Южная Корея ежегодно радует зрителей как фестивальными хитами, так и жанровыми новинками. Однако так было не всегда: южнокорейский кинематограф сильно пострадал из-за двух войн и цензуры 1970-х. Рассказываем, какие фильмы считаются национальной классикой и почему корейский кинематограф уже четверть века переживает золотой период своей истории.
В Южной Корее популярно не только зрительское художественное кино, но и авторское, фестивальное, с огромным разнообразием этих фильмов вы можете ознакомиться на сайте онлайн-фестиваля K-FEST 2020.
После периода японской оккупации и Корейской войны, во время которой было выпущено всего 14 фильмов (все бесследно утеряны), корейский кинематограф начал свое возрождение. Во второй половине 1950-х власти активно закупали западную технику, а также освободили индустрию от налогов. В начале 1960-х краткосрочное смягчение цензуры позволило кинематографистам отойти от типичных для того времени жанровых мелодрам. Тогда были сняты два фильма, которые стабильно попадают в списки главных национальных шедевров. Первый из них — «Служанка» Ким Ги-ёна, бытовой триллер о похоти, жадности и мести. По сюжету композитор с семьей переезжает в новый дом, и чтобы помочь беременной жене заботиться о двух детях и справляться с хозяйством, супруги нанимают молодую служанку, которая быстро осваивается в доме и соблазняет мужа. Невиданный ранее психологизм, визуальный язык и хичкоковский саспенс в свое время шокировали неподготовленного зрителя настолько, что даже сейчас, 60 лет спустя, главные корейские режиссеры вроде Пон Джун-хо и Пак Чхан-ука продолжают вдохновляться фильмом и цитировать его.
Другой важный фильм того периода — «Шальная пуля» Ю Хён-мока, которая постоянно соперничает со «Служанкой» за звание главного фильма в истории Южной Кореи и, несмотря на свою низкую популярность, постоянно выигрывает. Первое, что нужно знать о фильме: власти запретили его за чересчур мрачное изображение жизни в послевоенной Корее. В этом есть доля правды: «Шальная пуля» — это будто вдохновленная итальянским неореализмом тяжелая драма, без прикрас демонстрирующая бытовые ужасы тех времен, от самоубийства до вынужденной проституции. Фильм рассказывает трагическую историю одной семьи: бухгалтер, его брат-ветеран, беременная жена и младшая сестра, ставшая проституткой у американских солдат, сводят концы с концами и делают все, чтобы не умереть с голоду. Одна из главных метафор фильма — больной зуб, который главный герой фильма не хочет лечить у зубного.
Со второй половины 1960-х правительство Южной Кореи начало вводить дополнительную цензуру и запрещать снимать фильмы, иллюстрирующие реальные социальные проблемы страны. Тем не менее кинопроизводство активно развивалось — ежегодно на экраны выходило более 200 фильмов. Все изменилось в 1973 году, когда новое правительство страны создало институт контроля за национальным кинематографом, который продвигал государственные идеалы и «политически правильные» фильмы. Тогда большинство режиссеров, снимавших в 1960-х, попали в черные списки, часть из них были арестованы. Однако правительство закрывало глаза на популярный жанр фильмов, посвященный жизни девушек из бара и секс-работниц. Один из них — «Расцвет мисс Ён-джа», трагическая мелодрама о ветеране Вьетнамской войны. Он встречает девушку, в которую был влюблен до ухода на фронт: тогда она работала горничной, теперь, оставшись без руки из-за страшного ДТП, вынуждена работать на панели. Герой делает все, чтобы вытащить ее со дна: заботится о ней и копит ей на протез, чтобы в конце концов в очередной раз остаться с разбитым сердцем.
В начале 1980-х новое правительство смягчило цензуру в национальном кинематографе и контроль за индустрией — либеральные реформы привнесли творческую свободу и позволили независимым режиссерам самим снимать кино, а также увеличило количество зарубежных картин, разрешенных для показа в стране. Кроме того, южнокорейское кино вернулось на главные кинофестивали мира. Одним из главных фильмов периода, который считается временем восстановления национального кинематографа, является комедия «История о жизни в браке» — это первый фильм, за продюсирование и дистрибуцию которого отвечало не государство, а Samsung, крупный конгломерат, которым владеет семья, так называемый чеболь. Сам фильм представляет собой социальную комедию, такой сборник коротких зарисовок о жизни прогрессивных молодоженов, которые поженились назло семье и друзьям. Их семейная жизнь оказалась не такой радужной, как ее обычно демонстрируют в поп-культуре: жена расстраивается из-за консервативных взглядов мужа, постепенно герои разочаровываются сначала в медовом месяце и сексе друг с другом, потом в институте брака и, наконец, в любви.
