Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Хроники сельских гангстеров: рецензия на фильм «Криминальные боссы»

Можно вывезти парня из Арканзаса, но Арканзас из парня – никогда.

Добавить в закладки

Кайл (Лиам Хемсворт) и Суин (Кларк Дьюк), двое очень амбициозных, но не очень трудолюбивых парней, устраиваются к наркобарону Фрогу (Винс Вон), чтобы возить товар через границы соседних штатов. Когда их старшего партнера, сумасбродного Брайта (Джон Малкович), убивают конкуренты, парни прибирают его часть бизнеса к рукам, не сказав об этом Фрогу. На пути к вершине преступного мира им предстоит вступить в битву с правой рукой босса, женщиной, которую величают не иначе как Она (Вивика А. Фокс), двумя близнецами-дуболомами и, конечно, самим Фрогом.

Перед нами режиссерский дебют Кларка Дьюка, известного ролями второго плана в нишевых, но достаточно смешных комедиях, названия которых (например, «Машина времени в джакузи» и «Очень плохие мамочки») в приличном обществе упоминать все-таки не стоит. Пойдя проторенной жанровой дорожкой, Дьюк делит сюжет на главы, путает хронологию и наполняет диалоги суждениями о загнивающем западном обществе. Впрочем, главный движок картины – это юмор, качество которого хотелось бы разобрать отдельно.

Кларк Дьюк в роли Суина и Лиам Хэмсворт в роли Кайла на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Кларк Дьюк в роли Суина и Лиам Хэмсворт в роли Кайла на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Основой для гэгов в «Криминальных боссах» служат обоюдные издевки Кайла и Суина: первую часть картины они рефлексируют свою провинциальность, перед тем как волей-неволей вступить в неравный бой с системой (здесь шуток становится значительно меньше). «Да я гений преступного мира! — Извини, но ты похож скорее на ведущего телевикторины». Суин, сыгранный, как вы поняли, самим Дьюком, все время рассказывает про десять сестер, с которыми он прекратил общение из-за конфликта с отцом, и жалуется на разжиженный мозг, мешающий ему сосредотачиваться на конкретных мыслях. Кайл тем временем строит из себя мачо, эксплуатируя очевидные актерские данные.

Параллельно под музыку из GTA разворачивается история Фрога, предстающего этаким «исчадием ада» преступного мира, с 1985 года без страха и упрека строящего империю зла в забытой богом американской глубинке. Фрог носит смешные костюмы, барыжит всем, что плохо лежит, но, поняв, что «на торговле мороженым далеко не уехать», он начинает искать ниточки, ведущие к большим партиям наркотиков. Комедийный элемент от Фрога возникает на контрасте между непростыми ситуациями, в которые он попадает, и его невозмутимым поведением: например, он с аппетитом обедает, когда к его голове приставляют пушку.

Винс Вон в роли Фрога на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Винс Вон в роли Фрога на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Если провести аналогию с организмом, харизматичный Винс Вон в «Криминальных боссах» – это сердце картины: за каждым его новым фортелем следишь с возрастающим интересом, его чудна́я идеология одинокого рейнджера цепляет. Но ни одному из героев криминальной драмы не удается стать по-настоящему трогательным или смешным: чтобы освежить настолько затертую фабулу, требуется большой режиссерский талант и неожиданные повороты – ни того, ни другого в «Криминальных боссах» не наблюдается.

«Неонуар в стиле братьев Коэн и Тарантино»: так, зацепившись за отзыв издания Screen Rant и за упомянутые формальные признаки, позиционирует себя это кино. Здесь и правда есть привкус Коэнов – он в нелогичности, даже тупости, с которой персонажи решают возникающие перед ними проблемы, в фатальности происходящего и в их любимом Джоне Малковиче, превзошедшем здесь самого себя на ниве блаженного идиотизма. Но второй упомянутый мастер в этом сравнении явно «не в кассу»: Квентин никогда не снимал столь прямолинейных историй, раз за разом камуфлируя криминальный жанр под притчи поистине библейского уровня.

Лиам Хэмсворт в роли Кайла на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Лиам Хэмсворт в роли Кайла на кадре из фильма «Криминальные боссы»

У Дьюка был шанс сыграть на экзотической локации, но полноценным героем штат Арканзас так и не становится, и на «Мекку преступного мира» (как заявлено в трейлере) он не тянет. Столкновений с местными реднеками тоже не происходит, что кажется явным упущением: сложно представить, сколько выжали бы из экзотического сеттинга, например, братья Коэн, вдоволь наиздевавшиеся над северянами в «Фарго». Есть подозрение, что поступить так же Дьюку не позволяла совесть: режиссер и сам уроженец Арканзаса.

Вторая половина «Криминальных боссов» неожиданно эклектична: закадровые размышления Фрога, напоминающие экзистенциальные монологи героев Терренса Малика, медитативно осмысляют этапы его кровавой карьеры. Ставший основным рассказчиком, он переворачивает наше представление о происходящем. «Я не просил делать из своей жизни великую историю. Но так уж вышло», – заявляет Фрог накануне финальной битвы с рейнджерами, выполненной в стилистике вестерна. Это наводит на мысль, что «Криминальные боссы» задумывались как эпическое сказание об обновлении мира, иллюстрация до боли правдивых выражений «мы только пыль на ветру», «незаменимых людей в мире нет» и далее по списку.

Кларк Дьюк на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Иден Бролин в роли Джоаны и Кларк Дьюк в роли Суина на кадре из фильма «Криминальные боссы»

Но результат далек от совершенства, о чем говорит и скромный рейтинг фильма. Изначальный замысел испортила не столько клишированность картины вообще во всем, начиная от гавайских рубашек у гангстеров и заканчивая уезжающей в закат а-ля Ума Турман героиней Иден Бролин, сколько нерешительность режиссера, который так и не смог понять, что он снимает, глубокомысленную драму или разухабистую комедию «чисто на поржать».

Несмотря на все недостатки, картина затягивает. Отдельные фразы из «Криминальных боссов» кажутся искрометными, например: «не каждый день ты встретишь хорошего белого, которого можно во что-то превратить», «гламурные журналы – это угольная шахта западной цивилизации» и «преступник, которому скучно – хороший преступник». Меланхоличность действия и хорошая операторская работа порой рифмуют картину с такими образцами провинциальной драмы, как «Любой ценой» и «Место под соснами». Поэтому в наши дни, когда жанр (вроде заслуженно) уходит в андеграунд, смотреть «Криминальных боссов» как минимум незазорно: в порядке утоления щемящей ностальгии по историям о хороших, но бедных парнях, которые иногда срывают джекпот.

Текст: Петр Скопин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?