
Нас всех убьют простые числа.
Что, если числа не просто абстрактные символы, а инструмент власти? Что, если древние цивилизации уже знали о скрытых закономерностях, а секреты знаний разбросаны по миру? Эти и другие вопросы становятся лейтмотивом сериала «Опасные числа», нового восьмисерийного мини-сериала от Apple TV.
История начинается с трагедии: в Багдаде мать и дочь попадают в эпицентр взрыва, который открывает проход в неизвестное место, вскоре оборачивающееся редкой находкой — огромной библиотекой. Тем временем где-то в Кембридже Эдвард Брукс (Лео Вудалл), замкнутый, но блестящий математик, пытается найти закономерности в простых числах. Его работа — не просто академическая головоломка, а потенциальный ключ к разгадыванию всех цифровых кодов в мире. Когда Эд делится своими исследованиями с профессором Маллиндером (Дэвид Моррисси) и его женой, археологом Андреа (Сидсе Бабетт Кнудсен), события приобретают неожиданный оборот. Профессор внезапно без объяснений уничтожает расчеты Эда и вскоре погибает, оставляя главного героя в центре опасной игры.
Оказавшись после смерти Маллиндера под прицелом спецслужб, Эд вынужден бежать, а его единственной защитницей становится агент АНБ Тайла Сандерс (Куинтесса Суинделл). Их дуэт — не клише «гениальный ученый и боевой агент», а столкновение двух подходов к реальности: интеллектуального и прагматичного. Шоураннер Стив Томпсон («Шерлок») не ставит на пьедестал одного персонажа, он выбирает двух и разделяет между ними характеристики и обязанности.
Герой Лео Вудалла оказывается носителем знания, за которым охотятся спецслужбы, корпорации и неизвестные силы. Но он не харизматичный сыщик и не эксцентричный гений (то есть совсем не Шерлок и не инспектор Морс), а скорее растерянный молодой человек, случайно оказавшийся в центре глобального заговора. Эта отстраненность порой может показаться недостатком: Эд просто двигает историю, постепенно расшифровывая тайну простых чисел. За обаяние и человечность отвечает Квинтесса Суинделл. Ее Тайла — динамичная, жесткая, но не лишенная внутреннего конфликта героиня. В отличие от Эда, она не просто с тяжелым вздохом реагирует на события, а активно действует, пытаясь как защитить математика, так и разобраться в собственных мотивах. Сидсе Бабетт Кнудсен и Дэвид Моррисси расширяют историю, но их линии раскрываются не полностью. Особенно жаль, что профессор Маллиндер, намеченный как потенциально сложный антагонист, слишком быстро покидает сцену.
«Опасные числа», очевидно вдохновленные «Игрой разума», «Кодом да Винчи» и шпионскими франшизами вроде «Идентификации Борна», — одновременно интеллектуальный триллер и конспирологический боевик. Однако, несмотря на поначалу захватывающее повествование, сериал не всегда выдерживает баланс: в какой-то момент наука отходит на второй план, уступая место традиционным шпионским погоням и перестрелкам.
А еще «Опасные числа» не лишены жанровых условностей. Отсутствие вдумчивых объяснений математических уравнений и спокойные перемещения преследуемых героев по миру временами заставляют испытывать недоверие к истории. Однако в рамках жанра подобные допущения могут работать: предполагается, что зритель ищет прежде всего развлекательное зрелище, а не доказательства научных гипотез. Другой спорный момент — неравномерность темпа. Сериал захватывает в начале, но к середине немного теряет динамику. Когда становится ясно, какие силы действуют в сюжете, интрига ослабевает, а финальный акт уже не так поражает неожиданными поворотами.
«Опасные числа» — точно не шедевр в духе «Шерлока» или «Идентификации Борна», но достойный представитель жанра, даже если он не всегда оправдывает собственную амбициозность.