17 января главному балагуру Голливуда исполняется 59 лет. Керри — человек, на чьих фильмах росли целые поколения; постмодернистский герой, олицетворявший потерянность современников, попавших в ловушку поп-культуры и информационного бума. Однако вопреки распространённому мнению он чувствует себя уверенно не только в амплуа комедийного актёра: за свою карьеру Керри успел поработать с такими режиссёрами, как Гондри и Дарабонт, Форман и Уир, а роли в их фильмах по сей день считаются одними из лучших в карьере артиста. В его день рождения мы провели ревизию и выяснили, какие экранные образы заслуживают особого внимания.
Фильмы Джоэла Шумахера о Бэтмене — это особый, мрачный период не только в истории величайшего сыщика, но и в фильмографиях десятков отличных актеров. Однако даже там можно найти несколько по-настоящему светлых пятен; одно из них — Джим Керри в образе Загадочника, суперзлодея, одержимого интеллектуальным превосходством. Во-первых, это однозначно лучший антагонист дилогии: в отличие от мистера Фриза Арнольда Шварценеггера и Двуликого Томми Ли Джонса, Загадочник Керри лишен драматической арки и именно поэтому лучше всего подходит карикатурно-комиксному тону фильмов. Смешно, что как раз экспрессивную подачу Керри не оценил во время съемок Ли Джонс, который открыто заявлял, что «ненавидит актера и терпеть не может его кривляния».
«Гринч — похититель Рождества» — один из самых мрачных рождественских фильмов в истории: он больше похож на кошмар обожающего праздник ребенка, чем на экранизацию детской книжки Доктора Сьюза. К картине Рона Ховарда возникают десятки вопросов о сомнительных художественных решениях, но выбор Джима Керри на главную роль — точно не один из них. Известно, что актеру съемки дались с большим трудом: чего только стоят три часа в гримерке и неудобные желтые линзы, но жертвы того стоили. Гринч Керри — это не только стопроцентное попадание в созданный Сьюзом образ, но и попросту редкий образцовый злодей, мотивированный не собственной выгодой, а чужими страданиями.
Долгожданное возвращение Джима Керри в мир развлекательного комедийного кино (последнюю такую роль он исполнил аж в сиквеле «Тупой и ещё тупее») вышло неоднозначным. С одной стороны, «Соник» — не тот фильм, в котором ожидаешь увидеть любимого актёра: слишком рафинированный, по-голливудски выхолощенный — словом, посредственный блокбастер, вылетающий из головы уже на финальных титрах. Однако лучшее, что в нём есть, это кривляющийся Керри в образе доктора Роботника. Спустя столько лет услышать знакомые интонации — настоящий подарок всем фанатам артиста. И пускай, несмотря на усы и забавный костюм, на экране мы видим не каноничного злодея, а самого Джима. Тем более что глупый злодейский танец, который артист сымпровизировал прямо на съёмочной площадке, так и останется ярчайшим эпизодом этого непримечательного фильма.
«Аферисты Дик и Джейн» вышли уже под закат комедийной славы Керри, в 2005-м, и во многом эта роль выглядит вторичной относительно фильмографии актёра. Он здесь играет одного из членов супружеской пары, которая после банкротства желает заняться мелким грабежом и мошенничеством. Керри свою партию исполняет с известной харизмой, но, кажется, уже без былого задора — то ли фильм не даёт развернуться, то ли сам он уже к середине нулевых устал от подобных образов нелепых эксцентриков. Впрочем, даже несмотря на всё это, «Аферисты Дик и Джейн» — кино приятное, да и вообще грех жаловаться на возможность ещё раз посмотреть комедию с Джимом.
