Кэтрин Бигелоу продолжает снимать самое мужское кино на свете
Аналитик ЦРУ по имени Майя (Честейн) ведет допросы, не брезгуя пытками, собирает информацию, и в конце концов вычисляет, где скрывается "террорист номер один". Операция по его ликвидации длится на экране почти полчаса – столько же, сколько она длилась в реальности.
Доисторические художники рисовали на стенах пещер самое важное: бегущих животных, охотников, загоняющих мамонта, огромного поверженного зверя. "Цель номер один" – почти наскальный рисунок. Кэтрин Бигелоу в очередной раз экранизирует чистый драйв охотника, процесс опасной работы, адреналиновую гонку, чужую смерть.
У аналитика ЦРУ Майи нет личной жизни, семьи, дома. У нее ничего нет, кроме бен Ладена: единственное ее желание – загнать его в угол, увидеть мертвым. Фильм и состоит лишь из мелких озарений или ошибок ЦРУ, и из терактов, подстегивающих расследование. Между терактами и озарениями – тьма: ничего личного. Майе неприятно присутствовать при пытках, но только так можно получить важную информацию.
Красавцы-мужчины, с которыми Майя сталкивается по работе, для нее всего лишь части большого механизма, такие же, как и она сама. Механизм запущен и топливо этого механизма – ярость, слепая страсть, граничащая с фанатизмом.
Изначально это должен был быть фильм о том, как бен Ладена ловили, но не поймали. Сценарий пришлось переписывать после смерти "цели номер один".
Американское название фильма, "Zero dark thirty", означает половину первого ночи – час, когда был убит бен Ладен.
Картина получила пять номинаций на "Оскар", в том числе за лучший фильм и за лучшую женскую роль.
Бигелоу и сценарист Марк Боул создали новый вид триллера: своеобразная эссеистика, горячечные журналистские заметки, становящиеся истинной драмой. В их предыдущем фильме(«Повелитель бури») все было тише, проще – и потому сильнее било по нервам. Здесь же все запредельно, слишком громко- сразу глохнешь. Не просто герой, а красавица-аналитик. Не просто боевая задача, а поимка цели номер один. Не просто служба в армии, а бесконечные годы тупой работы ради внезапного прорыва. Не просто черное и белое, а страшное зло и безжалостное добро. Предыдущий фильм Бигелоу был веселым адреналиновым приходом, этот же получился журналистской сказкой о супергерое, который поборол суперзлодея и не знает, как жить дальше.
Хотя снято, безусловно, блестяще. Бигелоу, как никто, умеет показать неконтролируемые реакции. Как течет слеза у человека, который испытывал жажду, а ему вдруг дали воды. Как покорно ребенок, у которого только что убили родителей, берет игрушку из рук убийцы.
И как закрываешь глаза и перестаешь верить правде, когда ее сообщает фанатик.