Быть узнаваемым, достойно зарабатывать, получать кинопремии – хорошо. Стать персонажем интернет-мема – бесценно
Лоуренс Фишберн – «А что, если я скажу тебе, что…»
Если кому-то требуется открыть глаза на некий очевидный факт, удобнее всего будет вложить это откровение в уста Морфеуса. Его все знают, он умен, уверен в себе, обладает фактурной внешностью и, что особо важно для персонажа интернет-мема, прячет во взгляде явную насмешку. А что герой Лоуренса Фишберна никогда не произносил в знаменитой «Матрице» братьев Вачовски фразу «А что, если я скажу тебе, что…» – это в конце концов не так уж и важно. Может, и не произносил, но наверняка он так думал.
Часто те, кто хочет создать очередную картинку на заданную тему, помещают на нее не Фишберна, а какого-нибудь другого известного актера, но чтобы соль исходной шутки оставалась понятной, он, как и Морфеус, должен быть в темных очках.
Пример: «Что, если я скажу тебе, что тебе не обязательно выкладывать в инстаграм все, что ты ешь?»
Шон Бин – «Нельзя просто так взять и…»
В первой части кинотрилогии «Властелин Колец» (и соответственно во втором томе одноименной книги) Элронд говорил Боромиру, что «нужно пронести кольцо в самую глубь Мордора и бросить в огненную бездну, отколь оно произошло». Тот отвечал: «В Мордор нельзя просто войти. Его черные врата охраняют не только орки. Там обитает зло, не знающее сна. Постоянно бдит Великое Око. Там прожженная, обугленная, пыльная пустошь. Там воздух — ядовитый смрад. Этого не перенесут и десять тысяч мужей. Это безумие». Из ответа родился популярный мем, и с 2004-го по 2012 год фанаты Толкиена активно шутили на интернет-форумах на тему того, чего еще нельзя делать с Мордором. Перебрав все возможные варианты и исчерпав тему Мордора, пользователи перевели юмор в более общую плоскость: «Нельзя просто взять и…» – в этом виде мем и обрел сегодняшнюю популярность. В качестве иллюстрации чаще всего используется кадр из соответствующей сцены с Шоном Бином, делающим пальцами колечко. Вместо Бина может быть вклеена чужая голова, но пальцы колечком всегда оставляются – чтобы было ясно, откуда у шутки, пардон за каламбур, ноги растут.
Пример: «Нельзя просто так взять и не попробовать картошку со сковородки, пока хозяин кухни не видит».
Майк Майерс – «Я тоже люблю рисковать»
В комедии 1997 года персонаж Майка Майерса, британский суперагент Остин Пауэрс, садился играть в карты с одноглазым злодеем Номером 2. В процессе общения партнер-мошенник объявлял, что любит рисковать, Пауэрс в ответ спешил заверить его, что тоже жить не может без риска, – и немедленно проигрывал. Этот диалог так и остался бы малозначимым сюжетообразующим звеном в полузабытой ленте ушедшего века, если бы в 2012 году пользователь ресурса Reddit под ником Kcazaa не вывесил в Сеть скриншот с ухмыляющимся Пауэрсом и подписью «Я тоже люблю рисковать», породив волну шуточных подражаний, которая позже разнесла фразу о любви к риску по всей Сети. Сегодня к услугам Пауэрса обращаются, когда требуется указать кому-то на его самонадеянность, которая, скорее всего, будет наказана.
Пример: «Я вижу, ты решил почесать брюхо спящему коту. Я тоже люблю рисковать».
Марлон Брандо – «Ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь мне дружбу, ты даже не называешь меня крестным»
В экранизации знаменитого романа Марио Пьюзо «Крестный отец» есть сцена, в которой Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо сурово отчитывает могильщика Америго Бонасера. Тот явился к дону с просьбой покарать двоих оправданных американским судом молодых людей, избивших и пытавшихся изнасиловать его дочь. «Ты нашел в Америке рай: у тебя хорошо шел бизнес, тебя защищала полиция, и тебе не нужны были такие друзья, как я, – отвечает мафиози презрительно. – А теперь ты приходишь ко мне и говоришь: “Дон Корлеоне, я хочу справедливости”. Но ты просишь без уважения, не предлагаешь дружбы. Тебе и в голову не пришло назвать меня крестным. Нет, ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня об убийстве за деньги».
Интернет-юмористы смекнули, что укороченный и помещенный в разные контексты монолог Вито Корлеоне может служить неисчерпаемым источником шуток, в результате чего социальные сети наводнили коллажи с персонажем Брандо, брезгливо отмахивающимся от любых просьб (будь то просьба вынести мусор, передать за проезд, сообщить, который час, или приступить к выполнению работы). Дон Корлеоне хорош для иллюстрирования ситуаций, когда человека недостаточно вежливо просят проделать что-то, что он не считает своей обязанностью, – но если отнестись к нему с должным уважением, он готов сменить гнев на милость. Америго Бонасера, как известно, получил то, о чем просил, лишь после того, как согласился признать, что теперь он должник дона Корлеоне.
