Создатели любой из франшиз рано или поздно сталкиваются с серьезной проблемой: анонс продолжения делит аудиторию на тех, кто рад новым похождениям привычных героев и тех, кто ворчит о том, что авторам давно пора остановиться
Франшиза об «Амитивилльском кошмаре» – одна из самых долгоиграющих в жанре хоррор, оригинальная линейка состоит из восьми лент, а ребут-серия уже из двух, еще 4 фильма не входят в канон, заданный в 1979 году. Тем интереснее, что к приквелу авторы обратились уже на втором шаге, правда, случилось это скорее вынужденно, чем по зову творчества, – продюсер Дино Де Лаурентис в обход остальных создателей оригинальной картины заключил соглашение о том, что вторая лента расскажет о другой семье, жившей в зловещем особняке до Джорджа и Кэти Латц. С одной стороны, зрителей это несколько запутало, а с другой – «Одержимость» обладает собственной ценностью, фильм вполне органично воспринимается в отрыве от остальных картин серии. Пусть он не такой шокирующий, как первая лента, но нервы щекочет изрядно.
Многие об этом уже не помнят, но роман Томаса Харриса «Красный дракон» однажды уже был экранизирован, правда, несколько вольно, но зато самим Майклом Манном. После успеха «Молчания ягнят» и достаточно уверенного продолжения «Ганнибала» владельцы прав на франшизу решили вернуться в прошлое и вновь столкнуть лоб в лоб Лектера и Уилла Грэма. Приквел получился вполне удачным благодаря впечатляющему актерскому составу – компанию Энтони Хопкинсу в кадре составили Эдвард Нортон, Рэйф Файнс и Харви Кейтель. Не самый обычный ансамбль для фильма ужасов, да еще и третьей картины серии, но в этом-то и прелесть «Красного дракона» – Лектер не перестает удивлять даже тогда, когда считаешь, что о нем известно все.
Приквел ребута (да простят нас читатели за эту конструкцию) «Техасской резни бензопилой» – один из самых трогательных фильмов, подобранных нами для данного списка. Конечно, трогательность его заключается не в кровавых сценах пыток и не в натуральности убийств, а в том, как создатели картины подошли к задаче – они решили не просто навариться на франшизе, а действительно рассказать предысторию так, чтобы зритель получил ответы на все интересующие его вопросы. Тут вам и первые убийства, и первое кожаное лицо, и потерянные зубы, и утраченные ноги, приквел подробно рассказывает о семье Хьюиттов, так что у фанатов не остается места для сомнений. По иронии судьбы этот рассказ оказался настолько подробным, что на «Начале» ребут-линейка и оборвалась – последующие фильмы о «Резне» и ее злодеях предпочли вернуться к оригинальной истории и продолжать ее сюжет.
Когда Томас Харрис в 2006 году написал предысторию своего самого известного персонажа Ганнибала Лектера, у Голливуда не было ни единого шанса отказаться от его экранизации – зрители жаждали узнать подробности происхождения культового героя. Сюжет романа и картины «Ганнибал: Восхождение» отправляет нас в послевоенную Европу, где юный Ганнибал впервые сталкивается со смертью близких, становится свидетелем акта каннибализма, а затем и сам поддается зову плоти. Фильм вполне мог остаться незамеченным или проигнорированным массовым зрителем, но, к счастью, главную роль в нем блистательно исполнил Гаспар Ульель – это, конечно, не Энтони Хопкинс с его фирменной чертовщинкой в глазах, но вполне себе «начинающий дьявол», в жажду мести которого веришь сразу и безоговорочно.
Убийство главы клана вампиров Виктора, роль которого исполнил Билл Найи, было плохой идеей – на впечатляющей харизме мрачного вурдалака первые два фильма держались ничуть не меньше, чем на обтягивающем латексе Кейт Бэкинсейл. Потому-то ход с приквелом и выглядит весьма разумным – историю противостояния вампиров и оборотней можно рассматривать с разных сторон, так почему бы не взглянуть на истоки. С обоснованием логики противостояния двух древних родов авторы, на взгляд многих поклонников франшизы, несколько перемудрили, но зато зрители получили еще одну необычную трактовку сюжета о Ромео и Джульетте, на этот раз сверхъестественную. Как бы то ни было, на третьем фильме просмотр франшизы смело можно заканчивать, дальше пластинка начала кататься по кругу.
Феноменальное «Паранормальное явление» Орена Пели, закончившееся на самом интересном месте и переоткрывшее жанр «найденных пленок», не могло остаться без продолжения, и сиквел последовал довольно быстро, вот только большого удовольствия поклонникам он не доставил – ничего нового вторая часть не показала. Тогда создатели франшизы решили оглянуться в прошлое и разобраться в том, как Кэти связана с таинственными призраками, посещающими ее дом, – получилась лента, которая во многом превзошла даже оригинал. Да, эффект неожиданности уже не так силен, но общая стилистика старых пленок, увлекательная и страшная история о двух сестрах и их невидимом друге и роскошный финал делают ленту одним из лучших хоррор-приквелов в истории.
