Мы решили вспомнить наиболее яркие примеры провальных франшиз, каждый новый шаг которых был хуже предыдущего
«Психо», 1960-1990
Классический триллер Хичкока – это безусловный шедевр. Новаторская картина, с блистательным саспенсом, смелыми для своего времени сюжетными, режиссерскими, операторскими ходами – картина действительно изменила кино. Даже сам Альфред Хичкок взирал на свое творение с опаской, любая попытка повторить успех «Психо» могла больно ударить посягнувшего, оттого и не мог появиться сиквел великого фильма до самой кончины мастера. Вторая лента о Нормане Бэйтсе вышла лишь в 1983 году и моментально обнажила очевидное: Ричарду Франклину до Хичкока далеко. Под давлением моды на слэшеры рубежа 70-80-х филигранный психологический сумрак сменился банальным крошиловом. Что уж говорить про третий фильм, снятый самим Норманом Бэйтсом (простите, Энтони Перкинсом), или четвертый, задуманный как приквел, но на деле оказавшийся третьесортной обрывочной кашей. Финальную точку в 1998 году поставил Гас Ван Сент покадровым ремейком, полностью зачеркнувшим будущее «Психо» для большого экрана.
«Планета обезьян», 1968-1973
Аналогично персонажу классического фантастического триллера «Планета обезьян», обнаружившего в финале обломки статуи Свободы, нам хочется закричать: «Черт! Что бы сделали с франшизой?!» «Планета» началась отлично – захватывающие космические приключения, необыкновенный новый мир, будоражащие кровь испытания, выпавшие на долю героев, чудесное взаимопонимание Тейлора и Зиры… Что же пошло не так? Финал первого фильма был идеальным, но четыре сиквела могут изувечить любой идеал: порожденные радиацией психомутанты из «Под планетой обезьян», путешествия во времени «Бегства с планеты обезьян», революция под предводительством Цезаря «Завоевания планеты обезьян» и, наконец, финальная конфронтация «Битвы за планету обезьян» разрушили ореол таинственности. Мало того что истории стали надуманными, из фильма в фильм все сквернее становился грим, скучнее герои, у франшизы испарилась душа. Ремейк-призрак Тима Бертона 2001 года мы даже вспоминать не хотим, а вот новое рождение «Планеты» в 2011 году, кажется, получилось. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
«Челюсти», 1975-1987
Не получилось у обезьян, получится у акулы? Ничего подобного! Да, «Челюсти» – неоспоримая классика. Да, фильм стал зачинателем культа летних блокбастеров. Да, школа острова Эмити сделала Стивена Спилберга тем, кем мы его знаем сегодня. Но продолжения… «Челюсти» не нуждались в сиквеле и тем более не нуждались в трех, однако у студии на этот счет было свое мнение, так что вместе с началом эры блокбастеров мы получили начало эры сдувающихся сиквелов. Ладно «Челюсти 2», их до последнего момента собирался ставить сам Спилберг, хотя в сюжете и не было ничего нового. Но третья часть, где стереоэффекты превалируют над смыслом, или четвертая, в которой акула приплыла мстить семье Броди, а в финале еще и зычно зарычала – это не лезет уже ни в какие ворота. Фильм «Назад в будущее 2» пообещал нам новый фильм франшизы «Челюсти» летом 2015 года, но, кажется, пророчеству сбыться не суждено.
«Хэллоуин», 1978-2002
Пусть отсохнет язык у того, кто осмелится сказать что-то плохое в адрес хоррора Джона Карпентера «Хэллоуин» 1978 года. Признанная классика, основоположник жанра «слэшер», кассовый хит, образец для подражания десятков, если не сотен последователей – фильм о серийном убийце, преследующем подростков, заслуживает только самых теплых слов и высоких оценок. Второй и третий фильмы мы ругать тоже не возьмемся, ведь под присмотром Карпентера они должны были сложиться в своеобразную хоррор-антологию. Увы, зрители такой подход не оценили, а создатели пошли у фанатов на поводу, существенно упростив работу себе и снизив тем самым качество конечного продукта. В защиту продолжений «Хэллоуина» можно лишь сказать, что качество их не особенно менялось, болталось где-то на уровне «серединка на половинку», поэтому предоставим вам самим выбрать «венец деградации» (пятый, шестой и восьмой фильмы одинаково невыносимы). Гальванизированный в 2007 году Робом Зомби труп Майкла Майерса красиво вспыхнул, но новых трюков не показал. «Умерла так умерла»!
