Единственный фильм 2011 года, который нельзя пропустить.
Единственный фильм 2011 года, который нельзя пропустить.
Начало эры звукового кино, 1927 год. Звезда «великого немого» Джордж Валентайн работает над новым немым фильмом, не желая считаться с прогрессом. Но у звукового кинематографа другие законы, так что Валентайна ждет провал и забвение. Лишь верный пес остается с ним, да случайно встреченная когда-то старлетка, ставшая кинозвездой, все еще вспоминает его неотразимую улыбку.
Настоящее немое кино, заплутавшее в дебрях звука, гениальная, без преувеличения, стилизация под невинность и простоту фильмов начала ХХ века. Кино о том, как мужчина и женщина любят друг друга, актеры любят кино, звук любит тишину.
Режиссеры часто эксплуатируют тему кинематографа, и немого кино особенно. В "Поющих под дождем" Стэнли Донена и Джина Келли эпоха перехода к звуку становилась поводом для танцев и обмана. В «Сансет бульваре» Билли Уайлдера немое кино казалось настоящим утерянным раем. По сюжету «Артист» напоминает «Поющих под дождем», но по духу гораздо ближе к «Сансет бульвару»: «Артист» не использует кинематограф, чтобы спеть о нем песенку. Он живет и умирает в кино.
Фильм, несмотря на все свои гэги, лишен постмодернистской иронии – он не играет с классикой, он выглядит как классика. Здесь все впервые: любовь начинается в газетных статьях, ночные кошмары убийственны, а наступление звуковой эры одинаково поражает и зрителя, и героев. Здесь все запредельно: огромная страсть, трагическое одиночество, всемирный успех, жадный продюсер, восторженная публика — и все эти слова пока еще не стерлись от постоянного употребления, кинопленка горит жарко, эмоции пока еще не остыли.
«Артист» тем более удивителен, что режиссер Мишель Хазанавичус — автор вымученных, но довольно успешных постмодернистских комедий об агенте ОС-117, где Жан Дюжарден играл, по собственному выражению, «Шона Коннери для бедных». В «Артисте» Дюжарден играет саму идею великого киногероя. Он и Дуглас Фэйрбенкс, и Рудольф Валентино, и Лон Чейни, а его партнерша Беренис Бежо — одновременно все «смешные девчонки» большого кино.
В общем, это даже больше, чем стилизация. Это своеобразный клуб, куда классические фильмы ходят посидеть с друзьями и вспомнить счастливые дни. Фильм о сломе эпох и о том, что делать, когда ты больше не нужен. Что делать, что делать… Чечетку плясать.