В ограниченный прокат выходит полуэкспериментальный "Пакостник" (2004) Тани Деткиной, художницы, дебютантки, ученицы Алексея Германа. Но он как раз для публики без признаков ограниченности, то есть той, для кого "Турецкий гамбит" (2004), "Статский советник" (2005) и "Побег" (2005) -- страшный сон в холодном поту. Публику "Пакостника" стоит предупредить лишь о том, что дебют -- далеко не шедевр, далеко не. Но его интересно смотреть, его можно рассматривать, и даже покурить тянет не так, чтоб срочно. По нынешним временам это как рекомендация в партию.
В какой-то электричке парень с девкой ругается, говорит плохие слова. Какие-то электрики-высотники варят опоры весьма специфического пешеходного мостика рядом с железнодорожным. Воздух, подробности, жизнь видна. Взгляд зачем-то двигает вверх, поднимается долго, до полотна железнодорожного моста. Ага, там парень с девкой идут и окончательно расплевались. Грустная картина. Взгляд опускается обратно. Электросварщики в масках на сугубо нашем-сегодняшнем языке "лиц кавказской национальности" спорят, кто-нибудь все-таки упадет с пешеходного мостика или нет. Вдруг дикий крик – стоит просто парень на самом краю и орет. Речка быстрая, мелкая, не выплыть ни хрена. Сварщик снимает маску и со своей арматуры подсказывает: "Вниз не смотри". Парень продолжает орать и смотреть вниз, но не падает и не прыгает. Это лекарство такое психическое: проораться, когда невмоготу. Сварщик надевает маску и отворачивается варить. То есть все еще грустнее.
В совершенно другом пространстве какого-то чердака просыпается совершенно другой прыщавый голый парень. Его кто-то в окно зовет, он не может сообразить. А зовет его пожилой мужик в финской куртке, приехавший на иномарке. Он дачи хозяин, а парень был сторожем, а теперь его увольняют: "Чтоб к пяти часам духу твоего тута не было". В разговоре мелькают кошки, которых держит парень (две: лысая и старая-больная), и еще мелькает собака – хозяйская, как-то его покусавшая. Пожилой мужик уезжает, а парень начинает делать что-то странное, сразу не разберешь. Потом только понимаешь, что он делает бомбу для увольнявших. Все это в очень четком, сугубо-подмосковно-осеннем черно-белом изображении, с очень хорошими диалогами и очень красивой музыкой.
Смыслообразование "Пакостника" происходит "из всего сразу", как в кино и полагается. Не из фигур и фона (театр), не из изображения "плюс звук" (литература), но в целом. Это когда без комментария, только из того, что трахаются и шепчутся, не глядя друг на друга, становится понятно, что парень давно был любовником хозяйки дачи. Сюжет ровно настолько нехитрый, чтобы быть понятым из мелочей: грустная песня про бунт доброго и влюбленного бедного юноши против всеобщего жлобства. Чтобы понять по максимуму, в фильм надо просто вглядываться, ну, внимательно вглядываться. Ведь Таня Деткина вовсе не полагала снять "дадаистский фильм", как его рекомендуют. Нет, каждую странность, любой абсурд она может себе объяснить абсолютно реально. К сожалению, сколько ни разувай глаза, некоторые вещи фильм так и не объясняет. Связано это, будем надеяться, именно с дебютностью работы.
Заметны не только речевые повторы, как у Муратовой, или поэтизация неприкрашенного быта, как у Германа. Заметны мизансцены, как у позднего Годара, эксцентрика вещей, как у ранней Хитиловой, символические вставки, как у какой-нибудь Майи Дерен или Кеннета Энгера, и даже "интеллектуальный монтаж", как в "Октябре" (1927) Эйзенштейна. Подобный контекст говорит о тонкой чувствительности режиссера, но железной режиссерской воли Деткиной пока не хватает, и вместо уточнения сюжета все это его замусоривает. Ведь если смыслообразование идет "из всего сразу", это "все" должно вязаться железно. А когда Деткиной приходится после фильма объяснять на словах, что плюшевые игрушки, повешенные в сарае, означают замещение самоубийства (если отчаявшийся не может убить себя, он уничтожает самое дорогое), уже ясно, что в фильме они того вовсе не означают. Парень вообще-то кошек любил, что очевидно. Любовь его к плюшевым игрушкам неочевидна – вон как с мишкой безжалостен. Повешенные в сарае – вовсе не "самое дорогое".
Внесюжетное самовыражение Тани Деткиной и порождает ссылки на дадаизм, являющийся в чистом виде, особенно после Владимира Маслова и Евгения Юфита ("Деревянная комната", "Серебряные головы") таким прошлогодним снегом, что вдруг скучно, скучно. К тому же, поставив на "целое кино", режиссер допустила целый ряд фактических неточностей. Во-первых, поскольку собака так и не взяла в зубы бомбу, кусок мяса после ее долгого оборачивания в животе плюшевого мишки совершенно ни к чему. Во-вторых, когда у маленького мальчика "такой же шрам на груди", как у этого мишки, естественно думать, что ему оперировали порок сердца. Но, когда он поднимает свитер, шрам на груди оказывается справа, хотя сердце вообще-то слева. Тогда либо объясняйте, что ж за болезнь такая, либо это – что, "условность"? Но почему тогда старая кошка болеет безусловно? В-третьих, когда парень вылез из машины и пошел напиться воды, он оставил дверцу распахнутой. Любой кошатник знает, что, когда они с тобой, думаешь только об их безопасности – чтоб не выпрыгнули из машины, не убежали в лес, не залезли под трубы, а потом час "кыс-кыс" вытаскивай…
Самое мелкое нарушение логики в таком кино – далеко не мелочь, а небрежность режиссуры. То же касается и финала. В нем необъяснимо, почему хозяйка дачи так безропотно превращается в "засланного казачка". Помнится, еще в начале она грубо послала мужа, так что он тут же так же грубо послал детей. Пусть муж мог купить ее с потрохами, а она могла не хотеть потерять его деньги, но если в начале посылала без повода, просто под настроение, то в конце повод был, и серьезный. Почему она им не воспользовалась? Потому что лень объяснять и гораздо больше хочется разжечь в лесу фейерверки? Да, фейерверк снят красиво, но невнятностей в нем полно до полной некрасивости. Без спойлеров: кого в горящей машине забыли? О какой там "надежде" можно после этого говорить, если оно вообще не прочувствовано режиссером? И кое-что, прямо скажем, не снято оператором (мало денег – не ответ)?
Тем не менее, некоторую невнятность, небрежность и несовершенство "Пакостнику" прощаешь за то, что Деткина сказала "от себя". Ух, как она ненавидит жлобов, и как она их знает! Это наши, сегодняшние, здешние, ни с кем не спутанные и на раз опознаваемые жлобы. Пожилому мужику достаточно было войти в кадр в финской куртке хозяйской походкой – и больше ничего не надо. А как они с Аликом уставились в бильярдной на монитор! А какая вообще рожа у Алика! Такую надо видеть.