Лучшее на DVD: жестокая социальная драма Брюно Дюмона «Жизнь Иисуса», коэновский триллер «Старикам тут не место» и грустная комедия Отара Иоселиани «Утро понедельника».
«Жизнь Иисуса»
Франция, 1997
Режиссер: Брюно Дюмон
В ролях: Давид Душе, Маржори Коттрель, Кадер Шаатуф
Язык: русский, французский
Звук: DD 2.0
Субтитры: Русские
«Кармен Видео»
Дебютная лента Брюно Дюмона «Жизнь Иисуса» о социальной несправедливости и расизме была удостоена специального приза «Золотая камера» в Каннах и премии Жана Виго.
Юный Фред – эпилептик, что не мешает ему гонять с друзьями на мопеде и ненавидеть арабов. К девушке Фреда начинает проявлять интерес арабский мальчик Кадер. Ревность и расизм выливаются в страшную трагедию.
Философ по образованию, режиссер Брюно Дюмон совсем не склонен к абстракциям. Его кино жестоко и физиологично, от чего невольно поморщится даже искушенный киноман. А сцены секса изображены в таких ужасающих подробностях, что хочется зажмурить глаза, наощупь выдернуть DVD из привода и зарядить туда нормальный, здоровый порнофильм. Среди звуков в фильме преобладают два: пение птиц и рев двигателя. Похожим образом созидание и разрушение сочетаются и в поступках подростков: Фред изувечивает беззащитного араба примерно с тем же механическим остервенением, с каким занимается любовью со своей подружкой.
Но, несмотря на простоту сюжета, фильм просто ломится от философических подтекстов, к числу которых можно отнести и название картины. Иисус упомянут в фильме единожды, всего в одной фразе: «Ты видел, что на плакате? Это история одного мужика, который воскрес».
«Старикам тут не место» /No Country for Old Men/ (2007)
США, 2007
Режиссеры: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин
Язык: русский, английский
Звук: DD 5.1
Субтитры: русские, украинские
Universal Pictures Russia
Безупречная экранизация книги Кормака МакКарти «Старикам тут не место» похожа на сеанс коллективной медитации на тему насилия, не все участники которой останутся в результате живы. Под простым и ясным сюжетом кроются бездны экзистенции.
Техас, 1980-й год. Простой сварщик Мосс натыкается на следы разборок наркодилеров. Среди трупов людей и питбулей, расстрелянных легковушек и набитого героином грузовика он находит приятный чемоданчик с двумя миллионами наличности. На чемоданчик, однако, претендует и наемный киллер, убивающий не столько из алчности, сколько ради принципа, известного только ему. Суета вокруг чемодана развязывает инстинкты, остановить которые не под силу даже старому шерифу Бэллу.
Подытоживая происходящее на экране, наиболее уместным окажется слово «азарт», но как-то виртуозно разделенный Коэнами на отрицательный коэффициент той самой коллективной медитации на тему насилия, во время которой кое-кому придется принять смерть от устрашающего баллона со сжатым воздухом для забоя скота. В какой-то момент нескончаемой погони друг за другом героям становятся важны ни деньги, ни даже их собственные жизни, а сам процесс, напоминающий, вообще-то говоря, всего лишь круговорот живого и мертвого мяса на животноводческой ферме, на которую так похож этот алчный и пустынный мир, в котором старикам, естественно, не место.
Бонусы: «Как создавался фильм», «О работе с братьями Коэнами», «Дневник шерифа».
«Утро понедельника» /Lundi matin/ (2002)
Франция-Италия, 2002
Режиссер: Отар Иоселиани
В ролях: Эммануэль Де Шавиньи, Нарда Бланше, Жак Биду
Язык: русский, французский
Звук: DD 5.1, Dolby Digital 2.0
Субтитры: русские
Cinema Prestige
Отар Иоселиани предпочитает снимать непрофессионалов, тщательно выбирает детали и очень не любит крупный план. Не стало исключением и «Утро понедельника», завоевавшее приз ФИПРЕССИ и «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Венсан работает сварщиком на крупном предприятии. Утром он садится в старенький «пежо», едет на работу, в спешке докуривает сигарету у проходной и весь оставшийся день варит металлическую арматуру. Нехитрая процедура повторяется изо дня в день, из года в год. От рутины не спасает даже дом, где всем наплевать на главу семейства. Венсан решает остановить колесо судьбы и крутануть его в другую сторону: берет, и укатывает ни с того ни с сего в Венецию. Но и среди ренессансных дворцов, каналов и гондол царит все та же скука, уныние и пустота. Не солоно хлебавши, Венсан возвращается к семье и сварке.
Давнишний переезд во Францию не заставил Иоселиани изменить своим корням и традициям – по его собственным словам, для него абсолютно не важно, в каком месте снимать кино. В этом смысле режиссер сам напоминает своего сварщика, укатившего в другие, прекрасные края. Что в Венеции, что во Франции вопрос «а где же чудо?» остается тем же. Чуда нет, есть мудрый пессимизм, разочарование как в чужеземной реальности, так и в родной грузинской (несколько пьяное «Алаверды» в картине звучит вялым, ностальгическим отголоском душевных распевов из лучшего фильма Иоселиани «Жил певчий дрозд»). Но даже при такой невеселой точке зрения на мир, Иоселиани остается все тем же ироничным грузином, поднимающим тост за мечтательного сварщика с его суетой сует.