С 24 октября в российском прокате «Текст» по роману Дмитрия Глуховского. Денис Виленкин специально для Film.ru встретился с исполнителем главной роли Александром Петровым и узнал у него про работу в фильме Клима Шипенко, интриги «Льда 2» и что он думает о «Джокере» и «Однажды в Голливуде».
Новый Арбат. Кафе «Кино, вино и домино». День зрительской премьеры фильма «Текст». У Александра Петрова есть небольшая возможность выдохнуть. Перед Сашей на столе красивый бокал с красным вином. Я сижу напротив.
Читал ли ты книгу «Текст» до того, как в руки попал сценарий?
Да, и «Текст» — это одна из тех двух современных книг, которые вызвали у меня сумасшедшую реакцию, внутри стало что-то сильно меняться. Вторая — «Санькя» Прилепина. Но это было достаточно давно. Можешь написать еще Цыпкина, чтобы он посмеялся.
В разговор встревает пара, сидящая рядом, – мужчина и женщина в брендовых вещах и с пивом в пластмассовых стаканах. «А можно автограф?» Петров отвечает: «Отсядьте, пожалуйста, мы работаем». Пытаюсь помочь актеру: «10 минут буквально». Саша подыгрывает в плохого полицейского: «Нет, не 10, а вообще отсядьте».
И, конечно же, Цыпкин! (Продолжает Петров.)
А когда ты книгу читал и не знал еще, что сыграешь Илью, каким было твое представление о герое?
Вступает мужчина: «Саня, Сань, может, фотку за пятерку?»
Петров начинает смеяться: «Это тоже запиши. Фото за пятерку».
«Пятнадцать», – вставляет мужчина.
Ну вот когда ты впервые читал книгу и не знал еще, что сыграешь Илью, каким было твое представление о герое?
Сейчас, подожди, пожалуйста.
Петров разворачивается к мужчине: «А вы считаете, это уважительно — предлагать деньги за фотографию или за что-либо еще?»
«Да. Ну, нет, Саша, я просто тебя очень уважаю и люблю…» – отвечает мужчина.
«Так если вы меня уважаете, зачем вы предлагаете за это деньги? У меня простой, обычный вопрос».
«Нет, нет, я не хочу… (докопаться), просто хочу фотографию, и все», – говорит мужчина.
«Не надо никаких просьб», – настаивает Петров.
Входит охрана и создает между Сашей и мной и соседним столиком стену из спин.
Когда ты читал книжку Глуховского и не знал, что сыграешь, каким ты представлял Илью?
Ты знаешь, в чем проблема. Я даже не предполагал, каким он будет. Мы с Климом по наитию шли. Я доверился в этом плане режиссеру. Он сказал: «Мне кажется, что у тебя не было такой роли, молчаливой с редкими всплесками эмоций».
Петров прислушивается к разговору охранника с мужчиной. «Да мы просто за деньги попросили фото», – объясняет свою настойчивость мужчина. «Бокс-офис будет большим, если деньги за фото предлагают», – тихо говорит мне Петров.
Ты актер, для которого всегда важен внутренний мотив, ты меняешься внутренне в своих ролях. В связи с чем многие обвиняют тебя в том, что внешне ты во многих фильмах похож сам на себя, но это, конечно, глупости. Как ты строил психологический портрет Ильи в «Тексте»?
Было тяжело даже физически, не мог нормально спать. После каждой смены мы с Климом не могли разъехаться, обсуждали сцены. На выходных Клим присылал монтаж сцен. Мы с ним ездили в Дзержинский, проводили там время, гуляли. Проживали, фотографировали. Четко знали по локациям, где квартира девочки, за которую он впрягся, где его квартира. Где квартира его друга. Как до чего добираться.
Построили виртуальную карту его жизни.
Единственным условием Клима было, чтобы я не снимался нигде параллельно, и я его, конечно же, выполнил. Я только одним «Текстом» горел и жил. Психологически, конечно, тяжело, потому что ты постоянно в шкуре героя и знаешь, что завтра будет следующий съемочный день и тебе снова нужно будет надеть свитер, который уже стал родным. И осознаешь, что ты даже отчасти его и не хочешь надевать, потому что, надевая этот свитер, ты надеваешь и внутреннее состояние героя.
Какой для тебя был самый сложный проект в этом плане?
Их два. «Звоните Ди Каприо» и «Текст». Это такие крайне интересные вещи для актерского существования. После чего нужен достаточно долгий перерыв, чтобы абстрагироваться. Потому что в случае с «Текстом», например, ты становишься маленьким человеком, которого сожрали эти жернова и у которого действительно ничего и никого нет.