«Супермен», 1978-1987
Сегодня только ленивый не ругает кинокомиксы: то «Человек из стали» им недостаточно человечен, то «Зеленый фонарь» какой-то слишком игривый, то Локи всех Мстителей переиграл. А ведь начиналось все не так размашисто. Герои комиксов и раньше появлялись на больших и малых экранах, но первой по-настоящему значимой экранизацией принято считать «Супермена» Ричарда Доннера. Внушительный бюджет, проработанные персонажи, максимально возможная к тому времени серьезность – первый фильм о Супермене задал высокую планку. Настолько высокую, что дотянуться до нее не смог ни один сиквел франшизы. Все шансы для этого были у «Супермена 2», но смена режиссера расстроила все планы и спутала все карты. А дальше все покатилось кубарем: третий фильм создатели захотели сделать миролюбивым и светлым, а в результате получили глупую комедию, ну а четвертую картину снимали уже и вовсе на коленке энтузиасты, смыслящие в кино не больше, чем в химическом составе криптонита, – отсюда и полный провал.
Подождите ругаться. Никто не желает осквернить самые светлые чувства фанатов картины Ридли Скотта «Чужой» или ленты Джона МакТирнана «Хищник», мы и сами их безусловные фанаты. Мы и камешка не бросим в огород «Чужих» Джеймса Кэмерона и даже благостно отзовемся, если хотите, в адрес «Хищника 2». Да что там, мы даже с пониманием относимся к тем, кто ценит финчеровского «Чужого 3» или «Чужой: Воскрешение» Жан-Пьера Жене. Но, братцы, кроссоверы-то у «Чужого» и «Хищника» никуда не годятся. Плох тот поклонник великих картин, кто не мечтал о соединении в одном фильме ксеноморфа и пришельца-охотника, совсем плох тот, кто доволен этим соединением. Авторы фильмов намекали на кроссовер давно – еще в «Хищнике 2» в убежище Охотника зрители разглядели череп Чужого, а значит, встреча должна была стать эпичной. Все испортил рейтинг PG-13 и абсолютная беззубость создателей. «Чужой против Хищника» получился чудовищным (в плохом смысле), но еще более ужасающим вышел «ЧПХ: Реквием» – авторов просто хочется скормить монстрам. Конечно, «Хищники» Нимрода Антала 2010 года на этом фоне выглядят поживее, но куда им до классики.
«Восставший из ада», 1987-2010
Один из культовых хоррор-персонажей Пинхед кажется ровесником всех самых известных монстров современной культуры – Фредди Крюгера, Майкла Майерса, Джейсона Вурхиса, но это на самом деле не так – Восставший из ада моложе коллег на добрый десяток лет. Что дала эта фора? Для начала, позволила сделать оригинальную картину с нетривиальным сюжетом и запоминающимся персонажем. Первый фильм франшизы «Восставший из ада» хоть и не стал кинотеатральным кассовым хитом, на видео обрел весьма существенную популярность. А вот продолжения, несмотря на их количество, у Пинхеда откровенно не задались: три сиквела удалось затолкать в кинопрокатную сетку, а последующие пять картин пошли сразу на видео (читай, в помойное ведро). О чем можно рассуждать, если «Восставший из ада 9: Откровение» снят всего за 300 тысяч долларов и имеет хронометраж 70 минут? Это не кино, это какой-то позор. От позора, кстати, желает отмыться автор оригинального фильма Клайв Баркер – говорят, у него уже готов сценарий ребута. Посмотрим, получится ли из этого что-то и восстанет ли Пинхед из видеоада.
«Крепкий орешек», 1988-2013
Франшиза о полицейском Джоне МакКлейне пикирует параллельно деградации актера, играющего роль «крепкого орешка», Брюса Уиллиса. Какие-то четверть века назад Уиллис обрел вторую молодость, сменив комедии и драмы на настоящий мужицкий боевик, а сейчас актер стремительно угасает, полностью утратив интерес к профессии и умение держать на себе внимание. Успех первого фильма франшизы «Крепкий орешек», кажется, стал сюрпризом для самих создателей, никому и в голову не приходило, что МакКлейну потребуются продолжения. Выход стали искать с миру по нитке – на сценарий сиквела пустили книгу о террористах в аэропорту, а триквел вообще снимали по скрипту, приготовленному для «Смертельного оружия». Тем не менее Джон продолжал держать марку. Он удержался бы и на четвертом фильме, не пусти продюсеры картину под нож в угоду рейтингу. О пятом фильме и вспоминать не хочется – не вырвать себе глаза при просмотре московских приключений Джона было потруднее, чем выжить в одиночку в небоскребе, захваченном террористами.
