К картинам кинематографической вселенной Marvel можно относиться по-разному, некоторые вообще не признают их за фильмы в традиционном смысле, но обвинения их в поверхностности беспочвенны
Свобода владения оружием
С высоты двух десятков вышедших на экраны картин о Мстителях «Железный человек 2» сегодня выглядит довольно слабо – не особенно впечатляющий злодей, сомнительные сюжетные ходы и очевидная тяжесть успеха первого фильма тянут Тони Старка на дно. Однако с точки зрения скрытых смыслов кино бьет мощнее молота Тора, ведь косвенно в ленте поднимается одна из краеугольных проблем современного общества – право свободного владения оружием. Вспомните, Старка в фильме вызывают в Конгресс и требуют отдать костюм государству, потому что подобные изобретения должны находиться в его монопольном пользовании. Тони отказывает, аргументируя тем, что броня служит ему в качестве системы жизнеобеспечения. Да и вообще, по его мнению, наличие такого оружия отпугнет врагов Америки, ведь противопоставить ему другим странам нечего. Впрочем, тут же следует сцена, во время которой Старк на вечеринке выпивает лишнего и начинает палить куда попало так, что его приходится останавливать силой. Так что же такое доступное оружие – защита или опасность для окружающих? Железный человек не дает ответов, вы должны решить сами.
Война ради обогащения
Триквел «Железного человека» – наиболее прямолинейный в своих высказываниях фильм, здесь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы прочитать критику в адрес военно-промышленного комплекса США, ведущего, по мнению авторов, войны с той лишь целью, чтобы получать от государства все большие и большие бюджеты. В стремлении богатеть на крови главный злодей не стесняется в средствах, бросая в топку бывших военных, не нашедших себе места в мирной жизни. Так зацикливается насилие – терроризм требует войн, войны порождают социальное неравенство, неравенство оборачивается террором. За последние годы «Железный человек 3» стал одним из самых острых критических высказываний о войне в Ираке и политике Штатов на Ближнем Востоке вообще, однако часть зрителей это воззвание считать не смогла.
Теневое правительство
Люди в мире делятся на две категории – для одних любые измышления на тему тайного правительства, управляющего миром, являются абсурдом, другие искренне верят, что над любой государственной властью существует таинственный орден (рептилоидов, ротшильдов, веганов – выбирайте любой по своему вкусу), управляющий человечеством. Marvel с удовольствием включилась в эту игру, продемонстрировав во втором сольном фильме о Капитане Америка, что США действительно оказались под влиянием Гидры, тайной организации, ведущей свою родословную из Третьего рейха. Целью этого секретного правительства становится даже не власть в стране, в конце концов щупальца Гидры давно проникли на самый верх, а запуск в эксплуатацию оружия, которое будет уничтожать любого, кто посмеет помешать его планам мирового господства. Классическая теория заговора, которую пытается разрушить Стив Роджерс, интересна еще и тем, что указывает на саму Marvel – комиксы постепенно вытеснили почти всех конкурентов из кинотеатров, захватив власть над умами зрителей. Мы все в опасности!
Кто защитит обычного человека?
Как бы стороны ни пытались сохранять на публике видимую лояльность друг к другу, незримое противостояние Marvel и DC всегда будет оставаться в подогретом состоянии – конкурентная борьба, имеющая историю в десятки лет, не может просто так прекратиться. Да, до открытых конфликтов дело не доходит, но при любой возможности компании тыкают друг друга острой палкой – так, существует мнение, что «Эра Альтрона» в некоторой степени демонстрирует принципиальное отличие в отношении двух издательств к своим супергероям, а главное – к обывателям. Мстители во втором своем кроссовере отчаянно борются за жизни простых людей, ведь Альтрон намерен уничтожить целый город и окрестности – в то же время в вышедшем в тот же год «Человеке из стали» Супермен крушил Метрополис, ничуть не заботясь о «сопутствующих потерях», их позже пришлось «оплакивать» Брюсу Уэйну. Всем этим Marvel словно еще раз показала, что их комиксы – о героях, спасающих вас, а комиксы конкурентов – о героях, пускающих вас в расход.
