Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Интервью

Интервью с Юхо Куосманеном, режиссёром финско-российской драмы «Купе номер 6»

Юхо Куосманен — удивительный режиссёр хотя бы в том смысле, что о нём как будто никто не говорит, хотя мало у кого из его современников такой же впечатляющий послужной список. Финский автор снял всего два полнометражных фильма: с первым же, «Самым счастливым днём в жизни Олли Мяки», выиграл «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Со вторым, «Купе номер 6» — мелодрамой о финской студентке, по дороге к петроглифам встречающей в поезде простого русского работягу (Юра Борисов), — взял Гран-при тех же Канн, второй по значимости приз смотра. Впереди, кажется, только «Золотая пальмовая ветвь».

Добавить в закладки
Интервью с Юхо Куосманеном, режиссёром финско-российской драмы «Купе номер 6»

Мы сели поговорить с Юхо в кинотеатре «Художественный», где проходила премьера его новой картины. К сожалению, долго побеседовать не удалось — время поджимало, сеанс, увы, не ждал. Но мы всё равно успели обсудить притягательность поездов как кинематографического пространства и то, что режиссёра больше всего удивило в России.

Вначале банальнейший вопрос. Почему вы в принципе решили экранизировать роман Росы Ликсом «Купе номер 6»?

Я увидел в нём хороший материал для фильма. Во-первых, действие происходит в поезде — это уже очень кинематографично. Во-вторых, эта книга работает на многих разных уровнях — в этом смысле она намного «шире», чем моя экранизация, как оно обычно и бывает, ведь полностью перенести роман на экран невозможно.

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

Но ещё мне просто было интересно снять кино в России. Я здесь много путешествовал, мне нравятся местные пейзажи, я много фотографировал, пока ездил по стране. И когда прочитал книгу, то почувствовал, что она может стать моим «билетом» в определённом смысле. Потому что главная героиня тут — финка, человек извне, аутсайдер. И эта перспектива для меня идеальна. Я не могу сделать «русский» фильм о России. Но могу сделать его с позиции такого потерянного иностранца.

В конце концов в «Купе № 6» я увидел очень человечное содержание — ведь это, по сути, история всего двух персонажей. Которые изучают друг друга и находят связь, понимают, что все мы из одного теста и все одинаковы.

Вы сказали, что поезда кинематографичны. Почему вы так чувствуете?

Мне кажется, все механизмы очень кинематографичны. С точки зрения истории путешествие в поезде — это удобный простой сюжет: ты заходишь, ты едешь, ты выходишь. И мне нравятся такие простые конструкции. Потому что они позволяют оглянуться вокруг и сфокусироваться на реальном содержании, а не только на сюжете.

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

Ещё то, как пейзаж двигается, когда смотришь в окно поезда, — для меня это гипнотическая картина. Могу смотреть на неё вечно. Думаю, в этом есть что-то общее с «двигающимися картинками», с кино как таковым.

Поэтому вам было так важно снимать фильм именно в реальном поезде, а не в декорациях на студии?

Везде, где можно, я стараюсь добиться аутентичности. Мне кажется, у меня нет такого сильного режиссёрского видения, чтобы прийти в студию и с нуля создать все интерьеры в фильме. Я приду туда и ничего не увижу. Пустые страницы, пустые стены.

Но когда я прихожу в реальные локации — они меня вдохновляют. Мне легче построить иллюзию того, что зритель находится в поезде, когда я сам нахожусь в поезде и всё мне постоянно напоминает: вот так это чувствуется, вот так двигается, вот так стучат рельсы.

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

Сейди Хаарла в роли Лоры на кадре из фильма «Купе номер 6»

И актёрам тоже проще уловить нужную атмосферу, когда вы с ними заперты в одном пространстве. В студии артисты находятся где-то там, в своих гримёрках. Все сидят по своим комнатам и сталкиваются только в искусственно созданной комнате. Приходится слишком много объяснять: как нужно чувствовать, как себя вести и так далее.

И вы на самом деле «там» не находитесь. Режиссёр так вообще сидит в стороне от декорации.

Да, никто там на самом деле не находится.

