Год 2023-й выдался не очень богатым на научно-фантастическое кино. Многие авторы предпочли уйти в более сказочные миры, а до зрителей все еще доходят отложенные из-за пандемии картины прошлых лет. Собрали восемь лучших сай-фай лент, от комедийного блокбастера до жанрового эксперимента Уэса Андерсона.
Джеймс Ганн после опалы за неловкие шутки с триумфом вернулся во владения Marvel, чтобы завершить серию, благодаря которой режиссер сейчас практически в одиночку конструирует обновленную киновселенную DC. «Стражи Галактики. Часть 3» подводят финальную черту под историей оригинальной команды космических героев-недотеп, за два с половиной часа выжимая из зрителей максимум слез самым сермяжным способом: мытарствами беззащитных животных.
Стражам, после событий «Мстителей: Финала» находящимся на грани распада, предстоит самое травмирующее приключение. Во время нападения Адама Уорлока (Уилл Поултер), сверхсильного существа с эмоциональным интеллектом ребенка, Ракета (Брэдли Купер) получает серьезные ранения и впадает в кому. Пробудить друга у команды не получается из-за встроенного чипа смерти, который еноту вживил его создатель – помешанный на идее выведения совершенной расы Высший Эволюционер (Чукуди Ивуджи). Герои отправляются на поиски кода деактивации чипа, а Ракета переживает полные в основном печальных моментов воспоминания о прошлом.
Сай-фай хоррор Брайана Даффилда моментально покорил зрителей обманчивой простотой истории, скрупулезным исполнением и харизматичной главной героиней. Невероятная Кейтлин Дивер на одних эмоциях и практически без реплик играет одинокую девушку Бринн, живущую в отдаленном доме на краю тихого американского пригорода. Прошлое Бринн скрывает трагедию, из-за которой от несчастной отвернулся весь город, и той не остается ничего иного, кроме как коротать дни за созданием миниатюр и написанием писем подруге детства. Когда начинается вторжение порабощающих тела и разум инопланетян, героиня пытается защититься и сохранить независимость.
«Никто тебя не спасет» – мэшап из испытанных временем научно-фантастических идей и натянутой как струна режиссуры – работа не революционная, но выдающаяся. Отсутствие диалогов может слегка шокировать неподготовленного зрителя, но обосновано сюжетом: сложно разглагольствовать, когда следующие по пятам пришельцы жаждут подселить в твое тело инопланетного паразита.
К 70-летию легенды кайдзю-кино Япония – родина Годзиллы – подготовила особенный подарок. «Годзилла: Минус один» Такаси Ямадзаки возвращается к истокам, перезапуская историю радиоактивного монстра в антураже разоренной войной страны. Наверное, впервые за долгие годы человеческие персонажи не выглядят ненужными статистами на фоне гигантских существ, а являются полноценными героями. Отчасти потому, что Годзилле в фильме Ямадзаки не противостоит другой титан, а восставший из моря монстр символизирует ядерную катастрофу, произошедшую в Японии во время Второй мировой войны.
Пилот Коичи (Рюносукэ Камики) дезертировал из армии и вернулся домой, только чтобы обнаружить, что родной город разорен чудовищем, а семья погибла. Преисполненный чувством вины Коичи присоединяется к группе солдат и гражданских, чья миссия – не позволить Годзилле нанести стране еще больше вреда. Производственный бюджет «Годзиллы: Минус один» всего пятнадцать млн долларов – смехотворная сумма по меркам современных блокбастеров. Но создатели фильма выжали из этой суммы максимум, что делает картину Ямадзаки не только идеальным ремейком, но и примером филигранной работы с выделенными средствами.
Секс-работница, сутенер и наркодилер заходят в морг, видят на столах себя и раскрывают правительственный заговор. Примерно так вкратце можно описать сай-фай сатиру Джуэла Тейлора о клонировании людей и секретных экспериментах тайных государственных организаций. Дилер Тайрон Фонтейн (Джон Бойега) после будничной перестрелки с конкурентами обнаруживает, что застрял в некой временной петле. Выбраться из щекотливой ситуации парню пытаются помочь сутенер Чарльз Слик (Джейми Фокс) и его подопечная Йо-Йо (Тейона Паррис) – единственные свидетели смерти и загадочного воскрешения Тайрона.