Чтобы выбрать главные роли из богатой фильмографии Джима Керри, достаточно всего лишь задать себе вопрос «а мог ли другой комедийный актер здесь сыграть?». «Пингвины мистера Поппера» — тот случай, когда без раздумий хочется ответить «да». Главную роль — алчного бизнесмена, которому в качестве наследства отца привозят пингвинов, — вполне мог исполнить Стив Карелл, а вообще изначально к фильму был прикреплен дуэт Бена Стиллера и режиссера Ноа Баумбака. Можно долго спорить, что сам фильм — недооцененная комедия с достойным комментарием об отцовстве и тягостях родительства, но глупо отрицать, что это всего лишь очередная безопасная роль для Джима Керри, который вряд ли особо напрягался на съемках.
Выйди «Я люблю тебя, Филлип Моррис» сейчас, фильм все равно бы считали чересчур радикальным для мейнстримного кино, но история про влюбленных заключенных вышла аж в конце нулевых и шокировала многих зрителей, особенно фанатов Джима Керри, не привыкших видеть любимого актера в гей-сценах. К тому моменту актер уже исполнил чистую драматическую роль в неудачном триллере «Роковое число 23» и вернулся в полноценную зрительскую комедию с «Всегда говори „Да“». «Филлип Моррис» — это что-то среднее между ними, такая авторская драмеди, которая позволила Керри не выходить за рамки комедийного амплуа полностью, но исключить из него самые известные атрибуты вроде экспрессивности и выразительной мимики. Две визитные карточки Керри, от которых он пытается избавиться с нулевых.
Непримечательный сиквел хорошего «Пипца» подарил зрителям не шибко важную в контексте фильмографии Керри, но всё ещё интересную роль полковника Америки. Первый супергеройский образ Джима, разумеется, не обошёлся без иронии: как и вся франшиза, его персонаж становится карикатурой на мстителей в масках без сверхспособностей. Проблема ещё и в том, что помимо самого Керри тут достаточно героев, перетягивающих на себя всё внимание: от Убивашки (Хлоя Морец) и Мазафакера (Кристофер Минц-Пласс) до Маза-Раши (Ольга Куркулина). В общем-то, тот редкий момент, когда обилие колоритных актёров сделало из Джима всего лишь «одного из». Достойно, но ничего выдающегося.
К выходу «Рокового числа 23» в 2006 году Джим Керри давно всем доказал свой драматический талант — уже вышло и «Вечное сияние чистого разума», и «Шоу Трумана», и «Человек на Луне». И роль в картине Джоэля Шумахера была лишь ещё одним экспериментом актёра: теперь он пробовал себя в жанре мрачного запутанного триллера. Керри тут играет мужчину, который после прочтения одного романа становится одержим числом 23 — он видит его везде, и вскоре этот интерес перерастает в полноценную паранойю. «Роковое число» — далеко не самая тонкая работа Шумахера, и в своё время её жутко разругали, а самого Керри даже номинировали на «Золотую малину» за худшую мужскую роль. Впрочем, совершенно незаслуженно — он здесь очень хорош, просто сам образ весьма однобокий и не даёт актёру раскрыться как надо.
У рождественского романа Чарльза Диккенса много экранизаций, но у Роберта Земекиса, пожалуй, самая амбициозная. Это очень дорогая анимационная картина, выполненная с помощью передовой на тот момент технологии motion capture — это когда актёры сначала «играют» своих персонажей со специальными датчиками на теле, а потом их движения и мимику переносят в компьютерную среду. Джим Керри в «Рождественской истории» исполняет сразу 8 ролей: трёх призраков Рождества и главного героя, Скруджа, в 5 разных возрастах, причём для этого ему даже не приходится гримироваться. Керри всегда был очень пластичным актёром, и благодаря motion capture ему наконец удалось показать, насколько: он абсолютно убедителен во всех восьми не похожих друг на друга образах.
