет ему быть в тени.