Сегодня мы вспомним главные вехи на жизненном пути кинокомпании New Line Studio, которая, несмотря на все взлеты и падения, продолжает гнуть свою линию на извилистых Голливудских холмах
История New Line Cinema – это по большому счету история одного смелого человека с невероятным кинематографическим чутьем. Зовут его Роберт Шэй, ему 74 года, но окружение продолжает звать его детским именем Боб. Родившийся в семье художницы и владельца супермаркета, Боб рано проявил интерес к искусству и бизнесу, получил блестящее образование и к 27 годам уже стал ключевым работником Музея современного искусства. Именно работая в музее, Роберт заинтересовался механизмом распространения произведений искусства по миру, а изучив сильные и слабые места в кинобизнесе, в 1967 году решил основать дистрибьюторскую компанию, которая возила бы в Штаты иностранные фильмы и обучающие картины для студентов, а попутно помогала бы независимым кинопроизводителям США найти пути на большие экраны. Назвал он свое детище New Line Cinema, а штаб-квартирой обозначил свое жилье в Гринвич Вилледж. Немногие компании с гордостью вспоминают свои ранние годы, но New Line есть чем гордиться – в студенческой среде в 70-е культовым стал фильм «Сумасшествие вокруг марихуаны», любители киноэкспериментов через New Line познакомились с режиссером Джоном Уотерсом, а массовый американский зритель увидел много хорошего европейского кино, в том числе «Приготовьте носовые платки» Бертрана Блие, получивший «Оскар» в 1979 году.
Однако еще раньше, в 1976 году, New Line выступила в качестве продюсерской компании, впервые втянувшись в кино на стадии производства. Дебютом стал триллер «Каскадеры» Марка Лестера, не ахти какое достижение по меркам критиков, но на американском рынке, а затем за рубежом и на телевидении пользовавшийся у зрителей успехом.
За последующие семь лет New Line поучаствовала в создании еще трех фильмов, из которых, впрочем, упоминания достоин лишь «Полиэстер» Джона Уотерса, один из первых фильмов, где использовалась технология карточек с запахами «потри и понюхай». Куда интереснее проявившаяся в эти годы тяга Роберта Шэя к жанру хорроров. Его компания прокатывала такие классические вещи, как «Зловещие мертвецы», «Техасская резня бензопилой» и «Ночь живых мертвецов». Такое соседство не могло кануть без следа и обратилось выходом в 1984 году в свет «Кошмара на улице Вязов», снятого силами New Line Cinema. Сейчас кинотеатральные сборы этого классического ужастика кажутся смешными, но для середины 80-х 25 миллионов были показателями более чем внушительными, особенно при затратах на производство менее двух миллионов. Шэй прочувствовал жилу и ухватился за Фредди Крюгера обеими руками – к концу десятилетия «Кошмар» стал уже пенталогией, а кинокомпания получила прозвище «Дом, который построил Фредди». Увы, по другим направлениям в конце 80-х – начале 90-х хвастать было нечем. Иные попытки в жанре хоррора особых успехов не принесли, а страстно любимая Шэем фантастика переживала кризис идей.
Переход New Line под патронаж Тэда Тернера в начале 1994 года можно считать отступлением от принципов независимости, объявленных Бобом Шэем в шестидесятых, а можно рассмотреть через призму удачного рационального подхода к бизнесу. Так или иначе, новая New Line тут же выдает на-гора комедии «Маска» и «Тупой и еще тупее», сделавшие Джима Керри звездой и принесшие в копилку 600 миллионов долларов!
Дальнейший юридический статус компании неоднократно менялся, но связано это было не с New Line, а, скорее с ее новыми владельцами – Тэд Тернер всегда жонглировал своими активами с ловкостью иллюзиониста, но это почти не отражалось на качестве его продукта. Так New Line с 1994 по 2008 год сменила пять «опекунов» и оказалась в результате частью конгломерата Warner Bros. Но вы посмотрите, что за это время было сделано! Только в девяностых были запущены франшизы «Блэйд», «Пункт назначения» и «Остин Пауэрс», стомиллионный рубеж сборов перемахнули триллер «Семь», боевик «Смертельная битва» и комедия «Певец на свадьбе». Но настоящее чудо произошло в 1998 году, когда Питер Джексон принес Роберту Шэю свою двадцатипятиминутную презентацию и томик «Властелина Колец» Толкиена. Именно Боб Шэй стал инициатором трилогии (Джексон планировал уложиться в два фильма), он дал «зеленый свет» проекту, он верил в Джексона с первой и до последней минуты. Результат знают все – 30 номинаций и 17 «Оскаров», 3 миллиарда кассовых сборов и не менее впечатляющее продолжение саги в формате «Хоббита».
В 2000-х студия стала смелее, чаще рисковала, много выигрывала, как то с комедиями вроде «Незваных гостей» или «Лака для волос», с романтическими фильмами, такими как полнометражный «Секс в большом городе», или с приключенческой фантастикой «Путешествие к центру Земли», но и испытывала некоторые трудности.
Одним из самых болезненных ударов стал фэнтезийный «Золотой компас» Криса Вайца. Вложив беспрецедентные 180 миллионов в производство, New Line распродала права на международный прокат сторонним компаниям и на этом погорела. В Америке фильм собрал всего 70 миллионов, и некогда независимая студия окончательно потеряла самостоятельное управление – New Line поглотила Warner Bros., а Боб Шэй, попрощавшись с сотрудниками, покинул свое детище. Впрочем, история компании на этом не окончилась, логотип с кинолентой продолжает появляться на экранах с завидной регулярностью, предваряя множество заметных проектов, – на руках у New Line Cinema такие козыри, как трилогия «Хоббит», невероятно успешный ужастик «Заклятие» и чрезвычайно смешная новая комедия «Мы – Миллеры». Не обходится и без проблем – внезапно провалившийся «Джек – покоритель великанов» больно щелкнул по носу всей братии Warner, но сотрудничество с WB New Line в этом плане пошло только на пользу.
А что с Бобом Шэем, спросите вы? После ухода из New Line Роберт вместе со своим давним партнером по New Line Майклом Линном организовал новую независимую кинокомпанию – Unique Features, которая совсем скоро представит нам свой первый продукт – «Орудия смерти: Город костей». Шэй гнет свою линию – не «новую», так «уникальную».
Самые кассовые фильмы: трилогия «Властелин Колец», «Секс в большом городе», «Маска».
Крупнейшая неудача: «Джек – покоритель великанов».