
Остросоциальная драма от создателей «Точки кипения» Стивена Грэма и Фила Барантини.
Почти год назад на Netflix вышел «Олененок» Ричарда Гэдда — черная комедия о сталкинге, травмах и сексуальном абьюзе, которая если не переосмысляла современную мужественность, то определенно давала зрителям пространство для размышления в заданном контексте. Новый потенциальный хит стриминговой платформы «Переходный возраст», который уже получил статус главного сериала весны, продолжает исследовать влияние токсичной маскулинности на общество, но в ином ключе. Авторы кулинарного триллера «Точка кипения» — британцы Стивен Грэм и Фил Барантини — сняли беспристрастную криминальную драму, в которой кризис мужской идентичности неразрывно связан с темами подросткового насилия, кибербуллинга и полового воспитания.
Действие сериала разворачивается в тихом британском пригороде. В дом прилежного мужа и отца Эдди Миллера (Стивен Грэм) врывается наряд полиции, который предъявляет его 13-летнему сыну Джейми (Оуэн Купер) страшные обвинения в убийстве одноклассницы Кэти Леонард. Подростка задерживают и отправляют в участок для проведения допроса, а затем перевозят в психиатрическую клинику для несовершеннолетних. Дело Кэти оказывается в руках инспектора Люка Баскомба (Эшли Уолтерс) и детектива Миши Фрэнк (Фэй Марсей), вместе они отправляются в школу Джейми для дальнейшего расследования. Выясняется, что мальчик страдал от травли со стороны одноклассников, а зачинщицей была Кэти.
Любимчик Гая Ричи и Мартина Скорсезе Стивен Грэм в последние годы все чаще совмещает работу актера с обязанностями сценариста. «Переходный возраст» — его вторая сценарная работа после нашумевшей «Точки кипения», в основу сюжета которой также легли реальные печально известные события. В конце июля 2024 года в английском городе Саутпорте произошло жестокое нападение на детскую танцевальную школу, в результате которого были убиты три девочки в возрасте от семи до девяти лет. Виновником нападения оказался семнадцатилетний Аксель Рудакубан. Однако, по словам Грэма, произошедшее в Саутпорте — лишь одна из сторон серьезной культурной проблемы, зреющей в британском обществе последние несколько лет. И связана она не только с растущей мужской агрессией, но и с популяризацией праворадикальных активистов, таких как Эндрю Тейт и Джо Роган. Продвигаемые ими идеи женоненавистничества становятся триггером для развития магистральной сюжетной линии «Переходного возраста».
В отличие от американского аналога «Защищая Джейкоба», сериал Грэма и Барантини демонстративно отказывается от любой интриги — виновность подростка не оставляет сомнений, вопросы вызывает лишь его мотивация. Следуя за инспектором Люком Баскомбом и детективом Мишей Фрэнк, зритель по ходу дела восстанавливает общую картину произошедшего из обрывков разговоров и улик.
В контексте «Переходного возраста» важен разговор не только о содержании, но и о форме. Заручившись успехом «Точки кипения», Барантини, который самостоятельно поставил все четыре часовых эпизода, вновь возвращается к непрерывной форме повествования — каждая серия «Переходного возраста» снималась одним дублем, с использованием ручной камеры. При этом переход от одной сцены к другой осуществлялся с помощью персонажей, которые пересекались друг с другом в кадре. И если с относительно статичным третьим эпизодом съемочная команда справилась довольно быстро, то с динамическим четвертым пришлось изрядно попотеть — его удалось отснять только с шестнадцатого раза.
Стилистически «Переходный возраст» полная противоположность «Точки кипения». Это неспешная, местами флегматичная криминальная драма, духовно близкая скандинавским тру-краймам. Авторы осознанно уходят от любого проявления графической жестокости — даже кадры с преступлением не показывают детально, особый акцент сделан на процедуре расследования: досмотре обвиняемого, консультациях с психологом и адвокатами, даче показаний, сборе улик и ДНК. Впрочем, по мере приближения к экватору «Переходный возраст» начинает штормить — Джейми теряет последние остатки невинности, демонстрируя погребенную в нем ярость подростка-социопата, а вместе с тем подписывая себе обвинительный приговор.
Затягивающая форма помогает сериалу гладко интегрировать в повествование ряд социально значимых проблем, которые будут актуальны не только для британского, но и для отечественного зрителя — в конце концов в российском медиасегменте есть вполне «успешные» аналоги Эндрю Тейта. При этом «Переходный возраст» ни на секунду не скатывается в эмоциональную манипуляцию — что практически невозможно в сюжете, связанном с детьми, — оставаясь предельно честным и открытым для тяжелого разговора со всеми, кто готов выслушать.