Зимой принято ругать морозы – как, мол, надоел гололед, скорей бы лето…
Все, наверное, помнят сюжет «Сияния»: алкоголик в завязке Джек Торранс присматривает за закрытым на зиму горным отелем «Оверлук», но некие потусторонние видения заставляют его снова начать пить по-черному, и ничем хорошим это для Джека и его семьи не заканчивается. Окончательно сбрендив и погнавшись с топором за своим маленьким сынком, Торранс теряется в снеговой буре и замерзает насмерть: в итоге мы видим в сугробе его труп с остекленевшим взглядом.
Это, конечно, был совсем не тот финал, который Стивен Кинг описал в романе «Сияние», но режиссеру Стэнли Кубрику он нравился; оставалось только правдиво изобразить снегопад. Съемки соответствующих сцен проходили весной, так что фальшивую метель пришлось мастерить из 900 тонн соли и пенопласта, раздуваемых мощными вентиляторами. Притом на съемочной площадке стояла страшная жара: софиты жарили так нестерпимо, что, едва отснявшись, актеры спешили раздеться до нижнего белья. Заметно ли в фильме, что зима ненастоящая? Очевидно, нет: Кубрик был одним из самых въедливых перфекционистов в истории кинематографа, так что даже Вьетнам из его «Цельнометаллической оболочки», целиком снятый в окрестностях Лондона, ни у кого не вызвал нареканий. Чего уж говорить о какой-то там метели. Во сколько вся эта красота обошлась студии, история умалчивает, но явно дешевле гибели Торранса в пылающем отеле, которая была задумана Кингом изначально. Реальная жизнь все же заставляет временами умерять аппетиты: взорвать целую гостиницу, как в исходной книге, никто не позволил бы даже Кубрику.
Режиссеры могут сколько угодно перебирать холодные места земного шара, но никто из них не переплюнет в изобретательности Джорджа Лукаса, который решил играть по-крупному и в продолжении «Звездных войн» отправил Люка Скайуокера на покрытую льдами планету Хот, где лета вообще не бывает. По ночам температура на Хоте падает так сильно, что выжить там без укрытия невозможно, а среди немногочисленных местных форм жизни доминируют зубастые пещерные монстры, которым лучше не попадаться на глаза.
Натурные сцены ленты снимались в Норвегии. Разделавшись с ними, приставленный к проекту постановщик Ирвин Кершнер еще почти год ждал, пока павильоны британской студии «Пайнвуд» освободятся после съемок «Сияния»; наградой за долготерпение ему стали не нужные более гигантские залежи искусственного снега, оставленные Стэнли Кубриком на студии, – они, разумеется, немедленно пошли в дело, поскольку у бережливых кинопроизводителей ничего так просто так не пропадает. Таким образом, в «Эпизоде V» зритель видит остатки того самого сугроба, в котором замерз центральный герой «Сияния». Кубрик в тот раз вообще оказался необыкновенно щедр на подарки: Стивену Спилбергу он после завершения картины отдал декорацию отельного зала для съемок «Индианы Джонса», а Ридли Скотту подарил неиспользованные кадры с видами дикой природы для «Бегущего по лезвию». После такого что уж там жалеть о каком-то перетертом пенопласте!
Представьте: полярная станция в Антарктиде, дюжина суровых бородатых американцев и скрывающийся среди них омерзительный инопланетный монстр, умеющий принимать любую форму… Уже страшно? Вообще-то рассказ В. Джона Кэмпбелла «Кто идет?» переносили на большой экран и до Джона Карпентера (в 1951-м Кристиан Найби под присмотром продюсера Говарда Хоукса снял ленту под названием «Нечто из другого мира»), но именно «Нечто» 1982 года считается его лучшей экранизацией. Сцены с откусыванием рук, подобной той, что создал гениальный постановщик спецэффектов Роб Боттин, вы точно больше не найдете нигде – отчасти именно из-за нее фильм попал под запрет в некоторых странах. Общая кровавость действа дополнялась безысходной атмосферой: куда ты, в самом деле, сбежишь с полярной станции?