«Я, снова я и Ирэн» будто всегда обделяют заслуженным вниманием, надменно считая фильм всего лишь очередной глупой комедией братьев Фаррелли. Отчасти так и есть, но все же за чередой пошлых и похабных шуток скрывается, во-первых, необычный комментарий о последствиях подавления гнева и слепого альтруизма с воодушевляющим посылом о первостепенности личных интересов. Наконец, сразу две отличные роли Джима Керри, играющего мужчину с раздвоением личности: отзывчивого туфяка Чарли и аморального хулигана Хэнка, каждый из которых блистает в компании героини Рене Зеллвегер. Не лучший фильм для семейного просмотра, но достойная взрослая комедия, которая отлично использует мастерски развитую мимику и экспрессивную подачу Керри.
Одна из хрестоматийных ролей Джима Керри — в комедии о человеке, которому ненадолго позволили стать самим Господом Богом. В каком-то смысле актёр тут повторяет свой же образ из «Маски» — такого забитого неудачника, который получает некую сверхспособность и становится эксцентричным королём мира. Тут, правда, эксцентрики сильно меньше, да и кино в целом далеко не такое выдающееся (хотя и хорошее), часто уходящее в трюизмы и ненужное морализаторство. Самое смешное тут то, что в фильме с Джимом главный «кривляющийся» эпизод достался не ему, а тогда ещё только набиравшему высоту Стиву Кареллу.
Экранизация одноимённого романа Дэнни Уолеса, который прожил целый год без слова «Нет», считается одним из лучших фильмов в карьере Керри. Это убеждение можно легко понять: в отличие от какого-нибудь «Человека на Луне» или «Мажестика», «Всегда говори „Да“» (равно как и «Лжец, лжец») отсылает к более понятным житейским проблемам, а его протагонист публике оказывается ближе, чем Энди Кауфман или Питер Эпплтон. Мы, впрочем, спорить с тем, что Карл Аллен, герой этого фильма, оказался для Керри удачей, не собираемся. Актёр здесь привычно обаятелен и безумен, но дело в другом: в карьере Джима встречаются куда более сложные типажи, не похожие друг на друга. А в случае «Всегда говори „Да“», эдакого дабл-фичера со «Лжец, лжец», речь идёт скорее о ролях обыденных и привычных.
Формально в «Мажестике» Керри сыграл две роли. Первая — трусливый голливудский сценарист Питер Эпплтон, которого начинают подозревать в симпатиях к коммунизму и вот-вот лишат работы. Напившись, он садится в машину, случайно падает с моста, бьётся головой и теряет память. Так появляется вторая роль — очнувшись на берегу, он узнаёт, что попал в маленький городок, где все его принимают за вроде бы давно погибшего на войне Люка Тримбла, сына хозяина кинотеатра, закрывшегося сразу после ухода молодых горожан на фронт. «Мажестик» — это история о поиске себя и необходимости собственного голоса, о чудесах кино и связи искусства с реальностью. Возможно, на месте Керри мог быть любой другой актёр, но именно его мимика помогает разграничить двух совершенно разных персонажей — ушлого Эпплтона, который готов поступиться принципами ради личностного успеха, и робкого, но стойкого Люка.
Первая экранизация серии романов Лемони Сникета «33 несчастья», этакого детского детектива с весьма мрачным чувством юмора, — о трёх сиротах, на которых охотится их дальний родственник граф Олаф с целью заполучить богатое наследство. Джим Керри в этой версии как раз играет Олафа, гиперактивного и колоритного злодея, который в погоне за детьми меняет личины как перчатки (что очень под стать пластичному актёру). Если вы никогда не думали, что комичные кривляния Керри могут быть не только смешными, но и по-странному жуткими, — что ж, «33 несчастья» вас с радостью переубедят. У актёра получился очень убедительный злодей, и жаль лишь, что — в отличие от версии Нила Патрика Харриса в одноимённом сериале — у Керри было не так много хронометража: события всех романов кое-как уместили всего в один фильм.