Пример: «Ты просишь меня сдать конспект на проверку, но ты просишь об этом без уважения».
Джин Вайлдер – «Снисходительный Вонка»
Бывает, что мемом становится не цитата, а фото киногероя, удачно подходящее для демонстрации какой-нибудь эмоции. В номинации «снисходительность» первое место занимает герой мюзикла 1977 года «Вилли Вонка и шоколадная фабрика». В экранизации повести Роалда Даля эксцентричный кондитер Вилли Вонка устраивает детям и их родителям экскурсию по своей фабрике и показывает новейшие сладкие изобретения, находящиеся в стадии тестирования, – «вечный леденец», «волосатые ириски» и пр. Осенью 2011 года кто-то заскриншотил хитрое выражение лица актера Джина Вайлдера, и выяснилось, что с его помощью очень удобно высмеивать наивность и глупость. Часто изображение Вонки сопровождается короткой подписью в духе: «Ну-ну, продолжай…» и в таком виде публикуется в комментариях к чепуховым постам, но может содержать и развернутую критику в адрес недалекого собеседника. В общем, если кто-то показывает вам Джина Вайлдера в цилиндре и бабочке, есть опасность, что он вас не уважает.
Пример: «Ты только что закончил школу? Наверное, все на свете теперь знаешь!»
Джон Гудман – «Сердитый Уолтер»
Этот мем обязан своим происхождением фильму братьев Коэн «Большой Лебовски». Персонаж черной комедии 1998 года боевитый толстяк по имени Уолтер Собчак (Джон Гудман) так распереживался из-за того, что один из его соперников по игре в боулинг заступил за линию, что выхватил пистолет с криком: «Я здесь что, единственный, кому не насрать на правила?» Начиная с 2012 года картинка с Собчаком помогает всем критически настроенным сетевым нонконформистам, не согласным с мнением большинства, озвучивать непопулярные мнения и возмущаться по поводу того, что никто не хочет признать очевидное. Собчак активно размножается в соцсетях – ведь в Интернете всегда хоть кто-нибудь да неправ.
Пример: «Я здесь что, единственный, кто считает Уилла Феррелла паршивым комиком?»
Дуэйн Джонсон – «Скала-таксист»
В приключенческом сай-фае по мотивам романа Александра Ки «Ведьмина гора» Дуэйн Джонсон играет таксиста-наудачника Джека Бруно. Однажды Бруно обнаруживает на заднем сиденье своего автомобиля двоих детей с паранормальными способностями (Анна-София Робб и Александр Людвиг), и выражение лица у него при этом делается такое, что без последствий это остаться не могло: после выхода «Ведьминой горы» в прокат кто-то из зрителей решил нарезать скриншотов и превратить сцену из фильма в онлайн-комикс. Шутка разбежалась быстро по Мировой паутине. Схема комикса стандартна: Скала что-то спрашивает (обычно: «Куда едем»?), получает с заднего сиденья некий шокирующий ответ и оборачивается с гримасой недоверия.
Мем получил распространение на многих языках, в Фейсбуке существуют целые сообщества, посвященные ему, а в последнее время, чтобы расшевелить угасающую популярность небритого таксиста, сетевые комиксоделы стали ваять «кроссоверы» и вместо детей начали сажать в машину к Джонсону персонажей других известных мемов.
Пример: «Скала: Куда едем? – Ответ: В Южное Бутово! – Скала: ???»
Леонардо Ди Каприо – «Остров проклятых»
Леонардо Ди Каприо породил, пожалуй, больше мемов, чем любой другой актер. Началось все с массовых перепостов слащавой фотографии юного Лео из «Титаника» (1997), на которой его персонаж подвергался всестороннему вышучиванию. Далее было массовое увлечение «фотожабами», когда изображение весело шагающего куда-то Ди Каприо имплантировалось в самые разные бэкграунды. После «Великого Гэтсби» (2013) фото актера, поднимающего бокал, стало удобным шаблоном для провозглашения каких угодно тостов, а после «Начала» (2010) модной темой для «фотожаб» сделался диалог Ди Каприо с Киллианом Мерфи в картинках (актеры обмениваются фразами, после ответа Киллиана Лео щурится).
Но наибольшую славу стяжал «комикс», сделанный из кадров «Острова проклятых» (2010): персонажи Ди Каприо и его напарника Чака Оула обсуждают какую-то тему, Оул пытается шутить, вместо ответа хмурый Лео корчит тоскливую мину. Диалог двух мужчин в шляпах оказался универсальной формой, в которую можно упаковать любую злобу дня – от мерзкой погоды до проигрыша любимой команды. Высокая популярность мема привела к тому, что умельцы отрисовали его, превратив из самодельного во вполне настоящий комикс.
Пример: «Оул: В каком городе живешь? – Ди Каприо: В Тольятти. – Оул: Это в Италии? – ДиКаприо: …!!!»
Киану Ривз – «Грустный Киану», «А что, если?..»
