Не стоит забивать голову смыслом поступков, позывов и мыслей героев – ими движет иррациональное чувство любви. А вот полюбоваться еще раз очарованием Софи Марсо в картине можно – и то хлеб
Ламбер – сексоголик. Осознав свою проблему, Ламбер начинает борьбу со своей страстью: посещает встречи соратников по несчастью, отказывает себе в любых новых знакомствах, выплескивает энергию на хоккейной площадке. Жюдит – сексоголичка. Осознав свою проблему, Жюдит нисколько не смущается: секс позволяет ей успешно решать рабочие вопросы, получать скидки в магазинах и подарки. Случайное недоразумение сводит Ламбера и Жюдит вместе в самый неподходящий момент – мужчина зарекся проявлять хоть какие-то чувства даже к понравившейся даме, а Жюдит впервые почувствовала к партнеру не только влечение, но и любовь. Двум сведенным с ума желанием людям придется заново учиться любить.
Если какую-то из недавних французских картин, вышедших в российский прокат, и можно назвать типичной для того образа, который о Франции сложился в голове нашего зрителя, то «Хочешь или нет» подходит для этого как нельзя лучше. Столько «французскости» в одной ленте, да еще такой «махровой» – любовь, секс, вино, изысканная кухня, парижские улочки… Создатели, возможно, и не планировали стать учебником шаблонов, но что получилось, то получилось.
Слагаемые идеального французского кино известны еще с советских времен. Пусть в главной роли будет брутальный мужчина, не то чтобы красавец, но имеющей на лице особый отпечаток мужественности и даже грубости – Патрик Брюэль, напоминающий молодого Бельмондо, отлично для этого годится. Противостоять ему (на словах, а на деле, наоборот, стремиться упасть в объятия) должна идеальная француженка, что-то такое утонченно-изысканное, с силуэтом, словно сошедшим с эскизов Сен-Лорана, непременно на шпильках и в шляпке с метровыми полями. Великолепных актрис во Франции пруд пруди, но по уровню страсти и неприкрытой сексуальности с Софи Марсо сравнится не каждая. Пусть герои ходят по Парижу, пусть попадают под дождь, пусть завтракают кофе и ужинают ресторанными изысками, в течение дня не расставаясь с бокалом вина. А говорят пусть только о сексе. Намеками, в открытую, влюбившись друг в друга или, наоборот, изменяя направо и налево. Ну и пусть немного будоражат воображение зрителя легкой эротикой.
Если подходить к кино с этими нехитрыми лекалами, то «Хочешь или нет» идеально вписывается во все предъявленные запросы. По большому счету от актеров сюжет не требует сверхъестественной отдачи и невероятной выкладки, история в картине достаточно прямолинейна – он и она, и ничего между ними, кроме собственной глупости и самовлюбленности. Чуть менее гладко выглядит картина, если к ней подходить с более серьезными мерилами: с какой стати во французской психиатрии работают бывший пилот и менеджер по продаже алкоголя, почему «анонимные сексоголики» встречаются на складе химчистки, какого черта просто не обсудить все на берегу, зачем морочить голову друг другу до вполне очевидного финала? Но будем милостивы, картина не настолько глубока, чтобы подходить к ее рассмотрению с микроскопом – веселит, и ладно, кровь будоражит временами, и хорошо, не вызывает зевоту, и за то спасибо.
Безусловно, вполне горячая на сегодня тема «сексоголизма и нимфомании» заслуживает куда более серьезного к себе отношения, но для этого у нас есть Ларс фон Триер с его семичасовым погружением в ад женского желания и Майкл Фассбендер, безо всякого «Стыда» выдаивающий досуха своего героя по несколько раз в день. У французов все проще – у них любовь все еще стоит на первом месте, любовь именно «киношная», такая, какую любит зритель, с многочисленными аксессуарами, шикарными платьями, спутанными словами, мечтательно вознесенными к небу глазами и сдуваемой со лба непослушной прядью волос.
Немного может смутить то, что о сексоголизме в «Хочешь или нет» рассказывают 55-летний Брюэль и 48-летняя (во что поверить совершенно невозможно) Марсо, но кто этих французов знает. Может они и вправду свою судьбу строят по принципу: «В 45 лет жизнь только начинается». Да и о том, что мы смотрим комедию, забывать не стоит. Романтическую, не слишком притязательную, игривую, надуманную, фривольную, местами слащавую комедию. Идеальную для той Франции, которая живет в голове тех, кто никогда не был в Париже.