Снимавшаяся в Канаде картина стала весьма точной метафорой, высмеивающей антикоммунистическую паранойю Америки второй половины ХХ века. Работа над «Нечто» отняла у постановщика и актеров очень много сил (для лучшего вживания в роли на съемочной площадке царил искусственный холод, нешуточно всех выматывавший и доставлявший море дискомфорта), однако бесславно провалилось в прокате, не выдержав конкуренции с выпущенным в ту же неделю «Бегущим по лезвию» (1982). Уже в конце 80-х фильм обрел вторую жизнь на хоум-видео и, как следствие, получил приквел, в котором героя Курта Рассела уже не было, а центральной героиней стала девушка. Несмотря на участие Мэри Элизабет Уинстэд, лента Маттиса ван Хейнигена 2011 года, рассказывавшая о незавидной судьбе норвежских ученых с соседней станции и имевшая заведомо предсказуемый финал, многих разочаровала. Но кто знает – возможно, ее тоже ждет культовая судьба и нужно только подождать?
13 октября 1972 года самолет уругвайской компании «Таму» с 40 пассажирами на борту вылетел из Монтевидео в Сантьяго, но до столицы Чили не добрался: зацепив в тумане скалы, он рухнул на отрезанное от мира заснеженное высокогорное плато и развалился на куски. Половине выживших пассажиров – главным образом членам университетской уругвайской команды по регби и их болельщикам – пришлось провести два с половиной месяца, сражаясь за жизнь в условиях дикого мороза, голода и нехватки кислорода. В ожидании спасения они питались останками умерших товарищей, но помощь так и не пришла – поэтому тем, кто остался в живых, пришлось взять инициативу в свои руки и совершить переход через Анды (без специальных навыков и снаряжения, да еще при плохой погоде!).
Несмотря на все испытания, студентам удалось победить в схватке с природой, не утратив человеческого облика. Эта сенсационная история вскоре нашла отражение в книге Пирса Пола Рида «История выживания в Андах» (1974), после чего ею начал интересоваться Голливуд. В начале 80-х права на книгу были выкуплены, но путь к экрану оказался гораздо дольше, чем предполагалось: продюсер и режиссер Фрэнк Маршалл представил ленту на суд публики только в 1993-м, спустя два десятилетия после катастрофы. Фильм с молодым Итаном Хоуком в роли одного из главных героев, Нандо Паррадо, не имел особого успеха в кинотеатрах, однако был высоко оценен критиками, отметившими реалистичность показанных событий и тактичность режиссера, весьма аккуратно подавшего тему каннибализма. Впоследствии фильм Маршалла завоевал большую популярность после многочисленных показов на ТВ. Доверие аудитории к этой истории объясняется не только хорошей режиссурой и игрой актеров, но также и тем, что настоящий Нандо Паррадо выступил техническим консультантом фильма, параллельно приняв участие в работе над сценарием и вложив в уста своего экранного альтер эго много собственных мыслей и переживаний. Вот уж правду говорят: хочешь что-то сделать хорошо – сделай это сам.
Всем памятен фильм-катастрофа «2012», в котором режиссер Роланд Эммерих разогрел земное ядро и разломал континенты с помощью землетрясений и цунами. Фильм прославился не только своими богатыми спецэффектами, но и небывалым количеством псевдонаучных ляпов на минуту экранного времени. Что может быть ужасней? – вопрошали придирчивые критики. И отвечали сами себе: только блокбастер «Послезавтра» того же автора, описывающий гипотетические последствия глобального потепления. Согласно Эммериху, воображение которого разбередил роман Арта Белла и Уитли Страйбера «Грядет глобальный супершторм», все будет гораздо хуже, чем пишут в книжках, и таяние полярных льдов в конечном итоге приведет к заморозке планеты, только случится это не за десятилетия и даже за недели, а резко, в течение нескольких часов!