Как мы уже и говорили, «Лжец, лжец» во многом сходится со «Всегда говори „Да“» как структурно, так и в плане игры Керри. Есть, впрочем, одно «но»: в фильме Тома Шэдьяка во главу угла становится актёрская пластика, которой, очевидно, славится герой нашего топа. Джим парадоксально правдоподобно изображает несуществующую патологию — болезнь, мешающую ему лгать. В попытке сказать неправду Керри мечется из угла в угол и в любимой всеми слэпстик-манере наносит себе увечья. «Лжец, лжец» — больше фильм одного актёра, чем «Всегда говори „Да“», а значит, в контексте карьеры Джима его можно считать и более важным с точки зрения вклада.
«Эйс Вентура: Розыск домашних животных» стал первым крупным проектом в карьере Джима Керри, он же превратил его из обычной телезвезды в одного из главных комедийных актеров поколения. Этот успех неслучаен и полностью лежит на плечах Керри, который поверил в брошенный многими коллегами проект и с особой дотошностью и любовью с нуля создал образ, ставший в итоге поп-культурной иконой. Даже пересматривая фильм 5-10 лет спустя, невозможно не заметить, как Керри цепляется за каждую секунду экранного времени и выкладывается в каждом жесте, движении и эмоции, чтобы превратить своего героя в ходячую машину юмора и генератор шуток.
Культовая комедия братьев Фаррелли стала одной из первых картин, где Джим Керри смог продемонстрировать всему миру свой талант в эксцентричной комедии. Вся история о двух друзьях-идиотах, которые оказываются в центре криминальных разборок, изобилует слэпстик-эпизодами и как бы «низким» физическим юмором, в котором Керри совершенно нет равных. Он корчит рожи, орёт и дурачится с таким энтузиазмом, какой не снился, наверное, никому. Неудивительно, что своей энергетикой он лёгко захватил сердца зрителей и буквально за пару лет из никому не известного комика превратился в одну из главных звёзд Голливуда.
Фильм Бена Стиллера — из разряда тех, что открывают со временем, спустя несколько лет после выхода. На «Кабельщика», разумеется, обращали внимание и в 90-х, но только сейчас стало ясно, насколько тонко это кино осмысляло действительность. По сюжету к мужчине по имени Стивен Ковач начинает наведываться кабельщик Чип (Джим Керри), возомнивший себя его другом. С каждой новой встречей странности назойливого паренька становятся всё более пугающими, и герой узнаёт страшные подробности его жизни. Образ Чипа эпохален: это персонаж, выращенный на поп-культуре и ведущий себя как герой шаблонного голливудского фильма, совершенно несчастный и одинокий, но оттого не менее опасный. Этот характер человека нового времени Керри воплотит ещё и в картине Милоша Формана об Энди Кауфмане, но, кажется, именно у Стиллера ему удалось подчеркнуть парадоксальность такого героя, одновременно жуткого и комичного, пустого и забитого знанием экранной, ненастоящей жизни, а не жизни обыденной.
Ещё один важнейший фильм ранней фильмографии Керри. «Маска» основана на одноимённом комиксе, который по своей сути был не совсем комедией — это довольно мрачная и кровавая история о человеке, который, надев маску скандинавского бога лжи Локи, превращается в неубиваемого и жестокого антигероя. Фильм изначально хотели делать с теми же интонациями, но потом закрутилось-завертелось, и вдруг в главной роли нарисовался Джим Керри — и уж тут картина не могла пойти ни по какому другому пути, кроме комедийного.
«Маска» — настоящий бенефис актёра и кино, которое показывает его недюжинный талант к перевоплощению. Если, скажем, в «Тупом и ещё тупее» и «Эйс Вентуре» его персонажи были весьма однобокими, то тут Керри метается между двумя не очень похожими ипостасями своего героя: он то замкнутый Стенли Ипкис, то дерзкий и бойкий Маска.
