Выбрали для вас самые необычные и талантливые фильмы о серийных убийцах — от формалистских экспериментов до шедевров Триера и Пон Джун-хо.
Мокьюментари-хоррор с Марком Дюплассом — одним из главных режиссёров жанра «мамблкор» — в роли эксцентричного маньяка-харизматика, который под довольно нелепым предлогом заманивает к себе в дом ничего не подозревающего видеографа. Дальше, понятно, ничего хорошо с бедным оператором не происходит: его пугают то дикими танцами в маске дружелюбного волка Пичфазза, то навязчивыми скримерами (причём это не укол в сторону фильма, даже джампскейры здесь оправданны сюжетно).
«Ублюдок» — кино не столько страшное, сколько бесконечно обаятельное. Построенное почти целиком на импровизации, оно занятно показывает прогрессию отношений между охотником и добычей, предлагая, вероятно, самый реалистичный и иммерсивный опыт проживания роли очередного трупа в длинном каталоге жертв маньяка. Ну и сам Дюпласс — настоящее сокровище, один из лучших маньяков в истории современного кино.
Экранизация одноимённого комикса, написанного школьным знакомым Джеффри Дамера — одного из известнейших серийных убийц в США. «Мой друг Дамер» предлагает нетипичную точку зрения на историю маньяка: здесь не показано ни одного убийства и нет стереотипного «сюжета о становлении». Лишь школьные будни будущего убийцы, в которых через намёки и впроброс кинутые детали угадывается его дальнейшая судьба.
«Мой друг Дамер» наглядно показывает, что для появления маньяка не обязательна какая-то эксклюзивно ужасная среда — они выходят из того же пространства, в котором существуют миллионы других людей.
Современная классика и лучший фильм Пон Джун-хо — (анти-)детектив о полицейских, которые расследуют множественные убийства в корейской провинции. Знаменателен фильм тем, что фигура маньяка здесь, по сути, отсутствует: ведь в реальности того убийцу так и не поймали. «Воспоминания об убийстве» — потрясающая детективная деконструкция, кино, которое ломает стереотипные представления о расследованиях как о череде улик и ярких деталей, по которым преступник обязательно найдётся.
У Пон Джун-хо выходит, что убийца может не выделяться из толпы совершенно никак: ни внешне, ни какой-либо своей историей. Великая концовка фильма — ужасающее напоминание о том, что зло никак не отличить невооружённым (и даже вооружённым) взглядом.
Скандальный (а других у него и не бывает) фильм Ларса фон Триера, где он издевательски перекладывает дантовскую «Комедию» на историю про циничного маньяка-архитектора, воспринимающего убийства как акт творения искусства. Отсылки на Боба Дилана, заводной Боуи на саундтреке и вызывающая мизантропия самого Триера, без стеснения убивающего на экране детей и отрезающего лапки милым уточкам, — «Дом, который построил Джек» искрится таким искусствоведческим панком и приятной, как ни странно, претенциозностью, что в нём в итоге совершенно не хочется искать никаких потаённых смыслов.
Это просто кино о маньяке «в кубе», сплав всех культурных штампов и навязчивых идей на тему, сложенный в увлекательный и, что там, дико смешной фильм.
Формалистский ремейк хоррора 1980 года, снятый целиком от первого лица — с перспективы самого маньяка, любящего коллекционировать скальпы своих жертв. Играет его Элайджа Вуд — необычный, но крайне удачный выбор на роль запутавшегося и не вызывающего подозрений у окружающих убийцы, который внезапно влюбляется в одну из предполагаемых жертв. Сценарий «Маньяка», прямо скажем, не самая сильная его сторона, но как минимум визуально — спасибо субъективной камере — картина очень неординарна.
Жестокая и бескомпромиссная мокьюментари-комедия о парне по имени Бен — образованном и приятном молодом человеке, образцовом семьянине, любителе поэзии и искусства, который, так уж получилось, иногда жестоко убивает и насилует людей. Бельгийский «Человек кусает собаку», снятый на стилизованную ч/б плёнку, — один из самых необычных криминальных фильмов в принципе. И великое размышление на тему романтизации убийц в искусстве и того, как легко мы закрываем глаза на обезличенных жертв, если преступник ну очень обаятелен.
Такаси Миике — режиссёр, прямо скажем, необычный и очень любящий пустить по экрану галлоны красной-красной крови. В «Ичи-киллере» он разгулялся даже по своим меркам неслабо: это совершенно поехавшее кино о том, как якудза расследуют убийство одного из своих боссов, изобретательно пытая и убивая всех на своём пути. Чтобы выяснить, что убийца, тот самый Ичи, — дикий плакса-психопат, возомнивший себя супергероем и борцом с преступностью.
«Ичи-киллер» жестоко издевается над тропами геройского кино, отрицая привычные мотивации и оправдания для самосуда. У Миике вообще нет хороших персонажей: здесь каждый человек — мразь и сумасшедший, а те, кто проявляют хоть какие-то положительные черты, будут вскоре жестоко порублены на части. Ещё это настоящий каталог сумасшедших визуальных решений: в ход идут намеренно паршивый CGI и дикие операторские пируэты, физика и физиология героев часто выходит за рамки какой-либо адекватной реальности.