Фильм, надо заметить, с лихвой окупил свой 125-миллионный бюджет, однако режиссера за него впоследствии не пнул только ленивый. Естественно, Эммерих был не настолько глуп, чтобы не представлять себе базовых законов физики, и студия постаралась учесть рекомендации пристегнутого к проекту научного консультанта с мировым именем, а охлаждение планеты было ускорено просто для зрелищности (кинокатастрофа не может тянуться со скоростью улитки!). Но факт остается фактом: в реальном мире знамена не замерзают на ветру; обледенелую дверь принято вышибать, а не открывать; в лютый мороз у всех приличных людей обычно изо рта идет пар, жидкости затвердевают, а трубы лопаются. Но вмерзшие в лед континенты выглядели так красиво, что поклонники Эммериху в итоге все простили, даже идею о срочном переселении американцев в Мексику и халтурно нарисованных на компьютере волков (странно, что не медведей), бегающих по российскому кораблю-призраку. Футуристические прогнозы, как известно, не сбываются – тем они и хороши.
Ночь, Канада, зима, мороз. Едва знакомые парень и девушка, решившие срезать путь и съехавшие с шоссе, попадают в аварию и застревают в лесу. Машина сломана, парень ранен, холод пробирает до костей… Еще один фильм о выживании на морозе в забытом богом месте, скажете вы? Не совсем так: лес, как вскоре выясняется, вовсе не безлюден, однако наши персонажи совсем этому не рады.
Хотя хоррорГрегори Джейкобса обошелся своим создателям всего в 6 миллионов, а российская локализация его оригинального названия Wind Chill («Ледяной ветер») умудряется с ходу убить всю интригу на корню, все же красивые заснеженные пейзажи, гнетущая атмосфера и отличная игра Эмили Блант делают «Призраков» достойным просмотра. Тот самый случай, когда весомые имена в графе «продюсеры» (в данном случае это Джордж Клуни и Стивен Содерберг) говорят о кинопродукте куда больше, чем невзрачный постер и удручающие цифры сборов. Среди прочего картина Джекобса интересна тем, что имена ее главных героев так и остаются тайной (вы не найдете их даже в титрах), но такие детали, оказывается, мало кого интересуют – главное, чтобы сюжет цеплял. Цепляет неплохо.
Трое друзей приезжают оттянуться на горнолыжный курорт, и им там так нравится, что уезжать вечером совсем неохота. Бойтесь своих желаний – они могут исполниться! Забравшись на подъемник в последний раз, троица застревает на полпути к вершине, курорт закрывается до следующих выходных, все огни гаснут, и Паркер, Дэн и Джо остаются сидеть в полной темноте на головокружительной высоте, покрываясь коркой льда на морозном ветру. А под ногами рыщут голодные волки из расположенного по соседству национального парка…
25-миллионный survival-хоррор Адама Грина «Замерзшие» суров, малолюден и прост, как все гениальное. Его трудно назвать «ужастиком» в привычном понимании этого слова (нет ни впечатляющего списка жертв, ни убийцы, которого можно осудить, а все самое плохое вообще случается за кадром), однако мороз по коже все равно прокатывается нешуточный, в первую очередь от чувства безысходности, в которую погружены герои. Все плохо, помощи ждать неоткуда, холод причиняет ужасные мучения, скоро наступит смерть. В ожидании конца незадачливым сноубордистам остается лишь обмениваться мрачными диалогами, прописанными, однако, столь хорошо, что скучной ленту не назовешь при всем желании. После трэшевого «Топора» вы решили, что Грин – дешевый приколист, не способный снять драму? «Замерзшие», вероятно, приятно вас удивят и заставят пересмотреть свое мнение. (Главное – ни в коем случае не смотрите последовавшую за «Замерзшими» гомерически смешную «Чиллераму», не то, конечно, останетесь при своем мнении.)
Федеральный пристав Кэрри Снетко расследует в Антарктике убийства, явно как-то связанные с грузом пропавшего здесь много лет назад советского самолета. Надо торопиться: скоро начнется полярная ночь и покинуть снежный материк станет невозможно. Расследованию изрядно мешают неизвестные, пытающиеся зарубить девушку ледорубом, а также местный мороз, при неосторожном обращении с которым запросто можно потерять конечность-другую. Когда все вокруг накрывает снежная буря, дела окончательно принимают дурной оборот.
