В "Отчаянных путешественниках" Оуэн Уилсон, Эдриэн Броуди и Джейсон Шварцман странствуют по Индии, покупают кобру, лечат неврозы и ищут смысл жизни.
Вот вам история – три брата-американца встречаются в Индии ради воссоединения семьи и пространного духовного путешествия. Все трое изрядные эксцентрики, обаятельные и непредсказуемые, навьюченные грузом прошлого, неврозами и чемоданами Луи Вюиттон с вытесненными на них смешными зверюшками. Все трое не виделись с похорон отца, случившихся год назад, и с тех пор жизнь их лучше не стала. Затеявший воссоединение Фрэнсис (Оуэн Уилсон) замотан бинтами как мумия из хоррора – говорит, что случайно упал с мотоцикла, но, кажется, пытался покончить с собой. Питер (Эдриэн Броуди) в тупике – жена, с которой он хотел расстаться, беременна и скоро родит. Джек (Джейсон Шварцман) расстался с девушкой (Натали Портман) и вообще в глубоком кризисе. Сев на поезд со звучным названием The Darjeeling Limited, герои отправляются посетить разнообразные святые места чтобы, в конце концов, как не сразу обнаружат двое из участников странствия, прибыть к главной цели – христианскому монастырю, где обитает их мать, давно прервавшая общение с беспокойной родней.
История эта могла обернуться как угодно – комедией, трагедией, триллером. В руках Уэса Андерсона, автора «Королей Тененбаумов» /Royal Tenenbaums, The/ (2001) и «Водной жизни» /Life Aquatic with Steve Zissou, The/ (2004), она обернулась живописнейшим цирком. Здесь все от лукавого, все понарошку и в шутку, потому что не говорить же в серьез о таких вещах, как любовь, смерть и смысл жизни? Индия здесь не Индия, а полноводная медлительная Река Жизни, сплав по которой является обязательным духовным путешествием для каждого, кто ищет ответы на последние вопросы. Целебное место для вечно тревожного духа Запада – который олицетворяет безмолвно возникающий пару раз за фильм печальник Билл Мюррей. Герои и сплавляются по ней – на поезде, из которого их, впрочем, вышвырнут за покупку ядовитой кобры, разбрызгивание перечного газа и общую невменяемость – после этого придется сплавляться на мопедах, автобусах и чем придется. Проводницы с глазами газелей охотно отдаются здесь чужестранцам-незнакомцам, запахи восхитительны, цвета волшебны. Тигры-людоеды тактично бродят в ночи, не опошляя экзотику вульгарным кровопусканием, лишь оставляя впечатляющие следы – чтобы было о чем рассказать дома.
Компания странников так же причудлива – кажется невозможным, чтобы подобные люди продвинулись дальше, чем на сто шагов от отеля. Трагикомические физиономии Уилсона, Броуди и Шварцмана украшены опознавательными знаками – бинты у одного, темные очки у второго, дурацкие усы у третьего. Немного белил, румян и резиновых носов – и все встало бы на свои места. Очевидное удовольствие, которое получила вся компания от андерсоновской киноавантюры, расшибая лбы в индийских храмах и толкаясь в тесном купе "Дарджилинга", изрядно электризует их репризы, отчего весь этот балаган приобретает уютно-домашнюю интонацию.
Единственное, что здесь настоящее – это смерть и одиночество. Смерть деревенского мальчика и похороны с сожжением тела на берегу реки, в двух шагах от неспешно моющих волосы женщин. Одиночество перед лицом смерти и ответственности за собственную жизнь, которую ни с кем нельзя разделить.
"Отчаянные путешественники", как и прочие фильмы Андерсона – это сломанная игрушка, купленная на барахолке, или записная книжка ироничного фрика, заполненная замечаниями о жизни и оставленная на лавке в парке. Нечто совершенно бесполезное, но слишком симпатичное и забавное, чтобы хладнокровно выбросить. Похоже на жизнь.