Ты говоришь, что очень не любишь играть то, что уже играл. А есть сейчас какая-то роль, которую ты бы хотел сыграть?
Раскольников. И Гамлет в кино.
Вышел трейлер «Льда 2». Изменилась тональность, все заинтригованы, учитывая талант Жоры.
Да, крутая работа. Это гораздо более драматическая история, чем первый фильм. Я благодарен Андрею Николаевичу. Он большой мастер и подтверждает это из фильма в фильм, как бы кто к его работам ни относился. «Горько» не просто так стал народным хитом. Фильм попал в актуальную аудиторию. «Ди Каприо» же был таким шоком. А главная тема «Льда 2» – взаимоотношения с дочерью. И у Андрея Николаевича дочь, я думаю, что для него это тематически тоже важно. «Лед 2» очень доброе кино.
Катарсическое, как «Ди Каприо», или в меньшей степени?
Скорее более теплое, но там есть разные вещи интересные.
От какого количества сценариев в месяц ты отказываешься?
(Задумывается.) Я открыт к предложениям, не важно, какие они с точки зрения бюджета. Какие-то сценарии до меня даже не доходят, потому что у меня просто взорвется голова читать все подряд. Сценарии фильтрует агент, Катя Корнилова, а она как никто другой знает, к чему мне хочется возвращаться, а к чему нет, и направляет вектор нашей работы. Такие типичные сериалы, которые у меня были, мне уже неинтересны, или комедийные фильмы, вылизанные, тоже не актуальны совсем. Но я не могу сказать, что в России большое количество сценариев, которые ты читаешь и думаешь, что это «вау». Это редкость. У меня нет на выбор 20 сценариев. И даже если большая компания объявит какой-то конкурс, как уже много раз объявляли, все равно максимум находится одна или две истории, которые можно снимать. Думаю, что «Текст» должен стать именно тем рубежом, который докажет, в том числе прокатом, что в России можно снимать простые человеческие истории, драматические или комедийные, не важно. Главное, чтобы в основе своей в фильме была история и тогда мы сможем двигаться вперед. И история, понятная не только Каннскому фестивалю, при всем уважении, но и обычному зрителю. «Текст» снят на частные инвестиции, и это огромный риск, который может обернуться победой. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Поэтому наступает время, когда молодой сценарист или сценарист-режиссер поймет, что с помощью истории можно привлечь большое количество компаний, которые скажут «круто, делаем». К тому же «Текст» снимает многие запреты в российском кино.
Как минимум два: на мат и обнаженку.
Да. На наркотики, на противостояние человеку с корочкой. У многих какие-то предрассудки странные, мы не будем это снимать, «а вдруг чо»? А ничего не будет, если это крутое кино и оно говорит нам о важном.
Если говорить о риске. Ты бы хотел попробовать себя в режиссуре?
Я бы хотел, даже пробовал запускать один сценарий. Сценарий был не мой, я пытался его дорабатывать, что-то с ним делать, даже снял тизер как режиссер. Но в какой-то момент дал заднюю. Я благодарен моему большому другу и товарищу Игорю Мишину, продюсеру этой истории. Благодарен за то, что я был понят. Я, наверное, зарядился этой штукой, что, вот, я режиссер. Сейчас тут все сниму, всем покажу. А когда сел с собой поговорил, как со взрослым человеком, то понял, что пока не готов.
Когда ты понял, что для тебя все закрутилось, что план Петрова сработал? Где-то во время «Закона каменных джунглей»?
До сих пор этого не знаю, сработал план или нет.
Скажи, из твоего многообразия ролей по каким тебя узнают и окликают люди?
По-разному. Но большинство, конечно, по роли Гриши Измайлова из «Полицейского с Рублевки».
Напоследок. Три недавних фильма, которые понравились.
Мне очень понравился, конечно же, фильм «Джокер», «Однажды в Голливуде», а еще есть прекрасный фильм… (Вспоминает.)
Старый?
Да. Это потрясающее кино. Фильм «Однажды» с Гленном Хансардом в главной роли. Офигительное кино, снятое любительской камерой, без денег. Снимать не буду (показывая на кофту), но у меня мурашки. Потрясающая музыка. Он – музыкант, она – музыкант. Они выпустили несколько песен, которые ты точно слышал. Сыграли вместе в простой, но очень крутой истории про двух музыкантов. Что говорит о том, что вот если бы мне предложили такой скрипт, я бы сказал: я готов войти своими деньгами, готов войти процентами с проката, готов вкалывать и сниматься, как в «Тексте», без перекрытий, готов работать. Дайте мне эту историю!