Пакт 9/11
«Противостояние» не зря называют «Мстителями 2,5» – на экране сошлось больше супергероев, чем в первом и втором официальных кроссоверах Marvel. И свели всех их вместе не случайно, Мстители должны обсудить важный вопрос: согласиться на ограничение своих свобод ради государственной безопасности или сохранить свободу, отказав правительствам в доверии. Каждая сторона имеет сильные аргументы, с которыми трудно не согласиться, тем более что дискуссия их живо напоминает дебаты, охватившие США после событий 11 сентября 2001 года. Тогда часть населения согласилась с ужесточением контроля на всех уровнях ради борьбы с внутренним терроризмом, но другие посчитали ущемление свобод слишком высокой ценой за сомнительную безопасность. Братья Руссо, кстати, однозначного ответа на этот вопрос не дают, и это логично, ведь общество до сих пор не пришло к обоюдному согласию в отношении этой темы.
Экономика убивает человека
Очередная перезагрузка экранного Человека-паука у большинства зрителей ассоциируется с долгожданным воссоединением самого популярного супергероя Marvel с Мстителями, но те, кто копает глубже, наверняка обратили первоочередное внимание на злодея из этого фильма, ведь он как минимум нетривиален. Стервятник Майкла Китона в этом фильме – средний белый мужчина, который в результате потери работы озлобляется на остальной мир и пытается компенсировать неудачи самым жестоким образом. Обратите внимание, с какой легкостью столкнувшийся с временными трудностями герой переходит на Темную сторону Силы – он не пытается подняться, он желает ударить в ответ. Многие увидели в этом аллюзию к современным белым мужчинам Америки, проголосовавшим за Трампа на выборах, – столкнувшись с экономическим кризисом, они озлобились и «отомстили» демократам.
Эра антиколониализма
Хотя многим поклонникам комиксной кинофраншизы Marvel третий сольный фильм о боге грома Торе из Асгарда скорее запомнился шутками и энергичным экшеном, сравнимым по энергетике со «Стражами галактики», в этой картине куда больше смысла, чем принято считать. «Рагнарек» – это прежде всего лента о том, к чему приводит колониальная политика, и о разрушительной системе выкачивания ресурсов у своих союзников в пользу единого центра. Асгард, так называемый центр Свободного мира, на самом деле построен на постоянном завоевании и угнетении других планет и миров, на сверхцентрализации власти и жестоком контроле над сателлитами. В какой-то момент эта система дает сбой и оборачивается против самого Асгарда. Тор в этом фильме осознает, что вся слава и богатство его семьи завоеваны в кровавых битвах, но эти победы не несут мира, они хороши лишь до тех пор, пока на пути не встретится соперник сильнее тебя. С этого момента мы видим нового Тора – борца за слабых и угнетенных, борца с колониалистом Гроссмейстером.
Черные вне Африки
О том, что «Черная пантера» – один из главных афроамериканских фильмов XXI века, а может быть, даже и во всей истории кино, написано уже немало, но упомянуть об этом еще раз лишним не будет. Тем более что упор мы хотим сделать не на том, что Ваканда – это метафора истоков человечества, и не на том, что всем нам принесла культура афроамериканцев, а на скрытых мотивах Килмонгера, противостоящего королю Т’Чалле. Главный злодей картины не выглядит конченым негодяем, если смотреть на него сквозь призму одиночества и вынужденной оторванности от его культуры. По сути, Эрик – сирота, который остался вдали от родины, лишился привычной культуры, утратил все связи. Он страдает, и он решает отомстить за свои страдания, сделав больно тем, кто не пришел ему на помощь, когда в этом была нужда. Именно поэтому в своем путешествии в мир духов Килмонгер видит только своего отца – он оторван от дома, от Африки, он бесконечно одинок. И этим демонстрируется трагедия отрыва чернокожих американцев от исторической родины – они лишаются чего-то важного, без чего трудно жить.