Обзор иностранной прессы по фильмам «Спасти мистера Бэнкса», «Филомена» и «Она»
Любая книга биографична… Настоящая книга, а не учебник, энциклопедия или какая-нибудь бездушная инструкция. Беря в руки перо или, если настаиваете, садясь за ноутбук, писатель готовится к сеансу психотерапии, только вместо кивающего головой врача – чистый лист, которому он изливает душу. Одни сдерживают свои эмоции, другие выплескивают из себя все до капли. В любом случае каждое авторское произведение несет в себе частичку писателя, частичку его внутреннего мира, который порой очень хрупок.
Автор сказки «Мэри Поппинс» Памела Трэверс вложила в свое бессмертное произведение самое яркое воспоминание своего детства. Существует предположение, что писательница создала образ идеальной няни, взяв за основу реально существующую женщину, которая возилась с ней, когда ей было лет 7.
Американская поэтесса Эдна Милли в начале XX века сказала, что опубликовать свою книгу – все равно что добровольно выйти на публику без штанов. Трэверс на людях без штанов появляться не хотела… Она спрятала свои переживания в сказочное обличие и перенесла их на бумагу. Однако фильм – совсем другое дело, доверить кому-то другому рассказывать, рыться в драгоценных детских воспоминаниях она не могла.
Уолт Дисней этого не знал, поэтому никак не понимал, почему писательница наотрез отказывается продавать ему права на свою книжку. После 20 лет бесконечного «нет» Трэверс лично приехала в США и провела две недели в компании Диснея, который показывал ей первые зарисовки по фильму, предлагал послушать музыкальные композиции и даже водил в Диснейленд, но все было без толку. Так продолжалось до тех пор, пока Трэверс своим упорством не добилась от главы Мышиного дома понимания.
Режиссер «Невидимой стороны» Джон Ли Хэнкок и сценаристы Келли Марсел со Сью Смит рассказали эту историю посредством фильма «Спасти мистера Бэнкса», подарили Эмме Томпсон номинацию на «Золотой глобус» и даже смогли попасть на «Оскар», правда, только в категории «лучший саундтрек».
«Это не просто история об англичанке с твердыми взглядами, которая поддалась этим свободолюбивым янки, это изысканная и великолепно сыгранная история борьбы с воспоминаниями о прошлом ради неясного будущего. Эмма Томпсон особенно волшебна», – восхищается Хелен О’Хара (Helen O’Hara/Empire).
Чтобы как можно точнее передать всю суть истории, понять настроение и проникнуться общим духом эпохи и отношений между Диснеем и Трэверс, актеры обратились к архиву The Walt Disney Studios, где обнаружились диктофонные записи, заметки и даже некоторые видеоматериалы. В частности, сцена, в которой Трэверс чихвостит диснеевских композиторов, воссоздана чуть ли не дословно – создатели нашли архивные записи от 5-10 апреля 1961 года, и на них отчетливо слышно, как безапелляционна и непреклонна писательница со своими визави.
«Режиссер Джон Ли Хэнкок в лучшем виде преподносит смесь прошлого и настоящего, не пытаясь выдавить из нас слезы. Хотя у него не все получилось, Томпсон и Хэнкс оба достойны номинации на “Оскар”, безусловно, они преуспели. Спасибо им, фильм производит теплое впечатление. В нем есть своя магия», – написал Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
«Пусть по всем статьям “Спасти мистера Бэнкса” угодить зрителю не смог, в нем можно многое отметить. В целом это очень приличное, умело прописанное кино с хорошей актерской игрой», – продолжает петь дифирамбы Оливер Леттелтон (Oliver Lyttelton/The Playlist).
«”Спасти мистера Бэнкса” – это потакающий зрителю, затянутый фильм, который все время так и норовит превратиться в беспорядочную чепуху. Благо, Том Хэнкс может щелкнуть пальцами, и в мгновение ока все недостатки более-менее сглаживаются», – подытожил Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
Посмотреть первый фильм компании Уолта Диснея с персонажем по имени Уолт Дисней можно уже сейчас, в российском прокате биографическая драма «Спасти мистера Бэнкса» стартовала 23 января.
В данном случае на публику без штанов выходит не сам писатель, а женщина, с которой автор эти самые штаны снимает. «Филомена» – это история о том, как зародилась дружба между уволенным с BBC журналистом Мартином Сикссмитом и Филоменой Ли.
По сюжету Мартин Сикccмит в исполнении Стива Кугана ходит к психоаналитику, борясь с депрессией, и пытается работать над книгой по русской истории, которая никому не нужна. Так продолжается до тех пор, пока собственная горничная не предлагает ему рассказать «простую человеческую историю» — и знакомит со своей матерью Филоменой Ли, которую играет непревзойденная Джуди Денч. Ли побывала в католическом приюте, 50 лет назад у нее отняли и увезли в неизвестном направлении первого, зачатого во грехе, ребенка. Пожилая любительница любовных романов и выпускник Оксфорда отправляются в долгое путешествие — сначала по Ирландии, потом в Америку. То, что они там находят, способно реанимировать журналистскую карьеру Сикссмита — и реанимировало ее в реальной жизни, поскольку Сикссмит существует на самом деле и действительно написал и книгу по русской истории и расследование дела Филомены Ли.