«Бэтмен», 1989-1997
«Больше мрака, больше реализма» – это девиз сегодняшних экранизаций комиксов DC. В прошлом веке было все иначе. Мы не станем вспоминать совсем уж мультяшных Бэтмена и Робина из телесериалов 1960-х, а вот бертоновского Темного рыцаря помянем не без удовольствия. Выработавший свой фирменный стиль Тим Бертон в 1989 году подарил миру такого Бэтмена, о котором можно было лишь мечтать: настоящий аристократ был красив как в смокинге, так и в плаще и маске, Джокер язвительно шутил, а Готэм (ударение на слове «Гот») по-настоящему пугал. Продолжение «Бэтмен возвращается» почти ни в чем первой ленте не уступало, разве что выглядело чуть более мягким и конформистским. Но даже эта мягкость студию не удовлетворила – Бэтмена было решено сделать героем веселых ярких приключений, для чего Бертона сменил Джоэль Шумахер, и понеслось… Если «Бэтмен навсегда» еще хоть сколько-то старался соответствовать эстетике первых двух фильмов, то «Бэтмен и Робин» без стыда нельзя и вспоминать. Спасибо Крису Нолану за его трилогию, теперь вернуться к балагану Шумахера будет уже физически невозможно.
«Молчание ягнят», 1990-2006
Попади возможность экранизировать роман Томаса Харриса в другие руки, и, возможно, Ганнибал Лектер был бы сейчас третьесортным персонажем, забытым большинством зрителей. Однако Джонатан Демме у руля, Джоди Фостер и Энтони Хопкинс в главных ролях совершили невероятное – фильм получил пять «Оскаров» в пяти главных номинациях. А ведь Хопкинс в кадре проводит всего 16 минут – невероятный результат. Продолжение, вышедшее десять лет спустя, утратило существенную долю своего магнетизма с уходом Джоди Фостер, однако все еще крепко держалось на игре Энтони Хопкинса, а «Красный дракон» уже балансировал на самом краю пропасти. Ухнула же вниз франшиза вместе с неудачной попыткой приквела – «Ганнибал: Восхождение» решил покопаться в истоках поведения главного героя, но лишь выкопал себе могилу.
«Матрица», 1999-2003
Изредка, но так бывает – когда нечто необычное попадает в жаждущую нового почву и дает необыкновенные всходы. «Матрица» Вачовски – это уникальное техническое достижение, щедро сдобренное невиданным доселе визуальным рядом, расширяющим сознание смыслом и будоражащее мозги. Глупо было сомневаться в том, что студия WB запросит продолжение. Но тут-то мы все и натолкнулись на самое простое правило: большее количество денег не делает фильм лучше автоматически. В «Перезагрузку» и «Революцию» были вложены десятки миллионов, а выхлоп (смысловой прежде всего) получился копеечным. Впрочем, у обоих сиквелов «Матрицы» есть свои поклонники и защитники, правда, они редко выходят на свет, прямо как агенты Смиты, и мы даже готовы с ними согласиться в том, что «Перезагрузка» в целом не слишком уступает оригинальной картине. Но «Революция» – пример того, каким не должен быть финальный фильм цикла. Пересматривать его даже истинные фанаты не особенно стремятся.
«Мальчишник в Вегасе», 2009-2013
Всем время от времени хочется оторваться так, чтобы вечер запомнился на всю жизнь, или отколоть что-то такое, чтобы запись этого стала достойным видеорядом для клипа FloRida «Right Round». Поскольку собственной смелости хватает лишь единицам, остальным приходится смотреть на то, как свой лучший вечер в жизни проводят другие, – отсюда и феноменальные кассовые сборы «Мальчишника в Вегасе», комедии о том, как трое друзей под воздействием веселящих препаратов творят чудеса наглости, бесстыдства и распущенности. Вторую картину долго ждать не пришлось, но она, увы, практически дословно повторяла оригинал, только делала это много хуже и как-то без огонька. Деньги это принесло, но славы убавило. Крышка гроба «Волчьей стаи» захлопнулась с третьим фильмом, где даже полутораминутные третьестепенные персонажи легко отправляли в нокаут некогда любимых героев – снова старые дрожжи. И если с оригинальным тройным «Похмельем» еще как-то смириться можно, то русскоязычный «Мальчишник» в третий раз и вправду становится не праздником, а мукой.