5 февраля свой 81-й день рождения отмечает Майкл Манн. Заметный режиссер, автор эпических криминальных драм и боевиков – именно он в 80-х формировал эстетику и поэтику жанра. Он прославился прежде всего «Схваткой» – самым реалистичным и выразительным экшен-фильмом в истории. Картины Манна и виртуозный стиль – почти слова-синонимы. Стоит напомнить, по каким элементам мы мгновенно узнаем ленты режиссера. Порой для этого достаточного одного кадра.
Боевик высокого класса
Может ли экшен быть живописным? Если для одних это вопрос, то для Майкла Манна – скорее прямое утверждение. Ему принадлежат впечатляющие сцены перестрелок и ограблений банков, пожалуй, одни из лучших в кинематографе – эстетские, размеренные, совмещающие предельный документальный реализм с чутьем живописца (или скорее светописца – в фильмах Манна как никогда важна светотеневая драматургия). При разговоре о «Схватке» неизбежно упоминается Та Самая Перестрелка – 10 минут сумасшедшего адреналина, автоматных очередей и перебежек по широким улицам Лос-Анджелеса. Тот же трюк Манн провернул в «Джонни Д», следуя за грабительскими налетами Диллинджера. Ранние триллеры режиссера «Вор» и «Охотник на людей» выделялись гиперстилизованным экшеном в третьем акте, а пальба под музыкальные ритмы в ночном клубе стала визитной карточкой «Соучастника». В его боевых секвенциях свои правила: своя частота кадров, дальность полета пули, детализация бьющихся стекол и вылетающих гильз. Манн примирил реализм с эстетическим совершенством, а контрастные ландшафты мегаполисов сделал полем брани.
Поэзия ночных городов
Манн – создатель эстетского боевика. Это холодные визуальные симфонии – порой кажется, что режиссеру важны не экранные истории, а именно текстуры кадра. Темно-синяя акварель ночи, огни машин, фонарей и блики после дождя, огненные закаты и ультрамариновая поэзия рассветов – у Манна нет фильма, который не подходил бы к вопросу антуража эстетически. Ландшафты у Манна усиливают сюжет, обостряют одиночество персонажей и вписывают судьбу человека в масштабы больших городов. В нулевые он отдался экспериментаторству и фактически стал пионером цифрового кино – не просто снимал на модную цифру, а исследовал возможности диджитала: его обаяние, язык, форму. Образы эффектно размазываются на матрице и создают впечатляющий рисунок реальности – примером тому «Соучастник», «Полиция Майами», «Джонни Д» и «Кибер». Картины далеко не идеальные даже в рамках жанра, но сложно не восхищаться, когда шальной оператор несется вслед за катером, вертолетом или спортивным автомобилем.
Опасные профессионалы и убежденные одиночки
Большие художники всегда привязаны к одной теме, которую лишь развивают и дополняют, – ленты Манна именно такие. Эпическое дыхание своих сюжетов режиссер подчинил одной истории – упорному мужскому труду и профессионализму. «Вор», «Схватка», «Феррари», «Охотник на людей», «Али» – каждый фильм Манна посвящен экзистенциальному выбору, который делает одиночка, идя навстречу риску. Они жертвуют семейной жизнью ради дела (поэтому у режиссера почти и нет женских портретов), полно реализуясь в своем служении криминалу или закону – обе стороны чрезвычайно друг на друга похожи: и по методам, и по философии. В частности, именно поэтому столкновение двух главных манновских характеров – преступника Нила МакКоли (Роберт Де Ниро) и лейтенанта Винсента Ханна (Аль Пачино) – в «Схватке» развивается столь динамично, ведь оба они испытатели судеб и идеально отражают друг друга. Правосудие и криминал – институты, по Манну, довольно схожие: одна система создает негодяев, а другая, общество бандитов, совершенствует саму систему, как в случае охоты за Джонни Диллинджером. По большому счету именно тогда рождается ФБР. Эта же линия просматривается и в «Охотнике на людей» – первом фильме, экранизировавшем «Красный дракон» Томаса Харриса, где для поиска убийцы детектив Уилл Грэм должен обратиться к хладнокровному Ганнибалу Лектеру.
Дело мастера боится
Воспроизведение ювелирной и методичной работы – важная черта в поэтике Манна. Многому, сознательно или нет, он научился у Жан-Пьера Мельвиля – французского режиссера, который подходил к ограблениям и любым преступным делам на экране как к стратагемам. Манн перенес эту преданность делу на американскую почву – недаром режиссер начинал путь как сценарист телесериалов вроде «Старски и Хатча» и «Полицейской истории», подробно исследуя дежурные нюансы жизни героев и злодеев. Киллер, хакер, боксер, автоконструктор, биохимик, служитель закона – все подходят к свой работе как к миссии. С такой же преданностью и Манн режиссирует картины: аутентичности ради на съемках использует холостые патроны (как в «Схватке»), актеры пробуют себя на поприще экранных героев – работают таксистами (Джейми Фокс) или изучают преступную среду (как Роберт Де Ниро, Вэл Килмер и Том Сайзмор для «Схватки»). Дело боится своего мастера – это касается и режиссера, и его трагических персонажей.