Эмоционально черствая и скучная гоночная трагикомедия об отце и дочке, которые мчатся к самому северному мысу Норвегии
Эмоционально черствая и скучная гоночная трагикомедия об отце и дочке, которые мчатся к самому северному мысу Норвегии.
Норвежский автомеханик Рой (Андерс Баасмо Кристиансен) вот уже много лет участвует в официальных и нелегальных любительских гонках, пытаясь обойти своего заклятого врага ТТ (Тронд Хальбо), который, в отличие от Роя, предпочитает тюнингованных «японок» классическим американским машинам. Однажды они с ТТ договариваются о гонке через всю Норвегию, с юга на север, и вместе с ними в путешествие отправляются несколько их друзей, также великовозрастных ненавистников дорожной полиции. Но если ТТ мчится по трассе один, то Рою приходится взять в заезд 14-летнюю дочь Нину (Ида Хусёй), которую ему на две недели «подбросила» бывшая жена, уехавшая в отпуск с новым мужем и их маленькими детьми.
Прошлогодний норвежский прокатный хит «Скандинавский форсаж» начинается с посвящения Хэлу Нидэму, голливудскому классику гоночного кино, и это посвящение ко многому обязывает. Фильмы Нидэма («Смоки и бандит», «Гонки “Пушечное ядро”») славились колоритными персонажами, напряженным действием, задорным юмором и эффектнейшими трюками, и картина, которая открывается упоминанием мэтра, должна хотя бы отчасти походить на эти знаменитые постановки. Точно так же как картина, посвященная Джеки Чану, не может быть унылым боевичком о перестрелках. В ней должны быть гэговый юмор и бесшабашные демонстрации боевых искусств.
«Форсаж», однако, проваливается по всем пунктам. Прежде всего, по-настоящему удачных трюковых сцен в нем всего две-три, и лишь одна из них заслуживает зрительского «Ух ты!». Которое, впрочем, мгновенно сменяется осознанием, что тебе показали не столько эффектный трюк, сколько эффектный монтаж. И даже этой сцены нужно ждать непозволительно долго, почти целый час. Казалось бы, такое кино должно как можно быстрее выкладывать карты на стол, чтобы зрители не заскучали и не ушли из зала. Но «большая гонка» начинается ночью, и все, что происходит с машинами в первые минуты и первые десятки минут действия, довольно трудно рассмотреть. А что в трюковом фильме не видно, то за достижение не считается. Окончательно экшен ленты добивает среднетемповый саундтрек, который по ритму совершенно не соответствует гонке на максимальных скоростях. И, кстати, почему он рэповый, если герои по возрасту должны быть поклонниками рока или металла?
В принципе, редких и второсортных трюков в сочетании с неудачно подобранной музыкой вполне достаточно, чтобы списать гоночный фильм в утиль. Но «Форсаж» этим не ограничивается. Его вторая большая беда – персонажи и их поведение. Хотя герои участвуют в любительской гонке, знают друг друга много лет и сражаются не за существенный приз, а за право сказать: «Я был первым!», они не чураются сбивать друг друга с трассы, как будто бьются со злейшими врагами за миллион долларов. Только представьте, что может случиться с машиной, которая на скорости в 200 км в час слетит с горного серпантина. Представили? С друзьями так не поступают. Понятно, что норвежцы не очень боятся тюрьмы за убийство, поскольку тамошние каталажки комфортнее, чем наши санатории. Но все равно от такого поведения попахивает психопатией. Причем особенно опасной психопатией, поскольку с двумя участниками гонки едут дети-подростки. Друзей не жалеете, так хоть ребят пожалейте… Но нет, не жалеют. И за такими персонажами следить неприятно.
Может быть, Рой на фоне своих приятелей предстает героем без страха и упрека? Нет, он еще хуже них. Потому что он так обращается с дочерью, будто бывшая жена подбросила ему мерзкую собачонку, которая лает, кусается и гадит на ковер. Нина же ведет себя почти как пай-девочка, живо интересуется автомобилями и пытается наладить контакт с отцом, который явно не хочет с ней иметь ничего общего. После пяти минут наблюдения за Роем и Ниной хочется отвести героя в гараж и пару раз стукнуть его гаечным ключом, чтобы он понял, что в жизни мужчины нет большего счастья, чем любящий ребенок.
Да, в определенный момент Рой ненадолго оттаивает и произносит несколько прочувственных фраз. Но потом он вновь «закрывается», перестает улыбаться дочери и возвращается к своей обычной социопатии. Такому персонажу не гонять надо, а лечиться. И «болеть» за его победу никак не получается. Скорее болеешь за то, чтобы Нина забыла про своего папашу и чтобы в ее жизни появились люди, которые оценят ее по достоинству и не будут обращаться с ней как с путающимся под ногами животным.
Некоторые второстепенные персонажи картины обаятельнее и смешнее Роя, но они ставят в тупик. Например, пожилой мужчина, который уверяет, что умирает от смертельной болезни, и участвует в гонке в качестве пассажира, чтобы посмотреть на Норвегию перед уходом в небытие. Да, он весьма забавен в своем спокойном пессимизме, но подходящий ли это герой для гоночного фильма в духе Хэла Нидэма? Ведь такое кино должно быть задорным, а не депрессивным. «Форсаж» же смешивает юмор с печалью в пропорции, более подходящей для скандинавских криминальных драм.
Единственное светлое пятно на небосклоне «Форсажа» – это в точности списанные с американских гоночных комедий незадачливые «гаишники», которые пытаются остановить и арестовать героев. Однако они не так забавны, как могли бы быть, и картину они не спасают. Лишь напоминают, что поставившему «Форсаж» Халлварду Браэину надо было точнее копировать фильмы Нидэма и аналогичные голливудские постановки, чтобы заслужить уважение их поклонников. В нынешнем же виде его кино – зрелище исключительно для норвежцев. Потому что его актеры – норвежские звезды, и его горький юмор и душевная холодность скандинавам близки и понятны. Нашем же зрителям лучше пересмотреть хиты Нидэма или последние «Форсажи», чем тратить время на их норвежский мелкотравчатый аналог.
С 13 августа в кино.