«Они клонировали Тайрона» не хватает звезд с научно-фантастического неба, но успешно использует сеттинг для сатирической рефлексии пропитанных заговорами и недоверием к властям семидесятых. Приятную картину дополняют ловкая работа оператора Кена Сенга и умелое жонглирование Джуэла Тейлора жанровыми шаблонами и отсылками к классике блэксплотейшена.
«Создатель» Гарета Эдвардса – еще один пример грамотного распределения бюджетных средств для достижения максимально впечатляющего результата. Клишированная, сотканная из лоскутков десятков других сай-фай картин разной степени качества история о противостоянии человечества и искусственного интеллекта могла бы остаться стриминговой безделушкой, если бы не виртуозная проработка вселенной фильма.
В надежде найти предположительно погибшую некогда жену бывший агент разведки Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон) идет против приказов командования и спасает от уничтожения новейшее оружие ИИ – единственную в своем роде девочку-андроида, способную на расстоянии управлять машинами. События картины разворачиваются на фоне затянувшегося конфликта Запада и Востока: первая фракция пытается истребить андроидов, а вторая принимает их как равных. Мир «Создателя» – главное достоинство картины – невероятно красив, проработан до мелочей и отсылает к цифровому искусству художника Симона Столенхага и визуальным чертам раннего киберпанка.
В фантастическом триллере о преступлении и наказании Брэндон Кроненберг продолжает гнуть линию технологического боди-хоррора. «Бескрайний бассейн» повествует о писателе Джеймсе Фостере (Александр Скарсгард), приехавшем с женой (Клеопатра Коулман) на элитный курорт в ужасно бедную страну в поисках вдохновения. Знакомство с импозантной парой (Миа Гот и Жалиль Леспер) приводит Фостера в темные места, где он безусловно находит то, что искал, но в процессе теряет себя.
Кроненберг-младший не изменяет себе, выстраивая мрачную психологическую драму на футуристичном хай-концепте, где клонирование людей ради удовольствия бомонда служит как метафорой социального расслоения, так и эпитетом духовной деградации. Жемчужина «Бескрайнего бассейна» – Миа Гот, играючи воплотившая на экране сошедший с картин Уильяма Блейка порок.
Китайский блокбастер, снятый по одноименной повести главного современного фантаста Поднебесной Лю Цысиня, является приквелом вышедшего четырьмя годами ранее оригинального фильма. Солнце остыло, и человечество ждет медленная смерть от обморожения, поэтому мир объединяется под началом КНР и строит гигантские двигатели, чтобы отбуксировать планету к новой звезде. История установки мега-конструкций и подготовки Земли к запуску, предвосхищающая события первого фильма, растянута почти на три часа эпика и преодоления сопротивления различных сил, от террористов до банальной физики.
«Блуждающая земля 2» ничем не отличается от мегаломанских проектов Майкла Бэя или Роланда Эммериха. Проблемы выживания человечества решаются с помощью пафоса, масштабных разрушений и самоотверженных жертв героев фильма. Однако в техническом плане работа Франт Гво почти безупречна: Луна, Земля, колоссальные космические станции и масштаб, от которого даже все собранные вместе «Трансформеры» покажутся детским конструктором, захватывают дух. Удовольствие от подобного аттракциона вполне компенсирует нескромный пропагандистский посыл компартии Поднебесной.
Последний на данный момент фильм служителя культа симметрии и пастельных тонов Уэса Андерсона одновременно похож на все, что он делает, и далек от традиционных картин режиссера. Многослойная структура и привычная затейливая раскадровка соседствуют здесь с усталостью и нетипичным для автора фантастическим сюжетом. Многие задавались вопросом, что же получится, если Андерсон возьмется за сай-фай. Ответ не заставил себя ждать, хоть и удовлетворил, мягко говоря, крайне небольшое количество людей: получилась исповедь исписавшегося творца в упаковке от пирожных из кондитерской Менделя.
Магистральной историей в сюжете «Города астероидов» является невиданное ранее событие, произошедшее во время собрания юных астрономов в вымышленном американском городке в 1955 году. Маленькие любители космоса каждый год собираются в небольшом поселении, выросшем вокруг метеоритного кратера, презентуют изобретения и проводят импровизированные лекции о вероятности инопланетной жизни. Удивлению местных и гостей нет предела, когда город действительно посещают инопланетяне, очевидно, заинтересованные в осколках астероида, оставшихся в кратере.