Дуэт Гондри-Керри, как оказалось, крайне продуктивен: через несколько лет после «Вечного сияния чистого разума», где актёр сыграл одну из своих лучших ролей, Мишель и Джим вновь встретились на съёмках «Шучу». В отличие от условного «Лжеца», это кино вовсе не держится на одном артисте, и даже больше — меняет амплуа вечно весёлого Керри, здесь ставшего меланхоличным мужчиной с разбитым сердцем, который хочет стереть воспоминания о возлюбленной. К тому моменту у актёра было много драматических ролей («Человек на Луне», «Шоу Трумана»), но именно этот фильм, кажется, закрепил в общественном сознании новое восприятие Джима как многогранного артиста. В общем-то, главная особенность этого творческого дуэта в том, насколько тонко Гондри удаётся подметить скрытые в Керри эмоции и интонации.
Удивительно, что возвращение Джима Керри на телевидение не гарантировало сериалу зрительский успех: после двух сезонов «Шучу» закончился в статусе одного из самых недооцененных сериалов последних лет. Возможно, фанаты все же не видят актера в драматических ролях или, напротив, почувствовали, что уже все это видели. Написанная для Джима Керри роль детского ведущего Джеффа Пиккарилло, который всю жизнь пытался быть добрым, но после смерти сына и развода начал выпускать на волю гнев, много черпает из прошлых фильмов актера. Он уже играл двуликих персонажей («Лжец, лжец», «Кабельщик», «Я, снова я и Ирэн»), наивных героев («Шоу Трумана», «Вечное сияние чистого разума») и обиженных на жизнь простофиль («Гринч – похититель Рождества», «Всегда говори “Да”»), но «Шучу» — это не просто ретроспектива лучшего, знакомые черты характера здесь подведены к уникальному для фильмографии Керри общему знаменателю, переживанию личного горя. Нет сомнений, что актер, потерявший близкую подругу из-за самоубийства, черпал силы из собственной травмы для создания героя, у которого умер сын. Этой метаискренности и обязана одна из главных ролей в карьере Джима Керри.
Принято считать, что Джима Керри трижды обделили номинацией на премию «Оскар» — первый раз как за «Шоу Трумана», его первую попытку выйти за рамки комедийного амплуа и продемонстрировать нераскрытый драматический потенциал. В параноидальной притче о тоталитарном контроле и пугающем развитии сферы развлечений Керри играет роль человека, испытывающего один из самых тяжелых экзистенциальных кризисов в истории кинематографа: он узнает, что вся его жизнь — тщательно сконструированное телешоу с миллионной аудиторией. Конечно, уникальный концепт фильма и режиссура Питера Уира — главные причины успеха «Шоу Трумана», но именно Джим Керри вдохнул в идею жизнь. Это не та роль, ради которой идут на жертвы и готовятся по несколько месяцев, медленно сходя с ума (даже у Керри таких полно), но в этой простоте и кроется ее гениальность: Керри не нужно было стараться, чтобы передать комичную естественность и наивность героя. Он просто был рожден с ними.
В 1999 году Джим Керри шагнул сильно прочь от своего привычного амплуа — его подписали на главную роль в «Человеке на Луне», байопике о, возможно, самом неординарном американском комике Энди Кауфмане. Многие тогда были против кандидатуры Керри, считая, что он может только кривляться и не способен по-настоящему перевоплотиться в другого человека, тем более в реальную и известную персону.
Керри, сам будучи фанатом Кауфмана, подошёл к роли с сумасшедшей серьёзностью. Даже в перерывах на съёмках он не выходил из образа, чем порядком раздражал съёмочную группу — ведь и реальный Энди был вовсе не из простых. Как итог — совершенно потрясающая роль, в которой абсолютно не видно Джима Керри. Весь хронометраж перед нами именно Энди Кауфман, неловкий, таинственный и по всем фронтам странный комедиант, превративший всю свою жизнь в одну долгую и запутанную шутку. За роль в «Человеке на Луне» Джим Керри получил второй «Золотой глобус» — и тот факт, что его после этого даже не номинировали за неё на «Оскар», до сих пор остаётся одной из жутчайших промашек академии за всю историю награды.