Летом 2010 года Интернет облетело фото Киану Ривза – небритого, очень скромно одетого, понуро поедающего сэндвич на скамейке в парке. Сделанный парарацци снимок распространялся с душераздирающим текстом в нагрузку: «Отец оставил семью, когда ему было 3, и с тех пор никогда не общался с ним. Его мать была замужем шесть раз. Из-за переездов учился в разных школах. В детстве страдал дислексией. Мечта стать хоккеистом испарилась после травмы. Бросил школу, чтобы стать актером. Дочь умерла, не родившись. Мать дочери умерла в аварии. Никогда не был женат. Избегает отношений. Атеист. Отказывается от больших ролей, если считает, что персонаж слишком жесток. Урезал свой гонорар за съемки в фильме The Replacements, чтобы там мог сняться Джин Хэкмэн. Ранее урезал свой гонорар на $2 миллиона, чтобы Аль Пачино смог сыграть в фильме «Адвокат дьявола». Большинство своих доходов жертвует благотворительным фондам и обслуживающему персоналу, занятому на съемках. Его лучший друг — его сестра. Она больна лейкемией, и все оставшиеся деньги он тратит на оплату ее медицинских счетов, зарабатывая деньги игрой на гитаре».
На самом деле актер так готовился к роли наркомана в артхаусной драме «Трое в Нью-Йорке», но многие сердобольные интернет-пользователи поверили, что Киану не следит за собой, потому что пребывает в затяжной депрессии, и долго обсуждали этот факт – в Фейсбуке даже появилось сообщество «Подними настроение Киану Ривзу». Параллельно нашлось много шутников, отфотошопивших снимок с небритым актером – его сажали на скамейку к Форресту Гампу, делали членом компании гопников и помещали в один кадр с физиком-эксцентриком Григорием Перельманом. Закончилось все выпуском пластиковой фигурки небритого Киану, которую любой желающий сегодня может заказать в интернете за 45 долларов («авторский» экземпляр при первом удобном случае подарили и самому актеру, к большому удовольствию последнего). «Трое в Нью-Йорке» по итогу никому не понравились и были забыты сразу после релиза, зато «бомжеватый Киану» никуда и не думает исчезать с просторов Интернета, уже достигнув популярности старого мема с фотографией юного Ривза времен «Невероятных приключений Билла и Теда» и подписью «А что, если…?».
Пример: «А что, если на самом деле я красив, просто девчонки у нас в классе дуры?»
Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев – «Зеленый слоник»
Здесь, по идее, должен был бы быть Роберт Дауни-младший, тоже наплодивший немало мемов, но мы решили, что нужно дать шанс и отечественному производителю. Знакомьтесь – Поехавший и Братишка, комический дуэт из трэш-хоррора Светланы Басковой «Зеленый слоник» (1999). Снятый на любительскую камеру в обшарпанном подвале фильм, главные роли в котором исполнили художник-авангардист Сергей «Пахом» Пахомов и молодой и никому тогда еще не известный Владимир Епифанцев, живописал злоключения двух солдат на гауптвахте. Диалоги героев наполовину состояли из мата, сюжет был туманен, а по части бутафорских извращений и цирковой жестокости авторы, кажется, всерьез задались целью переплюнуть «120 дней Содома» Пазолини – но Пахомов так самоотверженно сыграл деревенского идиота, что вместо хоррора получилась почти комедия.
До конца нулевых годов о фильме знали только тонкие ценители трэша, потом кто-то залил «Зеленого слоника» на YouTube – и у молодежи сорвало крышу. Юзеры растащили фильм на цитаты и сделали Братишку и Поехавшего (так обращаются друг к другу персонажи ленты) героями тысяч «фотожаб», распиханных по соцсетям, а также создали сотни видеороликов, в которых заставили их петь с помощью автотьюна. Не менее популярен и другой жанр видеоарта, в котором сцены из известных кинолент для достижения комического эффекта переозвучены фразами из фильма Басковой. В России сегодня проводятся слеты фанатов «Слоника», на песню из фильма записываются каверы, фото закатившего глаза Пахома печатают на футболках, а энтузиасты даже разработали несколько компьютерных игр по вселенной фильма. Епифанцев, успевший за прошедшие годы построить успешную кинокарьеру, считает «Зеленого слоника» ошибкой молодости, стыдится фильма и совершенно не рад неожиданному взрыву его популярности, Пахомов, напротив, всем доволен, и раздает киноизданиям интервью, поясняя, что своего полоумного персонажа срисовал с соседа. Самые популярные мемы, порожденные «Слоником», мы не можем привести здесь по цензурным соображениям, уточним лишь, что ставшая крылатой безобидная с виду фраза «Братишка, я тебе покушать принес!» на самом деле ничего хорошего не обозначает – скорее всего, произносящий ее намерен впарить собеседнику что-то низкокачественное, бесполезное, зловонное. Nuff said.
Примеры: «Здраститя!», «Настало время о***ительных историй», «Завтрак испортится!», «Как поспал, братишка?», тысячи их.