В конце прошлого года на стриминговой платформе Netflix вышел сатирический фильм- катастрофа «Не смотрите наверх» Адама МакКея с целой плеядой голливудских звезд первой величины, а уже в начале февраля в российском прокате стартует «Падение Луны» Роланда Эммериха, признанного мастера масштабного экшена.
После распространения пандемии коронавируса фильмы о разрушающей силе природной стихии вновь стали популярны. Этому, как ни странно, есть логическое объяснение: накопившийся в обществе стресс отчаянно ищет путь своей реализации и находит его в адреналиновых блокбастерах о разрушении Земли. На фоне возрожденного интереса к жанру фильма-катастрофы собрали еще семь картин, которые заставят вас переживать за судьбу родной планеты.
«Волна» — один из лучших фильмов-катастроф, снятых за пределами Соединенных Штатов. Действие ленты разворачивается в идеалистическом норвежском городке, которому угрожает надвигающееся цунами. При этом режиссер Роар Утхауг осознанно уходит от кадров пугающих разрушений, выставляя на первый план историю бюрократической борьбы «маленького человечка» с системой. Геолог Кристиан Элкьорд пытается предупредить высших чинов о приближающейся катастрофе. Естественно, ученому никто не верит: его панику встречают с демонстративным скепсисом и даже насмешками — о чем впоследствии все ужасно жалеют. «Волна» — визуально выверенное и очень проникновенное кино, которое, впрочем, напрочь лишено тревожного эпика, присущего большинству голливудских блокбастеров. Идеальный вариант для тех, кто хочет открыть что-то новое в, казалось бы, давно изученном жанре.
Американские продюсеры, по всей видимости, испытывают какую-то особую тягу к фильмам об устрашающих космических объектах, ненароком попадающих в орбиту Земли. Казалось бы, после «Армагеддона» и «Столкновения с бездной» эта тема была закрыта навсегда. Увы, научно-фантастический триллер «Гренландия» с Джерардом Батлером в главной роли доказал, что даже в наше время страх перед космосом продолжает оставаться в тренде. Главный герой фильма — работяга по имени Джон Гэррити (собственно Батлер) — пытается спасти свою семью от надвигающейся кометы, которая в десять раз превышает ту, что когда-то погубила динозавров. Единственным безопасным местом на планете становится таинственный бункер в Гренландии. Но добраться до него оказывается не так-то просто. Помимо традиционной картинки ужасающих разрушений «Гренландия» показывает всю глубину стресса и паники, которые испытывают люди, оказавшиеся на пороге апокалипсиса.
Лучшие фильмы-катастрофы берегут свои самые эпичные моменты до финала. В фильме «Разлом Сан-Андреас» несколько тонких трещин в калифорнийских скалах становятся предвестниками разрушительного землетрясения, провоцирующего цунами и прочие катаклизмы разного уровня масштабности. Главный герой — пилот-спасатель по имени Рэй Гейнс (Дуэйн Скала Джонсон) — делает все возможное, чтобы вытащить свою семью из разрушенного небоскреба, оказавшегося в эпицентре сейсмической активности. Его длительная и весьма опасная спасательная миссия выглядит как идеальный гайд по выживанию в чрезвычайной ситуации, которому вас точно не научат на уроке ОБЖ.
В основанном на книге Арта Белла фильме «Послезавтра» того же Роланда Эммериха разворачивается сразу несколько катастрофических событий, которые становятся предвестниками глобального потепления и последующего ледникового периода. Основной сюжет происходит сразу на трех фронтах: среди группы ученых, которые отслеживают развитие климатического кризиса, среди политиков, которые пытаются минимизировать человеческие потери, а также среди обычных людей, которые просто пытаются выжить. При всех своих визуальных достоинствах «Послезавтра» во многом противоречит законам логики и здравого смысла, а повсеместное стремление режиссера к необоснованному пафосу и вовсе заставляет демонстративно закатывать глаза. И все же лучшего экологического манифеста наш кинематограф пока еще не придумал.
Сюжет фильма «Ищу друга на конец света» кроется уже в названии — смертоносный астероид приближается к орбите Земли, вот-вот мир накроет очередной, но явно не последний апокалипсис. Главный герой — Даг Петерсон в исполнении Стива Карелла — активно ищет способ провести свои последние дни с максимальной пользой. После расставания с супругой Даг решает дать шанс своим прошлым романтическим отношениям — на его пути возникает Оливия (Кира Найтли). Пара отправляется в совместное путешествие, которое помогает им по- новому взглянуть друг на друга. В отличие от большинства картин подобной тематики, «Ищу друга на конец света» старается отнестись к замаячившей на горизонте погибели с юмором, привнося немного света в и без того мрачную ситуацию.
«Меланхолию» датского режиссера Ларса фон Триера можно назвать своего рода антиподом предыдущей картине. Там, где «Ищу друга на конец света» пытается быть жизнеутверждающим, «Меланхолия» полностью погружается в депрессию. Кинематографист кропотливо следует за своими героями, постепенно выворачивая их чувства на поверхность экрана. По ходу дела каждый демонстрирует свою реакцию на стрессовую ситуацию: первый ее попросту игнорирует, второй впадает в уныние, а третий стремится рационализировать собственный страх. Однако исход у каждого один и тот же. «Меланхолия» определенно небогата на захватывающий экшен, вместо этого фильм пытается окунуть зрителя в процесс психологического осознания собственной смерти, что, конечно, далеко не всегда бывает приятно.
В свое время персонажей Билла Пэкстона убивали Терминатор, Хищник и один из ксеноморфов из франшизы о Чужих. Однако мать-природа так и не смогла справиться с этой задачей. Без преувеличения старенький фильм «Смерч», которому не так давно стукнуло четверть века, можно назвать лучшим в списке картин, посвященных разрушительной силе торнадо. События разворачиваются вокруг метеоролога по имени Джо (Хелен Хант) и ее супруга (Пэкстон), которые отправляются в настоящую погоню за штормом, бушующим по всей стране. Конечно, спецэффекты здесь кажутся существенно устаревшими, однако некоторые сцены фильма до сих пор заставляют сердце трепетать — так, вид летящей в небе коровы стал одним из культовых моментов кинематографа начала девяностых.