"Миллионер из трущоб" -- возвращение Дэнни Бойла, сделавшего, казалось бы, невозможное: болливудский "Трэйнспоттинг".
Будучи в одном шаге от победы на шоу "Кто хочет стать миллионером?" тихий парнишка Джамаль оказывается в полицейском участке – ведущий подозревает, что тот мошенничает. На кону 20 миллионов рупий, а парень, выросший в трущобах, отвечает на все вопросы. Когда тумаки и электрошок не помогают, офицер полиции усаживает парня перед телевизором, ставит запись шоу и требует объяснить, откуда тот знает ответы. Джамаль не против. Он охотно все расскажет. И пока он рассказывает, Индия будет петь и танцевать для вас – каждый ответ это кусок жизни Джамаля, кусок жизни великого субконтинента, кусок мифа.
Для человека со вкусом восхищенный хор рецензий, превозносящий главного претендента на "Оскар" как действительно лучший фильм года – ситуация подозрительная, слишком хорошо, чтобы быть правдой. Ладно, вот ложка дегтя: в Индии "Миллионер…", с одной стороны, стал третьим по сборам среди иностранных фильмов за всю историю проката, а с другой – поводом для демонстраций, возмущенных статей и даже нескольких погромов в кинотеатрах. Патриотам не понравились клише про "нищую Индию", которыми, по их мнению, полон фильм. Надо отметить, что бэкпэкер-муви в духе "там чудеса, там Рерих бродит и Кришна на ветвях сидит…", вроде «Поезда на Дарджилинг» /Darjeeling Limited, The/ (2007), их не возмущали – клише бывают разные, некоторые из них приятней других.
Чтобы объяснить, чем хорош "Миллионер…" кроме захватывающей истории со стрельбой, любовью, путешествиями и ослепительной экзотикой, яростного саундтрека поп-гения А.Р. Рахмана, чуткой камеры оператора «28 дней спустя» /28 Days Later…/ (2002) и «Дорогой Венди» /Dear Wendy/ (2005) Энтони Мантла, следует все же вспомнить, что поставил фильм Дэнни Бойл. Тот самый, если вдруг кто забыл, который «Трэйнспоттинг» /Trainspotting/ (1996). Хрустнув после дурацкой истории с "Пляжем" /Beach, The/ (2000), последние годы Бойл занимался экзотическими экспериментами, вроде тех же "28 дней спустя" и «Пекла» /Sunshine/ (2007), главное в которых – многообещающее сочетание любви к жанровому кино и глубочайшего отвращения к современному киноязыку. Как, оставаясь в кино, выйти из него сухим? – вот, кажется, вопрос, который его занимал. Чтобы найти ответ, пришлось вернуться к началу – "Миллионер из трущоб" и "Трэйнспоттинг" напоминают друг друга как потерянные братья из болливудских фильмов. Моментальный снимок современности во всем ее устрашающем и причудливом великолепии, простые человеческие чувства и язык кино, который будет давить эту современность, пока из нее не польется терпкий сок прямо в иссохшую от подделок пасть зрителя.
«Миллионер из трущоб» /Slumdog Millionaire/ (2008) – главный фильм года не потому, что нравится почти всем, если только у человека вместо сердца не целлофановый пакет. И не потому, что открыл для западного кино Индию – пройдя вместе с героем через знаменитые бомбейские трущобы, религиозные погромы, через логово мафии, кошмарную школу для детей-попрошаек, колл-центры и особняки, вы узнаете об Индии меньше, чем из прилежного чтения The Times of India или даже романов вроде "А ты попробуй".
Однако, свидание жанрового и авторского кино произошло, и неожиданность места этого свидания – факт обнадеживающий. Забытая истина о том, что людям интересен мир, в котором они живут, получила (а возможно получит еще раз на "Оскаре") подтверждение – загнать американцев на фильм, который на треть снят на хинди, поступок героический, а фильм меж тем собрал в США уже 77 миллионов.
И хотя надежды на то, что успех "Миллионера…" взорвет тоскливый голливудский консенсус нулевых, слишком оптимистичны, если кто и заслуживает чести нажать на взрыватель, так это Дэнни Бойл.