Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Обзоры

«Анора» против «Эмилии Перес»: кто может победить на «Оскаре»-2025

Оскаровская гонка в этом году неоднозначная. В ней нет явных фаворитов, как во время «Барбенгеймера» в прошлом наградном сезоне, поэтому среди журналистов, экспертов и всевозможных наград наблюдается разброд и шатание. Не очень помогают прояснить ситуацию и многочисленные скандалы в медиа, поставившие судьбу некоторых номинантов под сомнение. 

Добавить в закладки
«Анора» против «Эмилии Перес»: кто может победить на «Оскаре»-2025

Больше всего номинаций — 13 — на «Оскаре»-2025 собрал мюзикл «Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара, установив новый рекорд для фильма на иностранном языке и обойдя «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Энга Ли и «Рому» Куарона с 10 номинациями. За работой Одиара следуют с 10 номинациями трехчасовой «Бруталист» Брэйди Корбе, особо полюбившийся критикам, и «Злая», вернувшая Голливуду веру в «большое» кино.

У «Никому не известного» Джеймса Мэнголда, который относительно поздно вклинился в оскаровскую гонку, а также у «Конклава» Эдварда Бергера по 8 номинаций, а у «Аноры» Шона Бейкера, которая, наоборот, ставит на игру вдолгую, — 6 номинаций. Все вышеперечисленные работы номинированы в категории «лучший фильм» и являются главными фаворитами премии.

Селена Гомес в роли Джесси дель Монте на кадре из фильма «Эмилия Перес»

Селена Гомес в роли Джесси дель Монте на кадре из фильма «Эмилия Перес»

При этом с инклюзией и diversity у «Оскара», несмотря на провозглашенную политику, по-прежнему не очень. Так, Корали Фаржа с боди-хоррором «Субстанция» стала единственной женщиной в категории «лучший режиссер». При этом почти в каждой актерской номинации хватило места для чернокожего актера: Синтию Эриво в «Злой» номинировали как лучшую актрису, Колмана Доминго в «Синг Синг» — как лучшего актера, а Зои Салдану в «Эмилии Перес» — за лучшую роль второго плана. 

Эдриен Броуди в роли Ласло Тодда на кадре из фильма «Бруталист»

Эдриен Броуди в роли Ласло Тодда на кадре из фильма «Бруталист»

Зато в этом году на премии много «новичков». В первый раз номинацию на «Оскар» получила Деми Мур за «Субстанцию» и Изабелла Росселлини за роль в «Конклаве». Испанка Карла София Гаскон стала первой трансгендерной женщиной с номинацией на «Оскар». В то же время бразильянка Фернанда Торрес стала второй бразильской актрисой, номинированной как лучшая актриса, вслед за своей матерью Фернандой Монтенегро, получившей номинацию за фильм «Центральный вокзал» в 1999 году. И, наконец, Юра Борисов стал первым российским актером, номинированным на «Оскар». До него этой чести удостоился Михаил Барышников за роль в картине «Поворотный пункт» 1978 года.

Майки Мэдисон в роли Аноры на кадре из фильма «Анора»

Майки Мэдисон в роли Аноры на кадре из фильма «Анора»

Довольно интересным оказался и разброс по студиям. Распределение сил медленно, но меняется. Если десять лет назад на «Оскарах» стабильно доминировал Disney, то несколько лет назад его заменил Netflix. В этом году стриминговый гигант тоже в лидерах, у него 16 номинаций. Но сразу за ним следует студия A24. У главного игрока независимого кино 14 номинаций, что само по себе удивительно и становится доказательством того, что американская академия все больше уделяет внимания более скромным проектам вне традиционной студийной системы. Этот тренд начался во время пандемии и становится все заметнее.

Предсказания

На победителей «Оскара» можно гадать несколькими способами, хотя даже они дают сбой. Прежде всего, лауреат в категории «лучший фильм» должен был обязательно быть отмеченным в режиссерской номинации. Согласно этой логике, из претендентов на главную награду сразу можно убрать «Конклав», «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса, «Мальчишек из Никеля» Рамелл Росса, «Злую» Джона М. Чу и «Дюну 2» Дени Вильнева. Взять главный «Оскар» без режиссерской номинации за всю историю кинонаграды удалось всего шесть раз — в последний раз такими фильмами оказались «Зеленая книга» Питера Фаррелли в 2019 году и «КОДА: ребенок глухих родителей» Шан Хейдер.