В реальном месте тебе не нужно фокусироваться на иллюзии, постоянно думать: «А правдоподобно ли это?» О прочих технических вещах. Ты можешь смотреть на лица актёров, работать с ними.

Я не люблю контролировать вещи.

В этом смысле вы, выходит, работаете как документалист.

Да. У меня и оператор, Яни Петтери-Паси, выходец из документального кино.

Режиссер Юхо Куосманен на Каннском кинофестивале

Режиссер Юхо Куосманен на Каннском кинофестивале

Какие были сложности в съёмке фильма в таком замкнутом тесном пространстве? Вы же явно не могли «приподнять» стенку, когда хотелось, или снять что-то снаружи поезда.

Ну, одну стену мы всё же снесли — стену в туалет. Иначе снять там что-то было невозможно. Но в остальном мы решили ничего не менять, важно было сохранить это клаустрофобное чувство.

Из сложностей — недостаток воздуха. Всё происходит очень медленно. И то, что мне пришлось сидеть в купе номер 7 с мониторами. Я не мог находиться в одной комнате с актёрами, я просто туда не помещался. Проблема в том, что когда смотришь на мониторы, а не на актёров своими глазами, ты упираешься в оптику, в 2D-проекцию кадра. И начинаешь отвлекаться на какие-то детали: «Поверни голову вот так», «Подвинься чуть левее» и так далее. Мне не нравится такая режиссура. Я думаю, режиссёр должен чувствовать атмосферу и дать актёрам играть настолько свободно, насколько это возможно.

Когда отвлекаешься на детали, актёры теряются, не знают, как вести себя. Мне нравится стоять рядом с оператором и смотреть на всё своими глазами — и только потом проверять кадры на мониторе. Здесь так не получилось.

В интервью, кажется, Filmmaker’s Magazine вы говорили, что «Купе номер 6» — это во многом кино о контрастах, в том числе культурных. А что вас лично больше всего удивило в России как человека извне?

Меня очень удивило, что некоторые клише — о которых я думал как о клише — оказались абсолютной правдой. Например, то, что здесь всё выглядит так, будто ничего не работает, но потом почему-то всё равно работает. Скажем, мы снимали фильм в Мурманске, где не очень много кино вообще производится, и казалось, что из-за местной запутанной бюрократии у нас ничего не получится. Не было обученных людей, как в том же Санкт-Петербурге, которые знают, как работать с кинематографистами. Все лицензии и доступы были получены в последний момент.
А ещё меня приятно удивило, насколько люди в России были отзывчивы к любым моим просьбам. Финны задают намного больше вопросов. Я был счастлив, что люди здесь так усердно работали, чтобы воплотить мои самые безумные идеи.

Юра Борисов в роли Лехи на кадре из фильма «Купе номер 6»

Юра Борисов в роли Лехи на кадре из фильма «Купе номер 6»

С другой стороны, конечно, пугает, когда люди вообще не задаются вопросами и делают всё, что им скажешь. На шахте в «Северстали», помню, я увидел большую производственную машину и сказал, что хотел бы снять её у нас в фильме. Думал, это будет сложно. А мне просто ответили: «Да, конечно, сделаем». И в России всегда так. «Да, конечно, сделаем».

То же с поездами, которые мы арендовали и катали их по кругу. Не думаю, что в другой стране нам бы такое разрешили.

На этом, к сожалению, наше интервью с Юхе закончилось. По дороге в зал он рассказал мне, как его впечатлили российские актёры: Юра Борисов, Юлия Ауг и её дочь Полина, работавшая на фильме всего одну смену. К сожалению, ничего из этого записать не удалось: к тому моменту я уже выключил диктофон и не ожидал, что режиссёр решит продолжить диалог даже вне формального интервью. Его открытость меня поразила — и в то же время показалась абсолютно логичной. Только такой человек, наверное, мог снять кино о том, как герои из разных культурных слоёв с совершенно разным менталитетом могут найти общий язык, если на секунду откажутся от социальных установок и попробуют просто побыть людьми.

«Купе номер 6» в прокате с 25 ноября.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?