После выявления лучших фильмов года настало время поговорить о худших картинах. Отечественные драмы и космические саги, блокбастеры Marvel и библейские истории — все в нашем списке главных разочарований 2019-го.
Фильмы новой диснеевской трилогии и раньше получали шквал зрительской и журналистской критики, но последняя часть, кажется, побила все рекорды. Не сказать, что несправедливо: «Скайуокер. Восход» кишит глупыми ретконами, эксплуатацией ностальгических чувств и является абсолютно невзрачным и компромиссным завершением саги. Видимо, всё ради того, чтобы фанаты окончательно не махнули рукой на франшизу, но по иронии судьбы студийные боссы получили обратный эффект.
Неубедительный сольник Marvel, который наступает на все грабли супергеройского кино. Если раньше посредственные фильмы вселенной могли выручить хотя бы харизматичные актёры, то в «Капитане Марвел» на переднем плане невыразительная Бри Ларсон, которая, очевидно, на роль героя дня не тянет. Ленивое воплощение эстетики 90-х, шаблонная арка персонажа и полная зависимость от контекста вселенной Marvel, из-за которой фильм почти не работает как самостоятельное произведение, — вместо новой «Чудо-женщины» зрители получили посредственный эпизод сериала.
Отечественная фантастика, которая пытается дать сотый непрошеный ответ Западу, хотя на самом деле собирает все клише жанра и становится копией неумелых копий. Герои здесь говорят мотивационными фразами, а сюжет вторит неудачным подростковым антиутопиям. Графику наши кинематографисты, может, и научились делать, а вот снимать кино по инструкции к полуфабрикатам ещё предстоит разучиться.
Ещё одна часть «Терминатора», игнорирующая продолжения, должна была стать дефибриллятором для всей франшизы, но создатели перестарались и сиквел, скорее всего, станет последним гвоздём в гробу. Решив, что было бы здорово запихнуть в историю как можно больше гэгов и неудачных решений из продолжений, студия сняла политкорректный фанфик. Надеемся, на этот раз последний.
Попытка сделать неоднозначную историческую драму про конфликт декабристов и власти, в которой не оказалось бы правых и виноватых, обернулась провалом. Конечно, были в этом году фильмы и хуже, но по соотношению амбиции-реализация «Союз спасения» заслуживает места в списке. Гигантский бюджет, государственная поддержка, большие актёры и актуальная тема протеста, которая должна была быть подрезюмирована в финале, — всё это, как в неудачном фокусе, превратилось в визуально эффектную, но сценарно ужасную драму с обилием бесполезных персонажей и обрывистым повествованием. А императоры, очевидно, оказались привлекательнее пустых революционеров.
Избыточная библейская экранизация, которая очень напоминает телевизионную мыльную оперу. Спотыкаясь об одни и те же драматургические ошибки, авторы не замечают, как превращают концептуально любопытный апокриф в дешёвую пародию на Библию. И это кино даже не из разряда «так плохо, что хорошо» — скорее так плохо, что невыносимо.
Даже если не обращать внимания на неудачное воплощение феминистской проблематики, которой фильм сам противоречит, подчеркивая сексуальность героинь и поддерживая гендерные стереотипы про каблучки и макияж, это всё равно очень плохой экшен. Концептуально многие сцены и детали выглядят любопытно (погоня за негодяями на коне, выдвижной пулемёт в машине), но реализация, как всегда, невыносимая. Если бы постановкой фильма занималась не Бэнкс, а кто-то с более самоироничным взглядом, возможно, провала можно было бы избежать.
Фильм некогда молодого дарования Ксавье Долана, насквозь пропитанный инфантилизмом и с каждой минутой действия превращающийся в поток ссор, слёз и соплей. Причём даже эти эмоции здесь выглядят фальшиво, неискренне. Это кино — квинтэссенция самых раздражающих черт режиссёра и, пожалуй, самая утомительная и глупая драма года.
Но бесславно завершили историю не только последние «Звёздные войны». «Тёмный Феникс», ставший финальным фильмом Fox о Людях Икс, провалился в прокате и получил звание чуть ли не худшего эпизода франшизы. Правда, в отличие от картины Абрамса, это кино даже не может эффектно закрыть арки персонажей. Отработанный шаблон с мутантами, которые объединяются против общей угрозы, даже пытаются нагрузить психологическими перипетиями, но и такие благие намерения терпят крах в этом необязательном дополнении к основной истории.
Первая часть слэшера в духе «Дня сурка» — пускай и с оговорками — была оригинальным и эффектным фильмом, справедливо снискавшим зрительскую любовь. Однако сиквел начинает мешать в кучу путешествия во времени, пафосную драматическую линию с умершими родственниками и глупые шутки молодёжных комедий, поэтому шарм оригинала исчезает очень скоро. Вторая часть вышла настолько плохой, что по ней можно написать пособие «Как не надо снимать сиквелы».