Больше других оригинальной историей Сикссмита и Филомены Ли впечатлился сам Стив Куган. Он написал сценарий, записался в продюсеры ленты и договорился с режиссером «Королевы» Стивеном Фрирзом. В результате лента получила восторженные отзывы и четыре номинации на «Оскар»-2013 – «лучший фильм», «лучшая женская роль», «лучший адаптированный сценарий» и «лучший саундтрек».
«Необычайная, сложная комедия, затрагивающая серьезные проблемы своей легкой рукой и при этом демонстрируящая несгибаемый дух», – произвела «Филомена» впечатление на Дэймона Уайза (Damon Wise/Empire).
«Стивен Фрирз использует свой кинематографический талант на полную и создает одну из самых цельных драм о людских отношения за долгие годы», – поразилась Дебора Янг (Deborah Young/The Hollywood Reporter).
«Куган, каким бы он ни был талантливым комиком и комедийный актером, довольно однобок и монотонен в своей по большей части серьезной роли, которую он себе же написал. Приходится Денч тащить картину на себе, что она в какой-то степени и делает с присущими ей элегантностью и изяществом», – резюмирует Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/The Wall Street Journal).
«”Филомена” намного мудрее, чем кажется, – считает Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle). – Фильму есть что сказать о правосудии, прощении и времени, которое залечивает раны. На самом деле “Филомена” почти ничего не говорит об этом, зато наводит на мысль своей легкой рукой».
В Россию тяжелое кино с легкой манерой повествования и тонким юмором прибудет только 27 февраля.
Сенсация множества фестивалей и торжественных церемоний. Перечислять все номинации и призы фильма Спайка Джонза «Она» нет смысла, да и тратить на это драгоценные символы гипертекста не стоит. Достаточно сказать, что Американская киноакадемия, преступным образом обошедшая вниманием Хоакина Феникса, дала «Ей» (любопытно склоняется название фильма) 5 номинаций – «лучший фильм», «лучший сценарий», «лучшая работа художника-постановщика», «лучшая песня» и «лучший саундтрек».
Сюжет всего фильма можно резюмировать одной цитатой из фильма, которую произнес герой Хоакина Феникса: «Она не просто компьютер».
Если столь краткого содержания вам мало, то поясняем: Теодор — одинокий писатель, который покупает новую техническую разработку — оперативную систему с искусственным интеллектом, призванную исполнять любое желание пользователя. К удивлению Теодора, вскоре между ним и виртуальной героиней возникает чувственный роман.
Попахивает шизофренией, но, даже если психиатры видят в этом патологию, надо сказать, что Феникс и его Саманта с голосом Скарлетт Йоханссон очень мило беседуют. Им даже начинаешь верить и сопереживать… Кто бы мог подумать, что можно сочувствовать и желать счастья гаджету.
«Все поначалу выглядит какой-то подростковой прихотью, но впоследствии расцветает в самую яркую и богатую на эмоции работу Джонза на сегодняшний день. Фильм “Она” роется в том, что человек дает и что получает во время отношений, затрагивает тему кризиса среднего возраста и извечную дилемму, перед которой встает как человек, так и машина: тяжелое познание самого себя», – заставила «Она» пофилософствовать Скотта Фундаса (Scott Foundas/Variety).
«Что вы выберете, горькое восприятие фильма или сладкое? Выбор сам по себе – это лучший подарок Джонза, который он мог преподнести: “Она” приглашает нас к беседе, спорам и, что самое важное, к взаимодействию», – пишет Элизабет Уайтзмен (Elizabeth Weitzman/New York Daily News).
Самое важное – к взаимодействию… Зависимость от современных гаджетов в наши дни уже лечат. Существуют даже группы анонимных девайсоголиков, именно поэтому Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today) считает, что, возможно, драму Спайка Джонза можно показывать во все времена: «Пусть события разворачиваются в будущем, “Она” очень своевременна, душевна и правдоподобна».
Тему актуальности разворачивает Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times): «”Она” производит впечатление реального киноромана. Кроме того, этот фильм – авторское мнение насчет того, как технологии соединяют всех в мире и одновременно изолируют от необходимого теплого человеческого общения. В следующий раз, когда окажетесь в автобусе, или поезде, или хотя бы кофейне, посчитайте число людей с портативными устройствами, с наушниками или телефонами, и тех, кто разговаривает вживую. Вы сами знаете, какая группа будет многочисленнее».
Поразмышлять над вопросами бытия и посочувствовать Теодору можно будет через месяц, «Она» придет в кинотеатры России вместе с «Филоменой» 27 февраля.