«Солнце» (2005)
Россия-Франция-Италия-Швейцария, 2005
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Иссей Огата, Роберт Доусон [II], Каори Момои, Сиро Сано
Язык: русский, японский
Субтитры: русские
Cp Digital
«Солнце» – последняя часть трилогии Александра Сокурова о знаковых правителях прошлого столетия. После Ленина и Гитлера, героев «Тельца» (2000) и «Молоха» (1999) соответственно, настала очередь императора Хирохито – божества, биолога, поэта и, в конце концов, просто человека.
Август 1945 года, Япония проигрывает Вторую мировую войну. Во дворце императора Хирохито неспокойно – у лебезящих перед божеством слуг трясутся руки, по лицам министров струится пот, а глава государства препарирует морских гадов, кричит во сне и пишет тревожные стихи о сакуре. Американские войска вот-вот войдут в Токио. Хирохито – должен принять непростое решение: либо капитулировать, скомпрометировав свою божественность, но сохранив чужие жизни, либо принять бой. Судя по всему – последний.
Фильм Сокурова впервые за пять лет представлял российское кино в главном конкурсе Берлинском кинофестиваля. Сценарий написал Юрий Арабов, а сам Сокуров к Японии весьма неравнодушен еще со времен «Восточной элегии». Подготовка к съемкам заняла более десяти лет. Сокурова анонимно консультировали японские историки – как известно, в Японии запрещено изображать императора в игровом кино, и блестящая актерская работа телекомика Иссея Огаты, сыгравшего одновременно человека и Солнце, смотрится тем более интригующей.
«Самая красивая» /Bellissima/ (1952)
Италия, 1951
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Анна Маньяни, Тина Апичелла, Гастоне Рентцелли, Филиппо Меркати
Язык: русский, итальянский
Субтитры: русские
«Кармен Видео»
«Другое кино» в продолжение серии «Коллекция» выпустило третий фильм Лукино Висконти «Самая красивая». Киноклассик решил картину в нетипичном для себя жанре трагикомедии, а главную роль в ней сыграла великолепная Анна Маньяни.
На римской «фабрике грез» «Чинечитта» объявлен кастинг – ищут «самую красивую» девочку 6-8 лет на роль в новом фильме модного режиссера Алессандро Блазетти. К дверям студии подтягиваются мамы со своими чадами. Где-то в толпе – решительная, волевая Мадалена (Маньяни), решившая во что бы то ни стало сделать из своей дочери кинозвезду. За осуществление мечты наивная женщина готова выложить все накопленные средства, пойти на сговор с помощником режиссера, вот только принесет ли эта мечта счастье?
Висконти этот сюжет предложил Чезаре Дзаваттини – сценарист многих ключевых неореалистических картин («Боккаччо 70» /Boccaccio 70/ (1962), «Чудо в Милане» /Miracolo a milano/ (1951)). Переделав финал на более жизнеутверждающий (по первоначальному замыслу Мадалена так ничего и не добилась), Висконти нарисовал несколько идеалистический портрет эпохи, в которой женщина из самых низов может добиться своей цели, сохранив честь и достоинство. Роль темпераментной активистки из народа не была для Маньяни первой, достаточно вспомнить «Мечты на дорогах» или «Депутатку Анджелину».
«Панда большая и маленькая»
Япония, 1972
Режиссер: Исао Такахата
Автор сценария и художник-постановщик: Хаяо Миядзаки
Язык: русский, японский закадровый
Субтитры: нет
Ruscico
«Панду большую и маленькую» принято считать первым мультфильмом знаменитого японского аниматора Хаяо Миядзаки, который делал здесь практически все – от концепции до раскадровок. Сказочная история дружбы маленькой девочки и неуклюжих зверей стала прообразом для картины «Мой сосед Тоторо» /Tonari no Totoro/ (1988), и определила неповторимый стиль японской студии «Гибли».
Маленькая сирота Мимика остается в доме за главную – ее бабушке по срочным делам нужно отправиться в Нагасаки. Неугомонное дитя с рыжими косичками ничуть не теряется, обещает быть хорошей хозяйкой и каждый день писать бабуле по письму. Но едва проводив старушку и вернувшись домой, обнаруживает во дворе странные следы. «Воры!?» – с восхищением во взоре кричит девочка. Вовсе нет! Просто в дом к Мимике пришли очень необычные гости: Папа-панда и Сын-панда, с которыми ей предстоит пережить опасное и сказочное приключение.
Мультфильм «для самых маленьких» Миядзаки посвятил своим собственным детям. Он довольно сильно отличается от того, что Миядзаки начнет делать в классические для него 80-е. Но, как и в случае с «Навсикаей из долины ветров» /Kaze no Tani no Nausicaa/ (1984) и «Порко Россо» /Porco Rosso/ (1992), Диснея здесь по прежнему мало. Больше, скорее, русских сказок – «Теремка», «Маши и медведей» – и мгновенно узнаваемых приемов советской мультипликационной школы. Сказка поделена ровно на две части: собственно «Панда большая и маленькая» и «Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке», в которой количество забавных зверей заметно увеличивается. Даже сделав поправку на технический уровень анимации того времени, нужно отметить, что фильм ни на йоту не устарел. Дети смотрят его с восторгом до сих пор.