Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Обзоры

Работа после заката: за что мы любим фильмы Майкла Манна?

5 февраля свой 81-й день рождения отмечает Майкл Манн. Заметный режиссер, автор эпических криминальных драм и боевиков – именно он в 80-х формировал эстетику и поэтику жанра. Он прославился прежде всего «Схваткой» – самым реалистичным и выразительным экшен-фильмом в истории. Картины Манна и виртуозный стиль – почти слова-синонимы. Стоит напомнить, по каким элементам мы мгновенно узнаем ленты режиссера. Порой для этого достаточного одного кадра.

Добавить в закладки
Работа после заката: за что мы любим фильмы Майкла Манна?

Боевик высокого класса

Может ли экшен быть живописным? Если для одних это вопрос, то для Майкла Манна – скорее прямое утверждение. Ему принадлежат впечатляющие сцены перестрелок и ограблений банков, пожалуй, одни из лучших в кинематографе – эстетские, размеренные, совмещающие предельный документальный реализм с чутьем живописца (или скорее светописца – в фильмах Манна как никогда важна светотеневая драматургия). При разговоре о «Схватке» неизбежно упоминается Та Самая Перестрелка – 10 минут сумасшедшего адреналина, автоматных очередей и перебежек по широким улицам Лос-Анджелеса. Тот же трюк Манн провернул в «Джонни Д», следуя за грабительскими налетами Диллинджера. Ранние триллеры режиссера «Вор» и «Охотник на людей» выделялись гиперстилизованным экшеном в третьем акте, а пальба под музыкальные ритмы в ночном клубе стала визитной карточкой «Соучастника». В его боевых секвенциях свои правила: своя частота кадров, дальность полета пули, детализация бьющихся стекол и вылетающих гильз. Манн примирил реализм с эстетическим совершенством, а контрастные ландшафты мегаполисов сделал полем брани. 

Майкл Манн на съемках фильма «Схватка»

Майкл Манн на съемках фильма «Схватка»

Поэзия ночных городов

Манн – создатель эстетского боевика. Это холодные визуальные симфонии – порой кажется, что режиссеру важны не экранные истории, а именно текстуры кадра. Темно-синяя акварель ночи, огни машин, фонарей и блики после дождя, огненные закаты и ультрамариновая поэзия рассветов – у Манна нет фильма, который не подходил бы к вопросу антуража эстетически. Ландшафты у Манна усиливают сюжет, обостряют одиночество персонажей и вписывают судьбу человека в масштабы больших городов. В нулевые он отдался экспериментаторству и фактически стал пионером цифрового кино – не просто снимал на модную цифру, а исследовал возможности диджитала: его обаяние, язык, форму. Образы эффектно размазываются на матрице и создают впечатляющий рисунок реальности – примером тому «Соучастник», «Полиция Майами», «Джонни Д» и «Кибер». Картины далеко не идеальные даже в рамках жанра, но сложно не восхищаться, когда шальной оператор несется вслед за катером, вертолетом или спортивным автомобилем. 

Том Круз в роли Винсента на кадре из фильма «Соучастник»

Том Круз в роли Винсента на кадре из фильма «Соучастник»

Опасные профессионалы и убежденные одиночки

Большие художники всегда привязаны к одной теме, которую лишь развивают и дополняют, – ленты Манна именно такие. Эпическое дыхание своих сюжетов режиссер подчинил одной истории – упорному мужскому труду и профессионализму. «Вор», «Схватка», «Феррари», «Охотник на людей», «Али» – каждый фильм Манна посвящен экзистенциальному выбору, который делает одиночка, идя навстречу риску. Они жертвуют семейной жизнью ради дела (поэтому у режиссера почти и нет женских портретов), полно реализуясь в своем служении криминалу или закону – обе стороны чрезвычайно друг на друга похожи: и по методам, и по философии. В частности, именно поэтому столкновение двух главных манновских характеров – преступника Нила МакКоли (Роберт Де Ниро) и лейтенанта Винсента Ханна (Аль Пачино) – в «Схватке» развивается столь динамично, ведь оба они испытатели судеб и идеально отражают друг друга. Правосудие и криминал – институты, по Манну, довольно схожие: одна система создает негодяев, а другая, общество бандитов, совершенствует саму систему, как в случае охоты за Джонни Диллинджером. По большому счету именно тогда рождается ФБР. Эта же линия просматривается и в «Охотнике на людей» – первом фильме, экранизировавшем «Красный дракон» Томаса Харриса, где для поиска убийцы детектив Уилл Грэм должен обратиться к хладнокровному Ганнибалу Лектеру. 

Адам Драйвер в роли Энцо Феррари на кадре из фильма «Феррари»

Адам Драйвер в роли Энцо Феррари на кадре из фильма «Феррари»

Дело мастера боится 

Воспроизведение ювелирной и методичной работы – важная черта в поэтике Манна. Многому, сознательно или нет, он научился у Жан-Пьера Мельвиля – французского режиссера, который подходил к ограблениям и любым преступным делам на экране как к стратагемам. Манн перенес эту преданность делу на американскую почву – недаром режиссер начинал путь как сценарист телесериалов вроде «Старски и Хатча» и «Полицейской истории», подробно исследуя дежурные нюансы жизни героев и злодеев. Киллер, хакер, боксер, автоконструктор, биохимик, служитель закона – все подходят к свой работе как к миссии. С такой же преданностью и Манн режиссирует картины: аутентичности ради на съемках использует холостые патроны (как в «Схватке»), актеры пробуют себя на поприще экранных героев – работают таксистами (Джейми Фокс) или изучают преступную среду (как Роберт Де Ниро, Вэл Килмер и Том Сайзмор для «Схватки»). Дело боится своего мастера – это касается и режиссера, и его трагических персонажей. 

Пол Майкл Глейзер в роли Дэвида Старски на кадре из сериала «Старски и Хатч»

Пол Майкл Глейзер в роли Дэвида Старски на кадре из сериала «Старски и Хатч»
Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?