Период с 1997 года в истории кинематографа Южной Кореи называется «ренессансом» — учитывая недавний успех «Паразитов», нетрудно догадаться, что этот этап активен и, будем надеяться, еще не скоро закончится. А вот начался он после азиатского финансового кризиса 1997 года — тогда многие чеболи сократили свое присутствие в индустрии. Однако на тот момент они (точнее, их финансовая помощь) уже заметно помогли национальному кинематографу: во-первых, конгломераты превратили индустрию в прибыльный бизнес и вернули зрителей в кинотеатры, а главное — сделали все, чтобы начали появляться молодые и креативные режиссеры. Вот они слева направо: Пак Чхан-ук, Хон Сан-су, Пон Джун-хо, Ли Чхан Дон. Так называемое новое корейское кино началось в конце 1990-х, когда на экранах появились блокбастеры и жанровые фильмы. Одним из первых крупных успехов стал фильм «Шири» — названный в честь пресноводной корейской рыбки психологический триллер о противостоянии южнокорейских спецагентов и снайперши из КНДР. Картина собрала у экранов 6,5 миллиона человек и поставила новый рекорд, обогнав «Титаник», который посмотрело 4,3 миллиона человек.
«Мятная конфета» Ли Чхан Дона стала одной из первых попыток ретроспективного взгляда на новейшую историю Южной Кореи. Главный герой в начале фильма кончает жизнь самоубийством, встав лицом к несущемуся поезду и крича: «Я хочу вернуться назад!» После этого зритель и правда возвращается назад: ему показывают несколько важных флешбэков из жизни погибшего в обратной последовательности — от недавнего до самого старого. Воспоминания построены на ключевых событиях последних 20 лет XX века в истории страны, в том числе упоминаются финансовый кризис 1997 года и жестоко подавленная студенческая акция протеста в Кванджу 1980 года. К концу фильма, когда на экране будет показан последний флешбэк, зритель сможет сложить воедино личную историю героя, которая тщательно вплетена в историю страны: молодой идеалист после участия в жестоком подавлении протеста ровесников теряет свою подростковую наивность и превращается в циничного и жестокого полицейского.
Сейчас, когда южнокорейские хорроры находятся на пике своей популярности (вспомните «Вопль», «Поезд в Пусан»), самое время вернуться к одному из первых и лучших представителей жанра — «Истории двух сестер» Ким Джи-уна. Основанный на истории из корейского фольклора фильм посвящен двум сестрам, которые возвращаются из психиатрической больницы домой. Там их терроризирует мачеха, призраки и сверхъестественные силы — все это как-то связано с мрачными секретами из семейной истории. Мастерски разыгранный и снятый, сбивающий с толку психологический хоррор стал первым южнокорейским фильмом ужасов, который сначала показали в США. Неудивительно, что позже Голливуд выпустил ремейк картины под названием «Незваные», но получилась лишь бледная копия.
Отдельный пункт в истории любого национального кинематографа — самый прибыльный фильм страны. В Южной Корее этот статус закреплен за историческим блокбастером «Битва за Мёнрян», который в 2014 году собрал почти 140 миллионов долларов при бюджете в 10 миллионов. Фильм посвящен легендарному и полумифическому адмиралу Ли Сунсину, который в Южной Корее считается героем и спасителем отечества, а в мировой истории — одним из немногих флотоводцев, не проигравшим ни одной битвы. Одной из них и посвящен фильм: во время Имдинской войны между Кореей и Японией XVI века флот Сунсина, состоящий из 13 кораблей, рискнул дать бой японскому флоту из 130 кораблей. Исход очевиден: героическая победа Сунсина. «Битва за Мёнрян» — выдающаяся в технических аспектах реконструкция этого морского сражения.
«Паразиты» Пон Джун-хо — это очевидная вершина корейского кинематографа. Уникальное событие, после которого миллионы зрителей заинтересовались не столько кинематографом, сколько культурой страны. Сравнить это можно разве что с популярностью группы BTS. Власти города Коян уже вовсю инвестируют в туристические маршруты по местам съемок, а рецепты рамдона чапагури собирают миллионы просмотров на YouTube. Что уж говорить про сам фильм, который, кажется, побил все возможные рекорды: первый южнокорейский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь», первый южнокорейский фильм, номинированный на премию «Оскар», первый международный фильм, победивший в категории «лучший фильм». И это только признание в индустрии, обычные зрители полюбили фильм настолько, что на синефильском сайте letterboxd «Паразиты» сместили с первого места «Крестного отца» в списке лучших фильмов всех времен. Время покажет, заслуженно ли это. Ну а пока стоит в очередной раз удивиться, что нежданно-негаданно на наших глазах история мирового кинематографа разделилась на до и после «Паразитов».