Весьма скромно начинающаяся сказочная картина о борьбе добра и зла к финалу оказывается неожиданно глубокой притчей о хрупкости любви
Иван – типичный московский хипстер, прожигающий в столице день за днем, так и не решив, чем в жизни заниматься. С одной стороны, старший брат старательно втягивает Ивана в большой бизнес, с другой – молодой человек чувствует неведомую тягу к природе и красоте мироздания. Отправившись в служебную командировку в старинный русский городок Переброды, Иван встречает деревенскую девушку Алену и влюбляется в нее с первого взгляда. Но между двумя мирами – шумным мегаполисом и тихим местом Силы в глуби лесов – слишком много противоречий. Влюбленные должны вступить в схватку за Источник своей любви, но противостоящие силы явно неравны.
Отечественная картина «Источник» на первый взгляд не вызывает ни малейшей заинтересованности. У руля очередная дебютантка, в главной роли Иван Янковский, которого внезапно в кино стало очень много, жанр обозначен как «мелодрама», а незамысловатый постер не обещает ничего оригинального. Больше того, начало ленты тоже не предвещает неожиданных поворотов – кино включает скромную «вторую передачу» и тихо двигается к логическому, предопределенному жанром завершению. Но это лишь первый взгляд и начало просмотра. Финал вас обязательно удивит, мы не сомневаемся.
А дело все в том, что «Источник» лишь частично мелодрама, по большей части картина – некая смесь городского фэнтези, древнерусской сказки и романтической комедии. И не спешите презрительно фыркать, лента Надежды Витальской одинаково далека как от недавних «Ночных стражей», так и от не прижившегося в России «Он – Дракон». «Источник» – нечто совершенно иное. Одновременно очень простое и при этом неожиданное кино, в фильме чувствуется и подростковая наивность, и попытка ухватить хотя бы кончик очень тонкой материи, которая пока не признана наукой – авторы опираются на теорию о симбиозе всего живого, пусть и показан он у них в несколько популистской форме.
Картина начинается с анимационной вставки, рассказывающей о противостоянии светлых и темных сил, приведшем к уничтожению жизни на планете Земля. К счастью, уничтожение было не глобальным и не фатальным, люди смогли возродиться и обрели некие Источники жизни, любви и света, поддерживающие баланс добра на планете. Источники эти весьма хрупки, поэтому им требуется защитник – и именно с такой будущей «защитницей» встречается Иван в перебродовском лесу. Молодой человек и девушка не просто живут в разных социальных средах, у них не просто разное воспитание и цели, они даже мыслят разными категориями. К счастью, душа Ивана еще не успела окончательно зачерстветь и способна принять любовь таинственной девушки.
Впрочем, этот романтический рассказ следует лишь вторым планом. На поверхности же разворачивается социальная комедия, во многом схожая с лентой «Два дня». Точно так же на периферию приезжает городской умник, точно так же перед ним лебезит местная администрация, так же герой натыкается на неожиданное препятствие в реализации своих планов, лежащее не в плоскости денег, а противящееся чувствами и эмоциями. Разумеется, юный Янковский – это не Федор Бондарчук, а Колева, несмотря на схожесть причесок, – не Ксения Раппопорт, но связь между лентами чувствуется. Вот только развязка у «Источника» совсем иная.
Нет, мы не станем раскрывать секрет финала, отметим лишь, что кино неожиданно «взрослеет» примерно после середины и превращается в драму. И хотя картинка остается подростково-наивной (герои то красиво бегут по пшеничному полю навстречу друг другу, то сурово ищут друг друга глазами, разделенные океаном), пронзительная история потерянной любви не позволяет ленту сразу «списать в утиль».
Конечно, Витальской еще только предстоит набраться опыта, Янковский, хоть и уверенно стоит на ногах, нередко промахивается с эмоциями (но играет много лучше, чем в «Стражах»), а монтаж порой заставляет тяжко вздыхать – но в целом кино приятно радует. Охватив целый сноп жанров, от комедии до драмы, от сказки до мрачного арта, кино осталось по-девичьи свежим и трогательным. Настоящая сказка с реалистичным финалом.
С 3 ноября в кино.