В номинированной на двенадцать "Оскаров" и традиционной как сама британская монархия драме про короля-заику Колин Ферт наконец-то дослужился до Его Величества, Джеффри Раш избавился от бороды, а Хелена Бонэм Картер -- от Тим Бертона.
В номинированной на двенадцать "Оскаров" и традиционной как сама британская монархия драме про короля-заику Колин Ферт наконец-то дослужился до Его Величества, Джеффри Раш избавился от бороды, а Хелена Бонэм Картер – от Тим Бертона.
Канун второй мировой войны. Английский король при смерти. Однако его старший сын Эдуард думает не столько о троне, который должен занять, сколько о дважды разведенной американке, на которой хочет жениться. Также старается не думать о троне и его брат Альберт (Колин Ферт). Неисправимый заика, он приходит в ужас от все более реальной перспективы стать королем вместо Эдуарда. Пытаясь помочь делу, супруга (Хелена Бонэм-Картер) приводит Альберта к бывшему австралийскому актеру (Джеффри Раш). В свободное от разучивания Шекспира время, тот занимается психоанализом и берется помочь: "Берти" – избавиться от заикания, а нации – обрести голос.
Драма "Король говорит!" отлично снята, блестяще сыграна и, безусловно, заслуживает всех присужденных ей наград. Собственно, она заслуживает награды уже за то, что наконец вывела вечного "аристократа" Дарси в короли, а самого Колина Ферта обеспечила оскароносной возможностью наконец-то сыграть неудачника. Еще одной награды она заслуживает за то, что в кои то веки причесала патлатую ведьму Белатрису и явила на ее месте покорную королеву, которая рассказывает супругу, что отказывала ему поначалу только из боязни однажды этой самой королевой стать. Тоже касается и в кои то веки отстриженной бороды пирата Барбоссы, под которой нам вновь открылся замечательный актер Джеффри Раш, в чьем психоаналитике-любителе смиренность верноподданного прекрасно уживается с настойчивостью не готового уступить эскулапа. Специального упоминания, безусловно, достоин и режиссер Том Хупер: взявшись рассказать нам этот крайне занимательный исторический анекдот, он ни разу не сбился с ритма и практически ни разу не с фальшивил. (Простим ему Уинстона Черчилля в исполнении Тимоти Сполла, из-за надутых щек которого выглядывают бесстыдные усы Хвоста).
И оттого особенно обидно, что имея все эти козыри на руках "Король…" ни на крохотный шажок не пытается заступить за рамки традиционного "underdog movie", то есть старого доброго спортивного/профессионального жанра, где отработавший свои семь потов лузер берет верх над обстоятельствами/командой чемпионов/Гитлером из соседних штата/отдела/страны. И понятно, что из песни слов не выкинешь, а взаправдашний Георг действительно сумел искоренить свой "недуг" и "объединить нацию перед лицом фашисткой Германии". Понятно и то, что Вестминстерское аббатство – не самый лучший "локейшн" для художественных экспериментов, а бунтарский призыв "Боже храни Королеву" безнадежно устарел. И, в общем, понятно даже, что жанровые каноны и устаканиваются в тех самых формах, что приносят зрителю наибольший катарсис, составляющийся из радости преодоления и восторга хэппи-энда.
Однако решись Хупер на пару шагов в сторону, у "Короля!" появился бы шанс стать не просто хорошим фильмом, но и фильмом действительно выдающимся.