Единственный фильм 2011 года, который нельзя пропустить.
Начало эры звукового кино, 1927 год. Звезда «великого немого» Джордж Валентайн работает над новым немым фильмом, не желая считаться с прогрессом. Но у звукового кинематографа другие законы, так что Валентайна ждет провал и забвение. Лишь верный пес остается с ним, да случайно встреченная когда-то старлетка, ставшая кинозвездой, все еще вспоминает его неотразимую улыбку.
Настоящее немое кино, заплутавшее в дебрях звука, гениальная, без преувеличения, стилизация под невинность и простоту фильмов начала ХХ века. Кино о том, как мужчина и женщина любят друг друга, актеры любят кино, звук любит тишину.
Режиссеры часто эксплуатируют тему кинематографа, и немого кино особенно. В "Поющих под дождем" Стэнли Донена и Джина Келли эпоха перехода к звуку становилась поводом для танцев и обмана. В «Сансет бульваре» Билли Уайлдера немое кино казалось настоящим утерянным раем. По сюжету «Артист» напоминает «Поющих под дождем», но по духу гораздо ближе к «Сансет бульвару»: «Артист» не использует кинематограф, чтобы спеть о нем песенку. Он живет и умирает в кино.
Фильм, несмотря на все свои гэги, лишен постмодернистской иронии – он не играет с классикой, он выглядит как классика. Здесь все впервые: любовь начинается в газетных статьях, ночные кошмары убийственны, а наступление звуковой эры одинаково поражает и зрителя, и героев. Здесь все запредельно: огромная страсть, трагическое одиночество, всемирный успех, жадный продюсер, восторженная публика — и все эти слова пока еще не стерлись от постоянного употребления, кинопленка горит жарко, эмоции пока еще не остыли.
«Артист» тем более удивителен, что режиссер Мишель Хазанавичус — автор вымученных, но довольно успешных постмодернистских комедий об агенте ОС-117, где Жан Дюжарден играл, по собственному выражению, «Шона Коннери для бедных». В «Артисте» Дюжарден играет саму идею великого киногероя. Он и Дуглас Фэйрбенкс, и Рудольф Валентино, и Лон Чейни, а его партнерша Беренис Бежо — одновременно все «смешные девчонки» большого кино.
В общем, это даже больше, чем стилизация. Это своеобразный клуб, куда классические фильмы ходят посидеть с друзьями и вспомнить счастливые дни. Фильм о сломе эпох и о том, что делать, когда ты больше не нужен. Что делать, что делать… Чечетку плясать.