Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

I’m no superman: режиссерские проекты главного мечтателя «Клиники» Зака Браффа

Заку Браффу сегодня исполняется 46 лет! Ванильный мишка и «я — орел» остались далеко позади в больничных коридорах культового сериала нулевых — «Клиника» завершилась практически десять лет назад. Зак продолжает не только время от времени сниматься (допустим, в непростой 2020 год до экранов добралась душеспасительная комедия «Афера по-голливудски» с его участием), но и снимать сам.

Добавить в закладки
I’m no superman: режиссерские проекты главного мечтателя «Клиники» Зака Браффа

Первый фильм Браффа (не считая его студенческих короткометражек, снятых в киношколе) вышел еще во время его работы над сериалом, последний на данный момент проект маячит впереди. Совсем недавно в таблоиды просочилась новость о фильме с рабочим названием «Хороший человек» (Good man), в котором главные роли сыграют Морган Фримен и подруга сердца Браффа, номинантка на премию «Оскар» Флоренс Пью. Ждать премьеры стоит не раньше чем года через полтора, а пока вспоминаем фильмы и сериалы, к которым Зак приложил свою «авторскую руку».

Натали Портман в роли Сэм на кадре из фильма «Страна садов»

Натали Портман в роли Сэм на кадре из фильма «Страна садов»

Премьера дебютного фильма Зака прошла на фестивале «Сандэнс», и, вероятнее всего, эту небольшую независимую драмеди можно назвать типичным кино для смотра в Парк-Сити: растерянная магия отложенного взросления и переход из двадцати в тридцать, поиски самоидентификации и путей самореализации, усталость от неудач, и все это с приятным вайбом feel-good movie.

Официант в азиатском ресторанчике Эндрю (Брафф сыграл протагониста сам), как и почти все молодые люди в Лос-Анджелесе, мечтает стать артистом, но пока не получается. Внезапное известие о смерти матери заставляет его вернуться на малую родину, в Страну садов (так местные называют штат Нью-Джерси). Дома — старые приколы друзей, новое знакомство с особенной девушкой (для таких, как Сэм, ввели отдельный термин, обозначающий целый архетип: Manic Pixie Dream Girl, или маниакальная девушка-мечта) и гнетущей груз невысказанных чувств. Еще в стенах «Клиники» Зак через своего персонажа, трогательную дружбу с Терком боролся с заскорузлыми стереотипами о мужественности. Основной темой «Страны садов» становится попытка эмоционального проживания трагедии, да и вообще переживания как «нормы», а не признака слабости характера.

Кино пользовалось огромным успехом у зрителей и показало неожиданно успешные прокатные сборы: помимо того что Зак был уже любим аудиторией, ему довольно легко верить на слово. Ощущение, что порой хочется встать над котлованом и заорать что есть мочи во всю грудь, понятно и без лишних предисловий.

Зак Брафф в роли Эйдана на кадре из фильма «Хотел бы я быть здесь»

Зак Брафф в роли Эйдана на кадре из фильма «Хотел бы я быть здесь»

Если не буквально, то стилистически и идейно «Хотел бы я быть здесь» продолжает эмоциональную линию «Страны садов». В целом довольно легко констатировать общую интонацию — лиричную, душевную и печально оптимистичную (даже если все не будет хорошо, мы справимся), которая сквозит во всех картинах Браффа-режиссера. И дело не в стилистических приемах, фразах киноязыка или манере повествования, а в отпечатке личности на экране или той самой пресловутой оптике, которая, как известно, у каждого своя. Брафф не стесняется ни сентиментальности, ни кое-где наивного гуманизма — именно его авторская искренность заставляет бескомпромиссно верить в трагедии маленьких людей.

В главной роли снова сам Брафф, Эйдан — почти что Эндрю из «Страны садов», только лет на десять старше. Актерские амбиции теплятся все глубже, необходимость содержать семью все ближе: пока он следует за своей мечтой о кино, жена пытается свести концы с концами — в семье Блумов двое детей (их дочь сыграла юная Джои Кинг). Снова традиционная патриархальная маскулинность дает трещину, снова женщина сильнее мужчины, и без помощи жены Сары (Кейт Хадсон) Эйдану не выбраться из замкнутого круга. На бытовую ситуацию безденежья и рутинных тягот накладывается и национальная идентификация еще одних традиций: как и сам Брафф, его герой — еврей.

«Хотел бы я быть здесь» — кино семейное не только по жанру, но и по обстоятельствам своего появления: сценарий Зак писал вместе со своим братом Адамом Дж. Браффом, а бюджет картины был собран сообща на платформе Kickstarter.

Майкл Кейн в роли Джо на кадре из фильма «Уйти красиво»

Майкл Кейн в роли Джо на кадре из фильма «Уйти красиво»

Первый фильм, где Брафф остался по ту сторону камеры, предоставив кадр глубоко заслуженным артистам: Моргану Фримену, Майклу Кейну и Алану Аркину. «Уйти красиво» — вольный ремейк одноименной картины Мартина Бреста 1979 года: пенсионеры, лишенные государственных пособий из-за происков корпораций, пытаются сэкономить каждый доллар. Нужда толкает их на отчаянный шаг — ограбление банка.

Несмотря на дурашливый и категорически комедийный зачин, Брафф не мог обойтись без лирики и пары щепоток тоски. Разумеется, в трио стариков-разбойников каждый практически Робин Гуд: борцы с несправедливостью высшей моральной пробы, но в этом чувствуется и легкая горечь отсутствия социального обеспечения и, в общем-то, близящийся финал не только картины, но и их жизни.

«Уйти красиво» — кино вновь местами наивное, идеалистическое, чуть менее личное, отчасти ему не хватает спилберговского пафоса, но при этом не менее искреннее, чем прочие картины Браффа. Сценарные огрехи с лихвой покрываются добротой, актерской игрой великих и бескомпромиссно трогательным гуманизмом.

Зак Брафф в роли Алекса на кадре из сериала «Стартап»

Зак Брафф в роли Алекса на кадре из сериала «Стартап»

Брафф обязан своей карьерой ситкому, поэтому неудивительно, что однажды он и сам занял пост шоураннера многосерийного проекта. Впрочем, еще до запуска «Стартапа» Зак срежиссировал несколько эпизодов той же «Клиники» (в том числе сказочные «Мой путь домой» и «Моя принцесса»), а совсем недавно встал у штурвала в сериале «Тед Лассо».

Его же собственный и продюсерский, и режиссерский проект просуществовал всего один сезон. В ядре сюжета история реальная, которая выросла из подкаста радиожурналиста Алекса Блумберга, по жанровой огранке — на экране вновь дела семейные. В каком-то смысле на фоне сумасшедшего рывка и многообразия сериальной индустрии «Стартап» — шоу категорически старомодное, родом из 90-х, воспевающее, с одной стороны, консервативные фамильные ценности, с другой — все-таки, как и прежние работы, колющие иглами стереотипы о все той же мужественности теперь уже в кризисе среднего возраста. В целом проект симпатичный и безобидный, с местами ностальгическими нотками грусти по идеальной вселенной, где хорошие люди всегда заслуживают счастливый финал.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?