Невнятная, но «духовная» (что бы это ни значило) драма.
Невнятная, но «духовная» (что бы это ни значило) драма.
Захолустный город Гречанск, январь 1956 года. Разбитная деваха шутки ради решает сплясать с иконой Николая Угодника – и застывает на месте, как окаменевшая. Стоять она будет 128 дней. Ее дом немедленно оцепят, но по городу все равно распространятся слухи о чуде, и власти будут искать способы разъяснить это невиданное происшествие.
Сценарий Юрия Арабова основан на якобы реальной истории, случившейся с самарской девушкой Зоей. Он делится на несколько новелл о людях, которых судьба свела с остолбеневшей. «Февраль»: журналист-бухарик приезжает в Гречанск писать фельетон о религиозных предрассудках; осознав, что чудо случилось на самом деле, а живая статуя – его бывшая любовница, герой надолго теряет дар речи, а потом увольняется из своей тоскливой газеты и переключается на стишки.
«Март»: неприятного местного священника заставляют прочесть проповедь о том, что чудес не бывает, а потом демонстрируют окаменевшую. «Апрель»: в Гречанск заезжает Никита Хрущев, который полон желания прижучить мракобесов, но при виде живой статуи слегка притихает. Все три истории (как и четвертую, посвященную судьбе самой девицы) Прошкин комкает с поразительной беспечностью. Персонажи Хабенского (журналист) и Шамирова (священник) сбегают из сюжета настолько резво, что не поймешь, зачем они вообще появлялись. Хрущев выглядит более обаятельным персонажем, но и его приятный выход едва ли можно назвать полностью осмысленным.
Кто в фильме живее всего – так это герой Сергея Маковецкого, одноглазый «уполномоченный по делам религии», мелкий бес, который то травит метафизические анекдоты (В приемной Бога звонит телефон. Бог говорит ангелу: «Скажи, что меня нет»), то пытается скрыть чудо от населения, то использует его в своих целях. Однако и Маковецкий не способен вывести сумбурное «Чудо» из тумана. Из фильма отчетливо следует, что с иконами надо обращаться осторожно, как с бомбами. Также в ленте содержится ответ на давно мучающий человечество вопрос: почему Бог не показывает людям явные чудеса. Люди все равно не поверят, а если и поверят, не поймут, что с чудом делать, – как не поняли этого герои картины и ее авторы.