Глупо сравнивать современный полуприквел-полуремейк «Нечто» с оригинальной картиной Джона Карпентера 1982 года – над подлинными шедеврами не властны ни время, ни развитие уровня спецэффектов. Однако же стоит отметить, что «Нечто» из 2011-го по меньшей мере заслуживает того, чтобы упоминаться рядом с классикой, мелкими буквами, сбоку, незаметно, но заслуживает. Карпентер бросил своих героев в пекло без особых предисловий, поэтому поклонников фильма не мог не занимать вопрос, откуда появилась тварь и что случилось на норвежской станции – приквел рассказывает об этом с чувством, с толком, с расстановкой. Фильм несколько портит неуклюжая и довольно назойливая компьютерная графика, но если от этого отмахнуться, то «Нечто» может доставить удовольствие, если такое выражение уместно в описании хорроров.
То, что пятый фильм серии «Пункт назначения» окажется приквелом, зрители узнают только в самом финале ленты – герои картины оказываются на борту того самого самолета, с крушения которого начинается оригинальный фильм, и погибают в нем. Идеальное закольцовывание, разрывать которое не следует, как бы кому ни хотелось увидеть «Пункт 6». Приквел не просто свел все линии воедино, он поставил идеальную точку – в фильме симпатичные персонажи, его открывает одна из самых крутых сцен крушения во всей франшизе. Наконец, «Пункт 5» дает объяснение многим ранее непонятным правилам киновселенной, в которой смерть может допустить ошибку, но непременно попытается ее исправить.
У франшизы «Поворот не туда» существенно меньше поклонников, чем у упомянутых ранее «Техасской резни бензопилой», «Пункта назначения» или даже «Ужаса Амитивилля», но для подлинных фанатов очередная встреча с полюбившимися маньяками-уродцами с милыми кличками Трехпалый, Пилозубый и Одноглазый всегда праздник. Создатели серии слэшеров о каннибалах, орудующих в диком лесу, к третьей части заметно поисписались, а потому на четвертом фильме решили сделать небольшой глубокий вдох свежего воздуха и рассказать о детстве своих «очаровательных» подопечных. Картина «Поворот не туда 4: Кровавое начало» переполнена штампами – от заброшенной психушки до загадочной кинопленки, от беспечных подростков до запытанных насмерть докторов, – но от франшизы никто и не требует логики и глубины. Главное, чтобы названию соответствовало, а крови в фильме более чем достаточно.
Убив в финале первой части «Астрала» героиню актрисы Лин Шей, авторы франшизы поставили себя в неловкое положение, для третьей части нужно было придумывать что-то особенное. Выбор был из трех вариантов: Элис можно было заменить другим экстрасенсом-медиумом, можно было вернуть персонажа в виде призрака (уже было в сиквеле) или же откатиться назад во времени. Джеймс Ван и Орен Пели предпочли самый простой вариант – сделали третий фильм приквелом истории семьи Ламберт. Нельзя сказать, что третья картина превзошла оригинал, но и корить ее не за что – «Астрал 3» работает ровно так, как и должен, пугает в правильных местах, приоткрывает детали характера Элис Райнер и гарантирует нескучный вечер у экрана.
Оригинальная картина «Уиджи: Доска дьявола» была настолько блеклой и банальной, что появление планов ее продолжить ничего, кроме недоумения, не вызывало. Однако продюсеры быстро сориентировались и дали талантливому режиссеру Майку Флэнегану определенную свободу – сиквел превратился в приквел, и герои вместе со зрителями отправились исследовать вопрос, почему в безобидную шуточную доску вселился злой дух. Отлично владеющий приемами психологического напряжения атмосферы Фленеган легко превзошел оригинал, «Уиджи. Проклятие доски дьявола» – по-настоящему страшное кино с неожиданными поворотами сюжета и приятной ретроатмосферой. Наряду с первым «Заклятием» картину можно назвать одной из жемчужин жанра, как минимум нового века.
Хоррор Дэвида Сандберга любопытен хотя бы потому, что формально он является приквелом приквела – в «Зарождении зла» рассказывается история появления куклы Аннабель, которая в фильме «Проклятие Аннабель» терроризирует героиню Аннабелль Уоллис, после чего, собственно, зловещая игрушка отправляется в музей к супругам Уоррен, показанный в «Заклятии». Лента решена в примечательном ретростиле, придающем истории дополнительную пикантность и степень реалистичности. К тому же в фильме занято несколько юных актеров, которые блестяще справились со своими задачами – если все пре-приквелы будут получаться такими, как «Проклятие Аннабель» Зарождение зла», то сценаристам стоит задуматься о том, чтобы повернуть вспять и другие сюжеты.