Высказывание Пола Шредера о современном Голливуде было адресовано скорее критикам, а не зрителям, поэтому зрелище из «Каньонов» получилось очень слабое. Впрочем, критиками высказывание тоже не было услышано, настолько оно банальное
Молодой актер Райан приезжает в Лос-Анджелес для съемок в низкобюджетном фильме. На встрече с продюсером Кристианом обнаруживается, что подружка Кристиана, актриса Тара – бывшая любовница Райана, собственно, именно она и «похлопотала» за старого приятеля, до сих пор подрабатывающего барменом. Старые чувства вспыхивают вновь, но влюбленные скрывают свою связь от Кристиана – этот испорченный папиными деньгами молодой человек способен на самые страшные вещи. Но все тайное становится явным, пронизанные ложью отношения удавкой затягиваются на шее каждого из героев.
Раскладывать «Каньоны» на составляющие – занятие увлекательное. Режиссер Пол Шредер – сценарист ключевых фильмов Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро «Таксист» и «Бешеный бык», долгое время сторонившийся собственных постановок. Сценарист Брет Истон Эллис – автор «Информаторов» и «Американского психопата», впервые напрямую написавший киносценарий. Линдси Лохан в главной женской роли – загубившая молодость старлетка, давно вычеркнутая из числа актрис с «диагнозом» «Непредсказуемость». Джеймс Дин в главной мужской роли – порноактер с внушительной фильмографией, дебютирующий в «настоящем» кино. И это лишь верхушка айсберга, а еще есть Гас ван Сент в скромной роли психоаналитика, копеечный бюджет, разгром от критиков, предложение от Стивена Содерберга перемонтировать фильм и сделать из него «конфетку» за 72 часа… Шума и скандалов вокруг фильма оказалось гораздо больше, чем он того заслуживает. «Каньоны» – эксперимент во всем, и эксперимент провальный.
Начнем со сценария. Конечно, благодарные критики раскопают ниточки, ведущие к тому Эллису, на которого молились продюсеры после «Американского психопата». Вот только постаревший на 12 лет Бейтман теперь совсем не тот яростный, бескомпромиссный персонаж. Новый «психопат» – скорее испорченный, недовольный, скучающий мальчишка, безыдейный и по большому счету не пугающий, а отвращающий. Ставить персонажа Дина в один ряд с героем Кристиана Бэйла не поднимется рука. И куда все девалось? За неимением яркого злодея рассыпается и остальная пирамида – второстепенных героев автор даже не трудился прописывать, «тренер по йоге» – это максимально емкое определение для одного из персонажей, нечто бесформенное и нефункциональное…
С режиссурой, увы, совсем беда. Еще на этапе идеи многие знакомые Пола Шредера отговаривали его браться за картину. Не снимавший пять лет Шредер, все еще таящий обиду на скандал с приквелом «Изгоняющего дьявола», уперся с энергией, достойной иного применения, собрал на Kickstarter деньги, нашел актеров в онлайн-базе и приступил к работе. И вылил всю свою злобу на Голливуд желчью обличения актеров, продюсеров, ассистентов и агентов. Возможно, в какой-то более удачной форме, в сатирической картине или яркой драме, этот апперкот индустрии и выглядел бы настоящим ударом, но «Каньоны» не стали чем-то большим, нежели шипением из-за угла. Шипением, вполне справедливо всеми проигнорированным.
Не сработал и кульбит с приглашением на главную женскую роль Линдси Лохан. Уровень ее таланта по-прежнему остается предметом спора среди тех, кому ее спущенная в унитаз карьера до сих пор небезразлична. На мой взгляд, ничем, кроме смазливого личика, девушка не отличалась и в нежном возрасте, теперь же алкогольная и наркозависимость лишили ее и этого сомнительного козыря – в 27 лет Лохан выглядит просто страшно, а атрофировавшиеся мышцы лица совершенно не позволяют ей играть, ее героиня с тем же успехом могла быть забинтованной с ног до головы.
Другая горькая пилюля, подсунутая Шредером критикам, – порноактер Джеймс Дин, взявший в качестве псевдонима имя культового актера. Тяжкую ношу нового «американского психопата» он явно не тянет, но на фоне еще более безвольных коллег в кадре сохраняет, как это ни двусмысленно прозвучит, мужское достоинство. Его старание доказать, что он не только «порно-», но и «-актер», по крайней мере заметно и достойно минимальной, но похвалы.
Что же до Содерберга, то, пожалуй, с мнением многих западных критиков можно согласиться: полуторачасовой унылый триллер по ощущениям от тяжести его просмотра тянет на трехчасовую пытку. Помог бы ему более энергичный монтаж, сложно представить, хуже уж точно не стало бы. Но в том виде, в котором картина вышла на экраны, для рядового зрителя она совершенно несмотрибельна – бледные актерские работы, скучный сценарий, вялотекущее действие, перемежающееся тройкой непритязательных эротических сцен. Смотреть не на что. Другое дело – критики. Есть в чем покопаться, есть за что цепляться, есть о чем написать. Только Шредер и на них плевал – лучше всего о «Каньонах» говорят финальные титры вперемешку с изображениями заброшенных американских кинотеатров. «Фабрика грез» покрылась пылью, а сдувать ее желающих нет.