Рэйф Файнс в роли Томаса Лоуренса на кадре из фильма «Конклав»

Рэйф Файнс в роли Томаса Лоуренса на кадре из фильма «Конклав»

Раньше еще одной подсказкой были «Золотые глобусы», но после скандала с Голливудской ассоциацией иностранной прессы, ответственной за награду, она перестала влиять на академиков. В любом случае на «Глобусах» победил один из фаворитов оскаровской гонки — «Бруталист» Брэйди Корбея. В то же время на еще одной популярной награде, премии BAFTA, победил «Конклав». На британскую премию тоже привыкли обращать внимание, потому что какая-то часть ее членов также состоит в американской академии. Насколько она большая, правда, никому не известно. Совпадения между победителями британской премии и «Оскара» действительно были, но далеко не всегда. Например, тот же Эдвард Бергер, который выиграл BAFTA с «На Западном фронте без перемен» в 2022-м, проиграл «Все везде и сразу». 

«Глобусы» и BAFTA — это, конечно, хорошо, но реальным весом обладают прежде всего награды голливудских гильдий, которые занимают большинство в академии. И, по мнению гильдий, безусловным фаворитом является победитель Каннского фестиваля «Анора» Бейкера. Фильм стал победителем премии Гильдии продюсеров (PGA), что является чуть ли не обязательным условием для победы на «Оскаре». За 46 лет существования премии она не угадала победителя «Оскара» только десять раз. В последний раз статистику подпортили «Паразиты» Пон Джун Хо, которым проиграл «1917» Сэма Мендеса.

Деми Мур в роли Элизабет Спаркл на кадре из фильма «Субстанция»

Деми Мур в роли Элизабет Спаркл на кадре из фильма «Субстанция»

Еще одна значимая награда — премия Гильдии режиссеров (DGA), где победил Шон Бейкер. C 1948 года мнение Гильдии режиссеров не совпало с мнением академиков в номинации «лучший режиссер» на «Оскаре» только восемь раз. В последний раз аномалией снова стал Пон Джун Хо. Более того, «Анора» взяла приз за оригинальный сценарий на премии Гильдии сценаристов (WGA), что делает ее почти непобедимой. Единственным фильмом, который победил во всех вышеперечисленных премиях гильдий, но не смог взять главный «Оскар», стала «Горбатая гора».

Такие высокие шансы «Аноры» будет сложно чем-то перебить. Последний бастион, который нужно взять фильму, — премия Гильдии актеров (SAG), которая пройдет 23 февраля. За всю 30-летнюю историю SAG она не угадала победителей «Оскара» 14 раз, что при проигрыше «Аноры» все-таки создает какую-никакую интригу, но при ее победе, скорее всего, указывает на безоговорочный триумф фильма Бейкера. 

Актеры

С большинством актерских номинаций все более или менее понятно. На протяжении всего наградного сезона большинство наград собирали Эдриан Броуди за «Бруталиста» как лучший актер, Киран Калкин за «Настоящую боль» как актер второго плана и Зои Салдана за «Эмилию Перес» как актриса второго плана. Они выиграли «Золотой глобус», BAFTA и Critics Choice. И как бы ни хотелось поболеть за Юру Борисова, его шансы на выигрыш минимальны. Но, как говорят в таких случаях, номинация на «Оскар» — это уже большая честь.

Колман Доминго на кадре из фильма «Синг-синг»

Колман Доминго на кадре из фильма «Синг-синг»

В то же время с номинацией «лучшая актриса» все не так просто. Деми Мур выиграла «Золотой глобус», а Майки Мэдисон, для которой «Анора» стала первой главной ролью в полнометражном фильме, — BAFTA. Поэтому вопрос состоит в том, кому академики отдадут предпочтение — яркой дебютантке из всеми любимого фильма или ветерану Голливуда, которая за свою сорокалетнюю карьеру не удостаивалась ни одной крупной награды. 

Велика вероятность, что голосующие отдадут предпочтение Мур. Уж больно Голливуд любит красивые хеппи-энды со слезливой благодарственной речью и стоячими овациями. Отдать «Оскар» 62-летней Мур, возродившей свою карьеру, — это красиво. А Майки Мэдисон слишком молода, чтобы быть отмеченной академиками, и это ее первая заметная роль. Ей еще предстоит доказать себя, и номинация на «Оскар» является отличным для этого подспорьем. Еще один конкурент Мур — бразильянка Фернанда Торрес, которая, к всеобщему удивлению, выиграла на «Золотом глобусе». Номинация «Я все еще здесь» в категории «лучший фильм» тоже играет ей на руку, так как означает, что академики заметили и оценили фильм. Чуть больше ясности внесет премия Гильдии актеров, которую вручат в это воскресенье.

Синтия Эриво в роли Эльфабы на кадре из фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада»

Синтия Эриво в роли Эльфабы на кадре из фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада»
Текст: Тамара Ходова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?