Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «12 лет рабства»

Безусловный претендент на «Оскар» в нескольких номинациях, фильм о торжестве духа, рассказанный ярким, жестким, хлестким языком и наполненный целой плеядой выразительных, талантливых актеров

Добавить в закладки

Середина XIX века. Северо-восточные штаты уже давно отказались от рабовладения и почитают афроамериканцев наравне с белыми гражданами. Соломон Нортал – средней руки трудяга из пригорода Нью-Йорка, любящий муж и отец, мастер игры на скрипке – отправляется подзаработать в Вашингтон, где становится жертвой похитителей людей. Злодеи переправляют его на юг, где Соломон становится рабом на плантациях. Переходя от господина к господину, испытывая тяготы и лишения, угрозы и побои, Соломон не теряет присутствия духа даже в самые тяжелые времена, веря, что однажды справедливость восторжествует и к нему вернется свобода.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

Через год после обретения свободы Соломон Нортап написал книгу «12 лет рабства», ставшую бестселлером своего времени, но затем практически исчезнувшую из памяти американцев

Когда год назад практически в это же время в прокат вышел тарантиновский «Джанго освобожденный», среди критиков и зрителей прокатилась дискуссия, мол, чего это Голливуд вдруг обратился к такой, прямо скажем, неактуальной теме – истории черного рабства. Вроде и неравенство давно закончилось, и страной руководит президент-афроамериканец, и само негритянское население уже давно не чувствует себя «вторым сортом». Тогда мнения разделились, а затем этот вопрос и вовсе ушел на задний план, выдавленный триумфом фильма, режиссера и актеров. Однако «ящик Пандоры» уже был открыт, и вслед за местами легкомысленным, местами гротескным Тарантино из него появился Стив МакКуин – артиллерия куда более тяжелая во всех смыслах слова.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

Дизайнером костюмов для фильма выступила 80-летняя ветеран цеха Патрисия Норрис, пятикратная номинантка на «Оскар», работавшая в свое время с Брайаном Де Пальма, Дэвидом Линчем, Питером Хайамсом и многими другими

Дорога МакКуина к «12 годам рабства» была извилистой, но насколько она его укрепила, заметно практически с первых кадров фильма. Режиссер он и без того лаконичный, стремящийся во многом к минимализму, но в новом фильме зритель должен быть готов к тому, что разговор предстоит еще более тяжелый, чем в «Стыде» или «Голоде». Двухминутные статичные планы лица героя, убегающие вдаль волны, уносящие свободу, небо и бескрайние поля, напоминающие о беззаботной жизни, – этого будет в достатке, но картину такие приемы не перегружают. Наоборот, каждая такая сцена еще на толику приближает к пониманию чувств героя. Чувств человека, лишившегося того незримого и неосязаемого в обычной жизни права, ощутить которое можно, только потеряв его.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

Безусловно, с таким материалом на исполнителя главной роли Чевителя Эджиофора выпадает немыслимая нагрузка. Но то, как актер справляется с ролью, делает из него одного из главных претендентов на «Оскар» (в номинации Эджиофора нет никаких сомнений). За два экранных часа Соломон успевает пережить столь многое, испытать весь спектр эмоций, а через эти эмоции показать не только сам ужас рабовладения, но и то, как этот ужас выглядит изнутри. Не со страниц учебников или гладких вылизанных историй Дикого Запада, где негр в лучшем случае присутствовал в качестве отшельника или торговца. Нет, Соломон Эджиофора несет на себе всю тяжесть страшной ноши, сохраняя внутри тлеющий уголек надежды.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

Яркая положительная роль невозможна без уберзлодея, и здесь на передний план выходит Майкл Фассбендер, задвигая в тень Леонардо Ди Каприо с его белым тортом. В третий раз МакКуин и Фассбендер берутся за совместную работу и в третий раз поражают воображение. Плантатор Эппс, роль которого исполнил талисман режиссера, – персонаж, выглядящий с высоты времен карикатурным, вымышленным, словно комиксовым злодеем. Но именно в нем раскрывается и становится понятна та порочность белого рабовладельца, видящего в своих «ниггерах» только вложенные деньги и получаемую рабочую силу. Если глубоко в мыслях Стива МакКуина и были спрятаны реваншистские нотки, то Эппс – именно тот укол в адрес белых, который отзывается больнее всего.

Кадр из фильма «12 лет рабства»

О героях и злодеях фильма, тем более что первые здесь часто переплетаются со вторыми, можно говорить долго, однако лучше их увидеть своими глазами. Не в последнюю очередь и потому, что снято кино очень красиво, если такое слово уместно для описания сцен с кровавыми избиениями, изнасилованиями и казнями. Пару месяцев назад я восхищался невероятными длинными планами «Гравитации», но космическая трагедия Куарона была все-таки техническим достижением в большей степени. В «12 годах рабства» пара-тройка сцен без склеек длится 3-4 минуты, но это совсем не то же самое, что крутиться в одиночку в скафандре. Сцена наказания служанки Пэтси, например, включает десяток героев и двигающуюся камеру. Какое напряжение испытывают в такие моменты актеры (а настроение персонажа Фассбендера в этой сцене меняется несколько раз), можно только представить. Это очень высокий уровень мастерства и режиссера, и всех присутствующих на площадке. Уровень, превращающий зрелище в искусство.

Банальные вещи о том, что «свобода лучше, чем несвобода», оставим для других. Отечественного зрителя сложно будет увлечь борьбой за равноправие и отмену черного рабства, слишком это далеко от нас. А вот тем, что такое достоинство, что такое вера, что такое отчаяние и что такое справедливость, заманивать нужно. Ценности это непреходящие, но отчаянно нуждающиеся в постоянном повторении. Даже в те моменты, когда вы чувствуете себя свободными.

Смотрите в кино с 12 декабря.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?