Триллер Доминика Сены («Угнать за 60 секунд») по одноименному комиксу Грега Рака и Стива Либера – типичный голливудский долгострой трудной судьбы, переживший несколько версий сценария, перепродажу другой студии, смену центральной актрисы (первоначально Кэрри должна была сыграть не Кейт Бекинсейл, а Риз Уизерспун) и даже пересъемки с привлечением других режиссеров. Тернистый путь проекта к большому экрану занял почти десятилетие, однако конечный продукт не удовлетворил ни авторов исходного графического романа, ни зрителей, отметивших, что в Канаде, где снимались антарктические сцены, сдобренные тоннами искусственного снега, актерам явно было вовсе не так холодно, как Сена и его сменщики пытались показать. Критики были не столь единодушны, сойдясь на том, что, хотя действие разворачивается со скоростью ползущего ледника, ослепительно красивые пейзажи и присутствие неизменно вызывающей симпатию Бекинсейл все же несколько искупают недочеты «Белой мглы» – однако фильм все равно с треском провалился в прокате. Возможно, и правда стоило подморозить съемочную команду для бодрости, как это сделал Джон Карпентер, однако проконсультироваться на этот счет у режиссера «Нечто» многочисленные авторы ленты, к сожалению, не догадались.
Суровый мужчина потерял любимую супругу и подумывает наложить на себя руки. Как заставить его снова ощутить волю к жизни? Зашвырнуть в лес, в снегопад, к волкам, пускай узнает, что такое выживание. Примерно так и случается с героем Лиама Нисона, который вместе с самолетом, полным нефтяников, рушится в сугроб где-то на бескрайних аляскинских просторах. Будучи охотником на волков, Джон умеет за себя постоять, однако серых хищников слишком много, и разобраться, чем же вся эта история закончилась, можно, только досмотрев до самого конца финальные титры.
Для любителя черного юмора Джо Карнахана «Схватка» вышла необычно серьезным фильмом. На главную роль режиссер первоначально собирался взять Брэдли Купера, с которым работал над «Командой “А”», но замена звезды «Мальчишника в Вегасе» гораздо более старшим по возрасту Лиамом Нисоном пошла проекту, кажется, только на пользу, пусть и слегка изменив при этом посыл ленты: в исполнении Нисона свое право на жизнь утверждает не молодость и витальность, а опыт и мудрость. Съемки снежного триллера о схватке человека с природой проходили в канадской провинции Британская Колумбия (как и всегда в тех случаях, когда Голливуду нужно правдоподобно показать Аляску или какое-нибудь другое холодное место), и для лучшего вживания в роли Карнахан скормил актерам-«нефтяникам» двух настоящих волков, купленных у местного охотника. Последняя информация активно обсуждалась в прессе, поэтому без скандала с участием общества защитников животных, конечно, обойтись не удалось. Почему, вопрошали они после премьеры, волки показаны в столь негативном свете? И правда, согласимся мы, – как вы посмели, господин Карнахан? Убивайте людей сколько угодно, а волков не троньте. Они и так в Красной книге уже.
Канадскому актеру Кевину Зегерсу явно было мало отморожений, полученных в «Замерзших», – он решил вдобавок побегать по сугробам еще и в «Колонии». В этой канадской ленте завязка получилась куда более затейливая и масштабная: вместо американского лыжного курорта – заковавший планету в снега новый ледниковый период, вместо повисшего над землей подъемника – подземный бункер, вместо волков – каннибалы. Компанию Зегерсу составил еще один любитель холодов – Билл Пэкстон, которому, по идее, должно было хватить снега на всю оставшуюся жизнь еще на съемках «Простого плана».
К сожалению, несмотря на все попытки авторов следовать жанровым клише и даже привлечение к делу актеров уровня Лоренса Фишберна, фильм Джеффа Ренфро о последствиях глобального потепления не сумел сработать на уровне своих американских конкурентов. Видимо, для кассового успеха недостаточно иметь под рукой подходящие заснеженные локации, нужно еще вдобавок обладать соответствующим амбициям бюджетом, готовностью вкладываться в качественные спецэффекты и сценаристом, которому удаются не только плоские ходульные персонажи. С другой стороны, канадцев тоже можно понять: при том климате, который достался Стране кленового листа, о чем им еще снимать фильмы, как не о холодах?